>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Вербальное общение

Вербальное или речевое общение - это средство, связанный с использованием языка.

Иными словами, речевое общение - это коммуникативный акт. С помощью речи передаются информация, мысли, чувства.

Культура речевого общения охватывает две составляющие: культуру говорения и культуру слушания.

Об одном человеке говорят, что он говорит, как поет, о другой - что она умеет не только слушать, но и слышать. Что при этом имеется в виду?

Рассмотрим характеристику "говорения".

Это механизмы построения высказываний соответствии с индивидуальными особенностями человека, что говорит. Это и особенности использованной лексики, и владение грамматикой, и богатство ассоциаций, и производительность или стереотипность речи, его динамичность, проявление с помощью слов определенного отношения к собеседнику.

Конструируя высказывания, мы стимулируем другого человека к созданию внутреннего образа, подобного тому, что ему передается. При этом происходит решение конкретных коммуникативных задач в целях речи и особенностей ситуации.

Высказывания конструируются соответствии с грамматическими правилами, а с точки зрения психологии они несут в себе убеждающего воздействия.

Большое значение для эффекта убеждающего воздействия имеют характер ситуации и личность отправителя. Если установка отправителю информации положительная, то и отношение к его высказывания, скорее всего, также будет положительным, если отрицательный - то и отношение будет отрицательным.

Если отправителя отношение нейтральное, но его высказывания вызывают отрицательные эмоции, то переданная им информация будет восприниматься как таковая, не заслуживает доверия.

Ученые определяют несколько порядков построения сообщений: кульминационный порядок (сильные аргументы приводятся в конце), антикульминацийний порядок (обратный, когда, наоборот, сообщение начинается с сильного аргумента) и размещение сильных аргументов внутри сообщения.

Например, преподаватель хочет подчеркнуть, почему студентам лучше не пропускать занятия по культуре общения. Для этого он может построить предложение со срединным порядком сообщения, "В собранном виде материал нигде не напечатан, поэтому вам нельзя пропускать занятия по культуре общения, так как придется много работать самостоятельно".

Кульминационный порядок сообщения таков: "В собранном виде материал нигде не напечатан и придется много работать самостоятельно, поэтому вам нельзя пропускать занятия по культуре общения **. Антикульминацийний порядок уведомления:"

Вам нельзя пропускать занятия по культуре общения, так как в собранном виде материал нигде не напечатан и придется много работать самостоятельно ".

Какая форма изложения эффективнее?

Оказалось, что кульминационный и обратный порядок дают лучшие результаты, чем срединный (с небольшим перевесом первого над вторым).

Однако в таком случае важно учитывать содержательную сторону сообщения и установки слушателей.

Если они не очень заинтересованы предметом сообщения, то весомые аргументы надо выложить с самого начала. Это лучший способ пробудить интерес и внимание людей.

Если они очень заинтересованы темой разговора, то интересные аргументы следует подать конце сообщения, потому ослабление аргументации может несколько разочаровать слушателей .

Важными характеристиками вербального средства общения, в частности говорения, является диалог и монолог.Монологическая речь - это такое, когда говорит один человек, а остальные слушают, воспринимают и ее сообщения.

Диалогическим называют речи между двумя или несколькими собеседниками, которые меняются ролями.

Монолог будто предусматривает реакции собеседника. Высказывания здесь более развернутые, сознательно подбираются слова и выстраиваются предложения, определенную роль играют мимика и жесты. Во время монолога имеет место неравенство по обмену информацией.

Здесь доминирует один, например, менеджер. Он одновременно является источником информации, задает вопросы, контролирует и оценивает ответы. Однако такое взаимодействие предполагает лишь поверхностное, отчасти понимания и принятия другого участника общения.

Диалог иногда (даже специалисты по менеджменту) называют особой, более высокой формой общения людей [305].

Во время диалога происходит обмен мнениями, больше учитывается чужое слово, позиции собеседников являются равноправными. Высказывания употребляются более свернуты, а жестов меньше. Для того чтобы сделать шаг к диалогу, менеджер должен исходить из следующего постулата - не отстаивать свои взгляды, а находить путь к совместному рассмотрению проблемы.

