>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Понятие «коммуникация», «общение», «деловое общение»

Процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, к задачам, которые ставит перед ней жизнь, называется деятельностью.

Это вид социальной активности, которая присуща только человеку и имеет сознательный, целенаправленный характер. Это действия, которые происходят в условиях социально организованного общения, это всегда сотрудничество или прямое или опосредствованное.

Некоторые ученые выделяют коммуникативную деятельность, рассматривая ее как совокупность действий, направленных на достижение определенной коммуникативной цели.

Отчетливо человек проявляет себя во время выполнения профессиональных обязанностей. От его знаний и умения делать свое дело, от культуры поведения, умения говорить, слушать часто зависят результаты профессиональной деятельности. Профессиональные обязанности менеджера состоит в том, чтобы организовывать совместную деятельность других людей на выполнение конкретных задач.

Совместная деятельность - это один из основных видов человеческого общения.

Она невозможна без наличия контактов (постоянных или временных) между членами группы, без обмена информацией с целью успешного решения задач.

Общение рассматривается как весомая составляющая менеджмента, но специалисты по управлению лишь касаются этой компоненты, не раскрывая нормы и механизмы ее действия, а тем более не рассматривают культуру общения, которую формируют этические нормы и психологические механизмы. Хотя некоторые специалисты по менеджменту отмечают, что менеджмент как функция по руководству людьми и отрасль человеческого знания возник из понимания роли и значения механизмов общения на стыке таких наук, как управление, психология и этика.

Общение стало основой маркетинга и его главным методом. Всем известно основной лозунг маркетинга: "Потребители требуют от производителей общения. Они хотят, чтобы с Вами было легко общаться".

С менеджмента знаем, что примерно 78% рабочего времени менеджера составляет общение с другими людьми. В связи с этим некоторые менеджеры считают, что от их умения общаться зависит 85% успеха бизнеса.

Во время исследований от 63 до 85% американских, английских и японских менеджеров отмечали, что неэффективное общение является основным препятствием на пути к положительному результату в их деятельности, то есть неэффективное общение является одной из основных причин возникновения проблем в их работе. Существует мнение, что и в нашей стране почти 80% проблем любой организации возникает вследствие неэффективного общения.

Д. Рокфеллер утверждал, что "умение общаться с людьми - это товар, который можно купить так, как мы покупаем сахар или кофе.

И я заплачу за это умение больше, чем за что-то другое на свете". Ли Якокка писал: "Не с собаками, не с обезьянами имеет дело менеджер, а с людьми, только с людьми. Если он не способен правильно выстраивать взаимоотношения с другими, то какая польза от него для компании?

Его единственное предназначение как руководителя - это подталкивать к деятельности других людей. Если он не умеет это делать, то он не на своем месте ".

То есть общение он считал наилучшим способом, с помощью которого менеджер может направить энергию людей на достижение поставленной цели.

Общение, персональные контакты являются одним из важных параметров, по которым журнал Foreign Policy определяет уровень глобализации страны.

В первую пятерку стран по этому показателю вошли Ирландия, Швейцария, Швеция, Сингапур и Нидерланды.

Что же такое общение? В менеджменте чаще употребляется понятие "коммуникация". Специалисты по менеджменту рассматривают коммуникационный процесс, или процесс общения, как непосредственное или косвенное (например, переписка) контакт между людьми, в результате которого происходит обмен информацией.

Психологи отмечают, что общение - это взаимодействие людей, т.е. их влияние друг на друга, а также обмен информацией между людьми во время их взаимодействия.

По мнению некоторых психологов, общение - это межличностная и межгрупповая взаимодействие, основу которой составляет познания друг друга и обмен определенными результатами психической деятельности (информацией, мыслями, чувствами, оценками и т.д.).

Общение определяют также как взаимодействие двух или более людей, направленную на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Говорят также, что общение - это процесс установления и налаживания межличностных отношений.

Наиболее обобщенно можно дать такое определение:общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождают потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение в отличие от деятельности направлено на взаимодействие человека с другими живыми существами и предусматривает обмен представлениями, мыслями, переживаниями и т.д.. Сам процесс установления взаимоотношений с целью обмена информацией, мнениями и т.д. иногда называют коммуникативной поведением человека, а отдельный ее элемент обмена информацией, контакт - коммуникативным актом.

Специалисты, оказывающие консультационные услуги, утверждают, что почти все сложные случаи, с которыми им приходится иметь дело, е прямым результатом неэффективного общения, возникших в межличностных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между руководителем и подчиненными.

Межличностные взаимоотношения в общении - это такие взаимосвязи между людьми, которые субъективно переживаются и объективно проявляются в характере и способах взаимного влияния.

Если они плохие, то продуктивное взаимодействие человека, совместная деятельность становятся невозможными. У человека портится настроение, ухудшается даже здоровье, он не испытывает радости бытия.

Это особенно бывает, когда ему не хватает хороших отношений в семье, а родственниками, у него не налажены взаимоотношения с другими людьми (друзья, любовь), не сложились доброжелательные отношения в важной сфере (на работе, в институте и др.)., А также когда он оказывается в новом окружении. При этом человек чувствует себя несчастным.

