>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Зависимость общения от личностных свойств его участников

Страница 1 из 2

В процессе общения человек может быть субъектом, который взаимодействует с другим, убеждает его, влияет на него.

Или, наоборот, он может стать объектом, на который влияет другой, манипулирует им.

Иногда бывает так, что люди вроде и разговаривают друг с другом, а объясниться не могут. Из-за этого возникают обиды, недовольство, а иногда и конфликты.

И только если люди общаются на равных как субъект с субъектом, умело используют знания психологии о природе и механизмы взаимодействия, общение будет эффективным и приносить радость каждому.

Однако чаще всего, когда возникает какое-то недоразумение при общении, человек, анализируя случившееся, прежде говорит: "Это он (она) виноваты в том, что произошло". И очень редко мы говорим о себе: "Это я виноват в том, что произошло, я сказал плохо".

Показательной в этом плане была телеигра на одном из российских телеканалов "Слабое звено". В абсолютном большинстве случаев люди, которых команда выводила из игры, плохо говорили о партнерах и желали им проблем. И только отдельные участники говорили о том, что сами проявили себя не лучшим образом.

Вообще человек почти всегда о себе думает лучше, чем о ней думают другие. Часто, осуждая другого, человек говорит: "Я бы такого никогда не сделал".

Однако неизвестно, как в подобной ситуации этот человек поступил бы сама. Дело в том, что мы очень плохо знаем себя. Мы научились делать машины "думают", работают за нас, однако всесторонне раскрыть мотивы своих действий, причины эмоций, характер взаимодействия с другими нам не всегда удается.

Человек имеет несколько образов, в частности "Я-реальный" (который на самом деле именно сейчас) и "Я-идеальный" (т.е. такой, каким я себя представляю). "Я-идеальный - это система ценностей, полученных благодаря воспитанию и собственному желанию, перешедшей во внутреннюю самостоятельную структуру. Идеальное" Я "осуждает свое реальное" Я "за любую провинность с той же строгостью, с которой обычно осуждают преступника. Однако "Я-идеальный" тоже не обязательно является абсолютно правильным. Чем меньше расстояние между "Я-реальным" и "Я-идеальным", тем меньше проблем у человека, тем лучше она общается и взаимодействует с другими. Важным фактором в интерпретации приобретенного опыта и источником ожиданий человека является его "Я-концепция". Как активное начало и главный регулятор поведения она способствует достижению согласованности личности. бы человек умел разобраться в себе самом и только потом оценивала действия других, то значительно меньше было бы недоразумений и конфликтов.

Во многом культура общения зависит от личности, ее качеств.

Один ведет себя надменно как всезнайка, его не интересует мнение собеседника.

Второй говорит только сам и не позволяет другому вставить даже слово.

Третий презрительно относится к чужому мнению.

Четвертый является человеком спокойного нрава, терпеливо слушает другого, даже если тот выражает ложную мысль.

Говорят, что общение - это своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, выполняющий конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и этого актера.

А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его воспринимали так же. К тому же зритель в обоих случаях является активной стороной. Иногда также общение сравнивают с игрой в шахматы. И тут и там есть начало, середина партии и конец. И на каждом этапе действуют свои правила. И в игре в шахматы, и в общении необходимо, готовясь к действию, продумать стратегию и тактику.

Результаты взаимоотношений зависят от того, насколько партнеры руководствуются этическими нормами и используют психологические механизмы.

Кто-то из них может выиграть, а кто-то проиграть. Однако партнеры с уважением относятся друг к другу, то при любом результата, они останутся довольны или партией в шахматы, или актом общения.

Человек живет и действует в системе общественных отношений как целостное существо, а целостность является основой для системности всех его качеств. Руссо отмечал, что человек рождается на свет божий чистой, как лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно.

Однако современная биология опровергла это утверждение (в тех же родителей рождаются разные дети). Один человек - спокойная и застенчивая, вторая - зажигательная и непоседливый. Есть люди, которые воспринимают юмор, а другие его не понимают.