Чаще всего мешают начать диалог следующие причины: недостаточное владение темой обсуждения; предмет беседы не интересует собеседника; собеседников отвлекают посторонние мысли, которые искажают смысл информации; разное культурный и интеллектуальный уровень собеседников, они принадлежат к разным профессиональных групп, между собеседниками существует различие в статусе, одна сторона относится к другой враждебно; собеседники имеют ограниченное время для разговора и др..

Для того чтобы обычное общение трансформировалось в диалог, следует отказываться от суждений и оценок как своего мнения, и мнений других, и совместно искать решение проблемы. Тогда диалог станет движением в направлении поиска. Конечно, наиболее эффективным может быть общение, в котором используются как диалог, так и монолог. Есть еще полилог, когда в акте общения задействовано много человек. Именно в такой форме, например, происходит общение преподавателя со студентами на семинарском занятии. Использует полилог менеджер, проводя совещание или собрание, "мозговой штурм" или дискуссию.

Язык и речь тесно связаны между собой.

Есть речи без языка и нет языка без речи. Язык - это средство или орудие общения между людьми, а речь - это акт употребления человеком языка для общения. Языковеды изучают язык как знаковую систему, которая используется для общения, а психологи - речевые акты, связанные с поведением людей.

Язык является универсальным средством передачи информации о природе и о всех сторонах бытия человека и человеческого общества, а также о себе самой. Видимо поэтому еще античные поэты (в частности, Гесиод) утверждали, что язык является ценным сокровищем человек. Она объединяет людей больше, чем классовая, партийная, религиозно-конфессиональная принадлежность, больше, чем история народа, а иногда даже больше, чем этническое происхождение. "Кто языке думает, тот к тому народу принадлежит", - писал В. Даль - сын датчанина и немки, который родился и рос в Украину, а затем стал великим русским ученым, создателем знаменитого толкового словаря русского языка.

Язык - это общественное явление и главное средство общения людей, выражение их мыслей и чувств.

С помощью языка мы получаем знания, сохраняем их в нашей памяти, передаем их другим людям и используем по мере необходимости в нашей жизни [21, с. 12]. Психологи выделяют следующие функции языка в общении: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, воображение), 3) средства передачи информации.

Язык необходим для того, чтобы вещание было понятным и благодаря этому эффективным, а речь, в свою очередь, необходимо для того, чтобы благодаря языку передавалась информация. Исторически факт речи всегда предшествует языку. Представим себе группу людей, разговаривают. В этой группе есть дети, взрослые и старики, мужчины и женщины, люди из разных краев и местностей, жители городов и сел, специалисты разного профиля, люди с разными образованием и воспитанием. Они принимают тот же язык, но у каждого свое вещание.

Сколько людей, столько и образцов речи.

Особенности речи каждого не столь значительны, чтобы они мешали взаимопониманию.Все их образцы речи, взятые в совокупности, и есть их язык в разных ее проявлениях и реализациях. Поэтому можно сделать вывод, что язык - это совокупность правил, по которым происходит вещание, строится речевое сообщение.

Люди говорят не для того, чтобы воспроизводить язык и демонстрировать свои речевые способности, а для того, чтобы передать информацию или повлиять на других участников коммуникативного акта [152]. Язык является необходимым условием как существование самого народа, так и его культуры в целом [151].

Каждая, даже не очень образованный, человек пользуется родным языком, но это так называемая бытовая разговорная речь. От нее отличается речь научной и художественной литературы, официальных документов, язык газет и журналов. Это - так называемая литературная речь.

Она опирается на принятые в общественной практике людей правила произношения, употребления слов, грамматических форм, построения словосочетаний и предложений - то есть на нормы литературного языка. Это совокупность общепринятых правил реализации языковой системы, которые закрепляются в процессе общественной коммуникации. Владение нормами литературного языка, умение пользоваться всеми ее средствами зависимости от условий общения, цели и содержания речи составляет культуру речи [82].

Культура речи является одним из главных показателей культуры человека вообще, широты и глубины его знаний и мыслей. Свои особенности имеют как письменная, так и устная речь. Последняя отличается более короткими предложениями, имеет эмоциональную окраску.

Слово отражает внутреннюю культуру человека, является ее характеристикой.

