>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

§ 5. Тактика общения

Путешествие длиной в 1000 ли начинается с первого шага

Китайская пословица

Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. 

Если мы проанализируем свой прошедший день, то наверняка можем обнаружить, что в его процессе в общении были допущены какие-то просчеты или что-то получилось не так, как хотелось бы, хотя в стратегическом плане все было предварительно продумано.

Почему не удалось реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха.

В общении огромное значение имеет правильный выбор тактики его осуществления.

Многие на собственном опыте неоднократно убеждались, насколько велико значение вариативности и маневренности в деловом общении. Не все, конечно, можно заранее просчитать, но отработанные варианты желательны. В полезности этого совета нетрудно удостовериться при ознакомлении с практикой проведения деловых переговоров и бесед.

Максимальный успех сопутствует тем, кто, даже имея солидную практику участия в них, каждый раз тщательно к ним готовится.

Какие же требования предъявляются к тактике общения?

  1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.
  2. В любом общении, прежде всего в деловом, не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более – конфликта. При конфронтации общение никогда не будет успешным, неизбежны и психологические потери. Конечно, возможны жаркие споры и расхождения оппонентов по принципиальным позициям. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
  3. Умело использовать механизмы психологического взаимодействия.

К механизмам психологического воздействия относятся следующие.

Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной учебы или работы складываются добрые взаимоотношения. "Обрывание" привычных связей нередко бывает болезненным.

Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается необычайно теплый психологический фон, а потому – комфортность отношений. В такой атмосфере общения не вспыхивают разрушительные конфликты.

Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в конкретного человека или в какие-то его качества. Весьма сложно зафиксировать, какой психологический компонент – подсознательный или сознательный – сыграл решающую роль. Бесспорно лишь то, что без симпатии он не образуется. Доверие – это сгусток чувств и оценочного отношения. Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между людьми.

Уважение – это добровольное признание личности занимаемого ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у того, кто его добивается.

Эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Нельзя отдавать предпочтение одному, игнорируя остальные.

Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми. В манерах воссоздается образ человека, зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются людьми со знаком "плюс" или "минус".

Манера общения есть не что иное, как визуально доступная информация к восприятию.

Обаянию манер легко поддаются самые разные люди.

В порядке отступления можно привести следующий пример.

Есть такой вид уголовного деяния – мошенничество. Субъектами его являются, как правило, люди, обладающие неординарными манерами общения. Они обаятельны, решительны, прекрасные словоблуды. Благодаря своим манерам общения они "въезжают" в души людей, располагая их к себе. И этим пользуются, обманывая людей.

Как видим, манеры способствуют достижению человеком поставленных перед собой целей.

Почему это удается? На данный вопрос можно ответить словами М.С. Щепкина: успех манер общения объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим образом эффект манер определяет специальная тренированность.

У нас, к сожалению, манерам общения мало обучают. Хотя это можно было бы делать в семье, дошкольных и школьных заведениях. В вузах эти занятия были бы весьма кстати. По идее, само общение призвано быть постоянным тренингом овладения и совершенствования людьми манер взаимоотношений, как это было в России в давние времена. В этих целях издавались "Библиотека практических сведений", например книга "Жизнь в свете, дома и при дворе", изданная в Санкт-Петербурге в 1890 г.:

"Хорошие манеры обязательны для благовоспитанных мужнин или женщин, ибо они служат признаком нравственной утонченности гораздо больше, чем светскости.

Порочные люди весьма редко отличаются изящными манерами.

Хорошие манеры заразительны… Манеры человека суть мерила того общественного круга, в котором он живет.

Хорошие манеры сообщают изящество и благородство. " Хорошие манеры приобретаются прежде всего наблюдением за собой. Это входит в привычку, остающуюся на всю жизнь. Затем они укрепляются посещением благовоспитанных людей с благородным образом мысли.

Женщина с хорошими манерами пользуется всеобщим уважением, приятна мужчинам и женщинам. Манеры мужчин в значительной степени зависят от женщин. Порядочная женщина одним своим присутствием сдерживает в границах приличий самых необузданных людей. "

В манерах общения велика роль любезностей и комплиментов. Для многих из нас – это нечто невидимое и отдаленно звучащее, хотя все мы нуждаемся в приятном слове и тактичном внимании. При этом недопустимы лесть, тем более подхалимаж. Использование комплимента требует известного такта и чувства меры. Опасайтесь выступать в роли неловкой личности, всегда говорящей любезности тяжелые, неуместные, а еще хуже – глупые. Вместе с тем избегайте закомплексованности. Очень важно чувствовать своих партнеров по общению.

Наиболее универсальный прием, при умелом использовании которого практически всегда удается расположить собеседника к себе, – это сделать ему комплимент.

Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях.

Конечно, хорошие -манеры не исчерпываются умением сказать комплимент, хотя он играет значительную роль. Манеры – это то, что придает образу визуальное очертание. Они не создают его полностью, но играют важную роль в самопрезентации. (Подробно о роли и значении комплимента мы говорили в главе II, § 4.)

Комплименты есть форма позитивной критики, и многие из нас стесняются, отпуская или принимая их. Говоря кому-то комплимент, мы опасаемся вторгнуться в слишком личные сферы, а принимаем его от других зачастую со смущением и в замешательстве произносим фразы типа "ах, да это старая вещь", если восхищаются каким-то предметом нашего гардероба, или "я не уверен, что это так", принимая поздравления по поводу произведенного на кого-то хорошего впечатления.

А ведь можно было вместо этого любезно принять комплимент, поблагодарить произнесшего его и позволить дружески похлопать себя по спине.

Есть такие люди, которые отпускают комплименты буквально на каждом шагу, используя их как средство заискивания перед другими, поэтому иногда приходится сомневаться в искренности мотивов. Наиболее эффективными оказываются те комплименты, с которыми вы внутренне согласны и которые впоследствии получают подтверждение из других источников.

Известный экономист А.В. Чаянов писал, что обаяние первоисточника остается в сердцах слушателей на всю жизнь и вечно их согревает, куда бы их судьба ни забросила. Это еще одно свидетельство того, как высока цена в психологическом и этическом измерениях личного имиджа.

Какова мера доступности обаятельного имиджа для каждого человека?

Этот вопрос волнует сегодня многих. Особенно тех, кто не обладает выразительной внешностью, не наделен природными способностями.

В утешение сомневающимся, неуверенным в себе сообщим, что приятным в общении может быть каждый.

Техника элегантного общения подвластна каждому, кто настойчиво упражняется в мастерстве овладения этим искусством. Делать самого себя – наиболее сложная работа, но она и очень интересная.

Имидж – это своего рода фирменный знак. Чем лучше он представлен, тем выше репутация человека. А она является ключом к решению многих жизненных и деловых проблем.

Комментарии закрыты