Один человек коммуникабельный и контактная, а вторая - нет.

Есть люди грустные и веселые, упрямые и хвастливые.

Человек построена сложно, и эта сложность проявляются в ее психологическом состоянии, а через него сказывается на взаимодействии с другими.

Конечно, человек общения, взаимодействие с другими людьми контролирует на сознательном уровне.

Однако иногда на отношения влияет неконтролируемое его отношения к событиям, явлениям, действительности. Происходит оно на бессознательном уровне, что зачастую оказывается в жестах, интонации, мимике и т.д..

Для того чтобы более сознательно относиться к общению, следует узнать свои ценности, потребности, мотивы, установки, качества, характер, способности, реальные умения и навыки. То есть необходимо рассматривать субъекта общения как личность.

Личность - это конкретный человек с присущими ей своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими качествами, которые у каждого проявляются по-разному.

Это человек как носитель сознания, его психическое лицо как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и место в этом обществе. Это системные качества, которых она приобретает в предметной деятельности и общении. Человек становится личностью тогда, когда осознает свои интересы и добивается их реализации во взаимодействии с другими людьми.Ведущие психологи (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн) делают выводы о том, что:

• личностью человек не рождается, а становится;

• свойства личности - это стали психические качества;

• психические качества проявляются в поведении, действиях и поступках человека и одновременно формируются ими, они проявляются в деятельности и становятся ее причиной, а формируясь в деятельности, становятся ее следствием;

• свойства, как и личность в целом, формируются памятью, которая превращает отдельные кратковременные процессы в психические состояния;

• личностью человек становится в результате общения и взаимодействия с другими людьми.

В социологии и психологии личность рассматривается как совокупность качеств человека, которых она приобретает в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Подчеркивается, что личность - это неповторимая комбинация составляющих и качеств человека.

Швейцарский психолог Карл Юнг разделяет все личности на экстравертов и интровертов. Экстраверты - это люди, которые направляют жизненную энергию наружу, на других людей. Они подвержены влиянию окружения, легко приспосабливаются к ситуациям и уверены в себе, при этом внимание к себе у них ослаблена. Для них характерны коммуникабельность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость чувств. Они жизнелюбивые, пытаются стать лидерами, имеют много друзей. Однако экстраверты не всегда выполняют свои обещания и обязанности, не переносят монотонности, чаще отвлекаются во время работы и т.п..Интроверты - это люди, у которых жизненная энергия направлена на внутренний мир. Они мало подвержены внешним влияниям, менее уверены в отношениях с другими людьми и внешним миром и хуже адаптируются в новых условиях, трудно устанавливают контакты с новыми людьми и привыкают к новой среде. Как правило, эти человека пессимистичны. В большинстве случаев интроверты спокойны, уравновешены, миролюбивые, действия их рациональные. Они высоко ценят этические нормы, любят планировать будущее, строго контролируют свои чувства, неагрессивные, обязательные, но друзей у них мало.

Если один деловой партнер является экстравертом, а второй интровертом, то во время общения между ними могут возникнуть проблемы.Экстраверт, например, считать, что следует все обсудить и быстро решить проблему, а интроверт - что раньше надо все хорошо обдумать, а не спешить. Один из собеседников считать, что проблема не решается из-за внешних причин, в том числе через партнера, а второй искать причину в себе, считать, что именно он не все правильно сделал. Есть даже мнение, что книги, написанные писателем-интровертом, плохо воспринимаются читателями-экстраверта-ми. Время человек, стремясь к эффективному взаимодействию с другими, может несколько нивелировать подобные негативные стороны своей личности. Так, не крупнейшим в мире интровертом недавнего времени считали М. Делла - главу корпорации "Делл Компьютерс". О нем говорили, что он полностью отчужденной от персонала компании человеком, с которым трудно найти общий язык. М. Делл, услышав как-то такую характеристику, собрал совещание директоров. Он признался в своей чрезвычайной застенчивости, чем и объяснил свою отчужденность. Присутствующих поразило такое признание руководителем ошибок во взаимоотношениях с персоналом. После этого искреннего разговора Делл начал советоваться с подчиненными, учитывать их мнения и идеи.Это подняло авторитет Делла, значительно улучшило рабочую атмосферу в компании и ее экономические показатели.