Пауло Коэльо в книге "Пятая гора" пишет: "Из всех видов смертоносного оружия, которые способен придумать человек, самое страшное, самое сильное - слово. Кинжалы и копья оставляют следы крови, стрелы видны на расстоянии. Яд можно найти заранее и избежать смерти.

Слово же уничтожает незаметно "[155].Поэтому менеджеру следует всегда думать прежде всего о том, чтобы сказанное им слово не обидел другого человека, не унизило ее достоинства. К тому же важно заботиться о том, чтобы не допускать неправильного употребления слов, ошибок в их говоре, неправильной построения предложений. Марк Твен когда-то сказал, что разница между правильным и почти правильно сказанным словом, как между молнией и светлячком.

Есть недостатки речи, которые мешают установлению контакта между людьми: когда слова звучат нечетко, будто во рту "каша", а когда человек все время покашливает или злоупотребляет словами-паразитами. Неправильно поставлен акцент, использование жаргонизмов, смешения слов, близких по звучанию, но разных по значению и др..могут стать причиной того, что партнер по общению не понимать вас и не захочет больше иметь с вами дело.Чистота языка не только является признаком образованности человека, но она является одной из коммуникативных качеств речи.

Для того чтобы быть успешным в своей деятельности, менеджеру следует постоянно контролировать себя, чтобы избавляться тех или иных недостатков в речи. Известный американский менеджер Ли Якокка писал, что от культуры речи нередко зависит успех бизнеса [407].

Нередко бывает, что из-за опрометчиво сказанное слово претендент не получает желаемого места работы, а перспективный работник - повышение по службе. Есть много примеров того, что известные политики, понимая значение культуры речи, специально учились грамотно говорить.

Язык менеджера всегда должна соответствовать ситуации, культурном и профессиональному уровню своих собеседников.

Нецелесообразно употреблять, например, профессионализмы, если они не будут понятны другое.Усложняют язык канцеляризмы и штампы, а повторение тех же слов делает речь скучной. Время, если употреблять пословицы, поговорки, афоризмы, шутки (конечно, уместно), то это вызывает интерес и желание общаться в дальнейшем.

Исчезновение любого языка является огромной потерей для всей мировой культуры, потому теряется одно из средств познания, один из аспектов мировоззрения. Только за последние 500 лет в мире в результате войн, эпидемий, геноцида и ассимиляции исчезло несколько тысяч языков.

Однако есть примеры того, что языки могут возродиться: например, иврит. Этот язык более двух тысяч лет считалась мертвой, а ныне нем говорят примерно 5 млн человек. Наша украинский язык - это лишь одна из шести тысяч существующих на земном шаре [21]. Она имеет сложную историю развития, особенно в советские времена. Надо исправлять положение и вернуть Украину родной язык, ее естественный престиж, воспитывать в обществе культуру речи как средство общения народа, залог подъема культуры страны в целом. О ее сохранности и культуру следует заботиться каждому из нас, в том числе и менеджерам, которые все время общаются с другими людьми.

В последнее время в связи с расширением связей Украины с другими государствами, появился тяга к изучению иностранных языков. Однако при всем положительном это привело также и к не всегда оправданному употребления слов иноязычного происхождения вместо использования украинских слов. В Украине появились даже названия украинских предприятий и организаций английском языке. В центре Киева можно увидеть вывески, объявления, сделанные иностранными языками.

Конечно, проникновения слов иноязычного происхождения в украинский язык с распространением международных связей продолжаться, но надо учить, любить и хранить родной язык как средство общения и существования народа.

Люди разных культур часто пользуются в общении теми же понятиями, но вкладывают в них разный смысл.Например, слово "контракт" легко переводится с одного языка на другой. Но для менеджера из Германии, Великобритании, скандинавских стран - это документ, которого следует строго придерживаться. Японец смотрит на него только как на предварительную договоренность, которую можно изменить.

Менеджер - Ю-ноамериканець вообще считает, что договор - это идеал, которого достичь трудно, а заключается он лишь для того, чтобы предотвратить споре. Для японца слово "хай" - это простая передача информации о том, что он вас внимательно слушает (а не согласие с вами). Для арабов "нет" может означать туманно выраженное согласие, а прямое "да" - отказ или простую вежливость. Изучая иностранные языки, менеджеру следует обращать особое внимание на такой друг подтекст, имеют слова в других деловых культурах.