Деловые отношения людей в отличие от личностных строятся не на чувствах, а на тех ролях, которые они играют в процессе деятельности, на обязанностях, которые они принимают сами на себя или которые возлагают на них другие.Деловые отношения могут быть официальными (устанавливаются и поддерживаются согласно каких-либо нормативных требований) и неофициальным. В рамках межличностных отношений добрый поступок воспринимается другими, когда демонстрируется правильно выстроенная коммуникация.

Однако это происходит лишь тогда, когда мы хорошо знаем, что именно интересует и волнует тех людей, с которыми мы общаемся.

Именно это и является сущностью отношений между людьми или межличностными отношениями. Те, с кем мы общаемся, всегда что-то думают о нас, знают о нас, говорят о нас - иногда хорошо, а иногда плохо.

Мы должны обращаться к ним в той же манере и том же языке, к которому они привыкли, и тогда они нас легко поймут. Для того чтобы система межличностных отношений была эффективной, а общество здоровым, желательно отказываться от привычки за поступками людей видеть их злой умысел.

Без общения невозможно существование человеческого общества. Особенно это чувствуют те, кто длительное время живет один. Известно, что самым тяжелым наказанием в Древней Греции был остракизм, т.е. запрет общаться с осужденным.

А умеем ли мы общаться?

Вроде так - мы все время говорим. Но всегда ли это общение продуктивное? Всегда ли мы чувствуем после него удовольствие и понимание, что оно таким же является и для другого человека?

А умеем ли мы, общаясь с другим человеком, решать конкретные дела и достигаем в этом успеха?

Очень часто бывает так, что люди вроде общаются между собой, но между ними возникают барьеры, которые мешают эффективному обмену информацией, организации взаимодействия, адекватному восприятию и взаимопониманию друг друга.

Понимание природы этих барьеров и умение их устранять помогает установлению доброжелательных отношений и эффективному общению.

Заметим, что в английском языке нет слова "общение", есть только слово "communication", которое понимается гораздо шире, чем "коммуникация" в нашей литературе. Оксфордский словарь английского языка (The Oxford Russian Dictionary. New York, 1997. - C. 724) подает "communication" как "общение," связь "," сообщение "," коммуникация ".

У нас тоже сейчас широко употребляются слова " коммуникации "," коммуникационный "и др.., но они воспринимаются более техническая сторона взаимодействия.

Слово" общение "имеет более человеческий характер.

Поэтому, наверное, Антуан де Сент-Экзюпери писал, что" самая большая роскошь на Земле - это роскошь человеческого общения ".

Люди, как правило, начинают общаться по какому-то поводу. При этом их действия связаны с предметом общения, определяет его сущность, позволяет определить направленность. Согласно предмета общение бывает социально-ролевым (происходит на уровне знания, усвоения и реализации норм и требований социальной сферы - например, в общественных местах, транспорте и т.д.); интимно-личностным (характеризуется особой психологической близостью, переживаниями, проникновением во внутренний мир другого человека ) деловым (когда людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение определенной цели).

Управленцы считают, что в основе общения является "дело", по поводу которого возникает и развивается взаимодействие. В литературе имеются разные описания его специфики, но в основном подчеркивается, что его определяющим содержанием выступает социально значимая совместная деятельность.

Психологи считают, что деловое общение - это контакт между собеседниками, которые имеют для этого необходимые полномочия и ставят перед собой задачу решить конкретные проблемы. В общем виде можно сказать, что деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, направленный на достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию конкретной цели.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

а) партнер в деловом общении всегда выступает как личность, является значимой для субъекта (коллега, клиент, начальник, подчиненный и др.);

б) люди, которые общаются, имеют глубокое понимание конкретного дела, которая является предметом обсуждения;

в) основной задачей общения для них продуктивное сотрудничество.

Во время делового общения легче устанавливается контакт между людьми, если они говорят "на одном языке" и стремятся к продуктивному сотрудничеству. При этом принципами их общения являются этические нормы и ритуальные правила деловых отношений, знания и умения, связанные с обменом информацией, а они руководствуются теми же механизмами общения.

Иногда деловое общение называют профессиональным. Оно формируется в условиях конкретной деятельности, а потому в известной степени впитывает в себя ее особенности, является важной ее частью, средством этой деятельности.И это не всегда бывает понятно для людей, с кем они общаются.

Так, например, банковские работники, беседуя с клиентами, вкладывают в свои слова определенный профессиональный содержание, используют в разговоре сроки, непонятные для других (например, вкладчик-пенсионер никак не может понять, что такое "90% от учетной ставки НБУ" и почему его процентная ставка зависит от нее). Авиаторы говорят, используя жесты (показывают штопор, пике и др..).

Шахтеры говорят "добыча", а моряки "судно идет". Есть профессиональное общение, опираясь на общие нормы, обусловленные культурой общества в целом, часто имеет индивидуальный характер и проявляется в способах общения, которые выбирает субъект в определенных деловых ситуациях.

Комментарии закрыты