Специалисты различают биологическую подструктуру личности (темперамент, половые и возрастные свойства), психологическую (характер) и социальную (социальный опыт, направленность, интеллект). Индивидуальные особенности личности по своей природе бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся физические особенности (сила, уравновешенность и подвижность), которые могут изменяться.Среди приобретенных во время обучения, воспитания и деятельности выделяют направленность, интересы, способности, идеалы и убеждения, черты характера.

Основой биологической подструктуры личности является темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности человека (темпа, скорости, ритма, интенсивности и т.д.).

Темперамент - это индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в ЕЕ возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости протекания психической деятельности. Сформировалось учение о четырех типах темперамента: сангвинистичний, флегматичный, холерический и меланхолический:

• сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный;

• холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный;

• флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный;

• меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный.

Люди с разным типом темперамента по-разному реагируют на все, что вокруг них происходит. Во время одного эксперимента представителям указанных типов темперамента показали ту же картину и попросили рассказать ее сюжет. Сангвиник рассказал так: "Я видел на картине дом. Пять окон. Одно без стекла. Ограждение немного поломано. Девочка с обручем. На небе самолет. Что-то темное за деревьями виднеется издалека". Холерик перевел с соответствующими эмоциями: "Только построен домик. Еще не все стекла вставлены. Девочка весело, беззаботно играет с обручем. В небе несется гордый самолет. Родители девочки пошли в клуб, виднеется за деревьями". Флегматик коротко сказал: "Возле дома девочка с обручем, на небе - самолет". Меланхолик рассказал отчаянно: "Бедная девочка одна играет с обручем. Холодно. Некому вставить в окна стекла. Грозно гудит самолет. За деревьями - кладбище, куда, наверное, ушли родители девочки посетить умерших родственников".

По-разному эти типы проявят себя и в общении. Сангвиники и холерики характеризуются достаточно высоким уровнем активности в общении. их психическая деятельность часто направлена на внешнюю среду. Поэтому устанавливать контакт с такими людьми легче, чем с флегматиками и меланхоликами. Однако, если активность сангвиников характеризуется устойчивостью, то у холерика она может проявляться как вспышка, быстро угасает. Сангвиник легче увлекается интересным разговором, а холерик может вдруг "отключиться" или перейти на другую тему. Для холерика характерна быстрая речь, к тому же богата на жестикуляцию и мимику. В флегматиков и меланхоликов нервные процессы происходят инертно. Они погружены в себя, в свой внутренний мир, медленнее воспринимают информацию, им нужно потратить больше времени на то, чтобы что-то понять и запомнить. Речь в них тихой, движения плавными, медленными. Когда им смешно, они только улыбаются (холерик в это время будет смеяться долго и громко). Они очень уязвимы, но по внешнему виду об этом узнать трудно, потому что изменение настроения у таких людей затягивается. Поэтому от них не следует ожидать быстрого ответа, немедленной реакции и не рекомендуется в разговоре с ними резко переключать их внимание на что-то другое. Кроме того, у таких людей бывает заниженной самооценка. Поэтому они могут считать свою позицию неправильной и бояться высказать ее. Как правило, эти люди стеснительные, поэтому их следует подбадривать, интересоваться их мнением, давать их поступкам положительную оценку.