Культура речи - понятие не только лингвистическое и психологическое, но и этическое, и лучше проявляется в речевом этикете.

Это сложная система языковых знаков, опирающийся на моральные правила и требования и указывает на отношение как к другим людям, так и к себе [345, 346]. Речевой этикет формировался не одним поколением людей, и в нем, как в зеркале, отражается менталитет народа.

Он является непременной составляющей профессионализма менеджеров и всех тех, кому приходится решать через общение свои деловые проблемы. Люди, как правило, негативно реагируют на нарушение выработанных обществом правил этикета, в том числе и речевого.

В богатом языковом арсенале украинского народа выработалась и закрепилась, например, целая система словесных приветствий: "доброе утро", "доброго здоровья", "здравствуйте", "добрый вечер в вашем доме", "до свидания" и другие.Есть короткие, но удивительно теплые слова "спасибо", "пожалуйста", "очень приятно" и др.. Употребление таких слов (да еще и с доброжелательной, искренней улыбкой) помогает установить первый контакт с спивроз * заказчиком, настроить себя и его на продолжение отношений.

Соблюдение подобных правил является необходимым инструментом для поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины в организации и установлению доброжелательных отношений с клиентами и партнерами по бизнесу.

Наиболее распространенной ошибкой у людей, еще не имеющие опыта делового общения, является стремление говорить самим как можно больше. Но опытные менеджеры исходят из того, что надо давать возможность другому говорить, и он сам скажет о том, что его волнует. Культура слушания имеет не меньшее значение, чем культура говорения. Неумение слушать нередко является основной причиной неэффективного общения, недоразумений и даже конфликтов. Например, к одному офиса позвонил его руководитель и передал секретарше, что он находится в банке по важному вопросу и, пожалуй, опоздает.

Поскольку он назначил на 17-часов совещание, то следует найти заместителя и передать ему, чтобы тот сам провел ее. Но секретарша сразу не нашла заместителя и, идя на перерыв, попросила передать эту информацию заведующего канцелярией. И куда-то спешила и поручила это сделать своему инспектору. В конце концов информация дошла до заместителя, но он понял ее так: руководителя нет и неизвестно, когда он будет. Вот в таком искаженном виде дошла информация к исполнителю том, что одни люди плохо слушают других. Исследования ученых свидетельствуют, что высокой культурой слушания обладают лишь некоторые из тех людей, общающихся.

Говорят, что природа дала человеку два уха и один язык, тем самым определив, что надо больше слушать, чем говорить. Слушать - значит адекватно воспринимать сообщения, анализировать состояние собеседника и причины, почему он так говорит.

Почему мы не умеем время выслушать и понять партнера по общению?

Потому что наше внимание не стабильна, она колеблется. Так называемые думы искажают содержание сообщений. Наше эмоциональное состояние также отвлекает внимание от того, о чем говорит собеседник, и мы отключаемся. Зафиксировано даже феномен "перцептивного искажения". Оказалось, что люди способны менять или вообще не воспринимать ту информацию, которая им кажется опасной, тревожит, вызывает чувство неуверенности, не соответствует представлению о себе или о ту картину мира, которая для них является надежной. Если человек не хочет, то может не слышать критику в свой адрес или не запомнить чью-то просьбу, выполнить которую трудно.

По исследованиям ученых только 10% людей умеют по-настоящему слушать других. Аналитики из Гарвардского университета изучали способность людей слушать других. Согласно полученным ими данным, сразу после завершения разговора средне-статистический респондент помнил лишь 50% из того, что сказал его собеседник (хотя он был уверен в том, что слушал очень внимательно). Через восемь часов после разговора человек забывал треть прослушанной информации.

Через два месяца в памяти осталось лишь 23% из того, что было прослушано. Бывает так, что и менеджер, которого преследует собственное мнение, глубоко не вникает в доводы другого (подчиненного, клиента, партнера по бизнесу), и как результат - оскорбленная человек и не решенное дело.

Специалисты подчеркивают, что активному слушанию следует учиться так же, как учатся писать и читать.Американский психолог И. Атватер дает советы по эффективному слушания собеседника, среди них такие [14]:

• покажите собеседнику своими действиями, что вам интересно его слушать;

• дайте ему время, чтобы он полностью смог выразить свое мнение;

• во время говорения собеседника, кивком головы или иным жестом (можно и словом) покажите свою заинтересованность в том, что он говорит;

• старайтесь понять истинный подтекст сказанного;

• повторите основные мысли, высказанные собеседником, для того чтобы показать, что вы его правильно поняли;

• не делайте поспешных выводов.

А слушать и слышать - это то же самое? Нет.

Мы можем слушать голос собеседника, но не прислушиваться к тому, что он говорит. Как-то по телеканале показали сцену: сидят рядом на скамейке юноша, слушает музыку по плейер, и старый дедушка. Между ними начался разговор такого содержания. Дед: Что ты делаешь внучек? Юноша: Группу слушаю. Дед Группу? Неужели у тебя группа? Вот у меня группа, так ногу свело. Юноша: Дед, невэке ты знаешь такую группу? А еще какую группу ты знаешь? Дед: Ой, сынок, разве только ноги, я уже давно не могу поднять руки вверх. Так они сидели и говорили: дед о своих болезнях, а юноша о российских музыкальные группы "Ногу свело" и "Руки вверх". Они вроде слышали друг друга, но не слушали, что говорит каждый из них. Иногда менеджер сталкивается с таким явлением, когда проводит обсуждение какой-то проблемы. Вроде в обсуждении принимают участие все присутствующие, даже рассмотрели альтернативные варианты решения. Однако после обсуждения ситуация не изменилась. А произошло это из-за того, что люди вроде слушали, не слышали, потому что они сосредоточены на своих целях.

Слушание - это активная деятельность, своеобразная работа, ей предшествует желание услышать, интерес к собеседнику.

То, как человек реагирует на сообщение другого, зависит от уровня его нравственности, ее культуры.Слушать партнера и осуществлять вербальный обратной связи можно по-разному. Психологи различают следующие типы реакций человека на говорение собеседника: оценка, толкование, поддержку, уточнение, чуткость и понимание [131]. Чаще всего имеем дело с оценкой и обратной связью, реже - с толкованием (интерпретацией). Уточнение, поддержка и понимание встречаются очень редко.

Рассматривая природу слушания, психологи выделяют два его вида: нерефлексивное и рефлексивное [14].Нерефлексивное является внимательное слушание практически без языкового вмешательства. Нередко именно это помогает людям выразить свои чувства. Иногда такое слушание называют минимальной поддержкой. Рефлексивное слушание предполагает регулярное использование обратной связи с тем, чтобы добиться большей точности в понимании собеседника. Для этого чаще всего употребляются задаваемые уточненной-ния.

Они помогают выявить значения, "закодированы" в словах-сообщениях. Чтобы слушание было эффективным, соответствовало высокому уровню культуры общения, оценочные суждения и интерпретации желательно свести к минимуму или лучше вовсе ими не пользоваться. Иначе мы начинаем вроде "измерять" мысли, чувства собеседника своими мерками, сопоставлять их со своими ценностями. Одновременно партнер по общению обращается к нам чаще совсем с другим желанию. Из всех человеческих качеств умение слушать труднее.

Следовательно, эффективность использования вербального средства общения зависит от следующих факторов:

• ситуативных - определенная ситуация может способствовать или мешать вербальном влияния и восприятию информации;

• субъективных: психологическое состояние собеседников может совпадать или нет; эмоциональное восприятие собеседника накладывается на высказанную им информацию; какие-то имеющиеся условия отвлекают от восприятия информации и мешают влиятельные; может иметь место неодинакова информированность собеседников или разное их интеллектуальный уровень; результаты общения могут не совпадать с ожиданиями собеседников;

• недостатков речи и языка; плохой дикции; отсутствии логики в высказываниях; неточной передачи информации.

Готовясь к общению по важным вопросам с подчиненным, клиентом или партнером и пытаясь повлиять на него, менеджеру следует помнить, что его способности грамотно говорить и внимательно слушать тесно связаны не только с результатами конкретного акта общения, но и с успехом в бизнесе .

Комментарии закрыты