В общении и взаимодействии с носителями разных типов темперамента специалисты рекомендуют использовать такие подходы

• по сангвиника - доверяй, но проверяй, потому что сангвиник имеет как плюсы (жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность), так и минусы (склонность к зазнайства, беспорядочность, легкомыслие, поверхностность, ненадежность). Он склонен давать обещания, чтобы не обидеть другого, но не всегда их выполняет);

• по холерика - ни минуты покоя, потому что холерик имеет такие плюсы, как энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность, и минусы - вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность. Он может направить свою активность на коллектив и разложить его изнутри, и чтобы этого не случилось, надо так сделать, чтобы он все время был занят конкретной, интересной для него делом;

• по флегматика - не торопи, поскольку для флегматика характерны такие плюсы, как устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность, и минусы - заторможенность, безразличие, "толстокожесть", сухость, неумение работать в режиме дефицита времени. Его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и выполнит задание;

• по меланхолика - не навреди, потому что у меланхолика такие плюсы, как высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию, и минусы - низкая работоспособность, подозрительность, обидчивость, замкнутость, застенчивость. На него нельзя кричать, давить, потому меланхолик слишком чувствителен к интонации и очень уязвим.

Тип темперамента личности можно обнаружить с помощью определенных приемов, в частности, наблюдая, как люди ведут себя в различных ситуациях, например, когда человек опоздал, скажем, на встречу или на работу. Холерик при этом оправдываться, переводить свою вину на других людей, на какие-то обстоятельства. Флегматик и меланхолик, опоздав, сразу извинятся и не перекладывать свою вину на какие-то обстоятельства. Поведение сангвиника будет наиболее адекватной: он быстро извинится и возьмет вину на себя.

Говорят, что сангвиник - это теплое солнечный свет; холерик - надежда на успешность, поскольку он способен ставить цели и добиваться их достижения; флегматик - надежность, каменная стена; меланхолик - замечательный друг и способен на жертвенный, героический поступок [77]. Менеджеру необходимо знать эти особенности типов темперамента и учитывать их при найме людей на работу, во время общения с подчиненными и партнерами, при распределении поручений. По наблюдениям более эффективными будут общение и взаимодействие в парах: холерик - сангвиник; сангвиник - меланхолик; меланхолик - флегматик. Менеджеру также следует хорошо знать и учитывать особенности своего собственного темперамента, чтобы избежать конфликтов с подчиненными и клиентами.

Осознание положительных и отрицательных черт темперамента и выработка умений владеть и управлять ими - одно из важнейших задач воспитания характера человека, который является своеобразным каркасом личности. Характер - это совокупность индивидуальных психологических свойств человека, которые проявляются в ее деятельности и поведении, отношении к другим людям, окружающей действительности и к самому себе. Характер формируется как на основе генетических факторов, так и под влиянием социальной среды. Решающее значение имеет система воспитания. Известный древнегреческий философ Аристотель определил характер как жизнь по правильной моделью по себе и к другим. Народная мудрость говорит: "Посеешь слово - пожнешь действие, посеешь действие - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!".

"Характер - это выносливость, это верность убеждениям, это чувство чести, это готовность выполнить свой долг, это умение заботиться за дело, а не за себя, это умение владеть собой, это культ большой амбиции и большого труда. Кто проявит силу характера в мелком, обнаружит ее и в большом. бесхарактерный личность, даже при благоприятных обстоятельствах, даже за чужой счет, не создает ничего. Всегда перебрасываться от восторга до отчаяния, терять голову от первых неудач, переоцинюватиме силу препятствий ", - такими словами определял, что такое характер человека и в чем заключается его сила, Дмитрий Донцов, ученый и общественный деятель Украины начала XX в. [88]. Если нет настоящего характера, то никакая жизненная позиция, полученные знания и навыки, высокие цели ничего не дадут. Иногда человек может занимать значительную должность или иметь много денег, но ее все равно не считать успешной. Причина проста: этот человек бесхарактерный или слабохарактерная. Признаками характера являются: наличие свойств, отличающих одного человека от другого; устойчивость этих свойств, выявления таких свойств в поведении, связь свойств с интеллектом, эмоциями, волей.
<< Первая < Предыдущая 1  2Следующая > Последняя >>

Комментарии закрыты