>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Глава VII

КОНФЛИКТЫ И КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ. СТРЕССЫ

Действия являются самым ясным и выразительным раскрытием человека.

Гегель

Не делай другим того, что ты думаешь они должны делать тебе. Их вкус может отличаться от твоего.

Бернард Шоу

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Противоположные позиции представлены, с одной стороны, теориями бесконфликтного гармоничного развития социальных групп (такова, например, позиция основателя социометрии Д. Морено), с другой – воззрениями на конфликты как явление естественное, неизбежное и даже необходимое, поскольку они представляют собой одно из проявлений всеобщего закона диалектического развития – единства и борьбы противоположностей (например, точка зрения К. Томпсона)*.

Многие годы учеными мира активно разрабатывается теория и практика разрешения конфликтов. Так, во многих американских университетах учащиеся не только изучают конфликты – межличностные, групповые, производственные, экологические, этические, международные, но и участвуют в их практическом разрешении. Институт Джона Мейсона осуществляет подготовку студентов по специальности "Менеджер по конфликтам".

Практическим разрешением конфликтов занимается Институт Мира. В 1986 г., названном Международным годом Мира, Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Ее задача – вырабатывать и внедрять навыки разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях.

Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются.

Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Если говорить, например, о работе руководителя, то 70–80% ее находится под грузом скрытых и явных противоречий и противостояний, игнорирование которых приводит к конфликтам.

Руководитель, согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать его всеми доступными ему средствами.

Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Поэтому, чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие бывают конфликты, как они возникают и протекают, как их можно устранить.


*
В данной главе использованы следующие источники: Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 1998; Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. – М., 1991; Бородкин Ф.М., Колряк П.М. Внимание: конфликт. – Новосибирск, 1989; Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликта. – М., 1990; Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М., 1993; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Управление конфликтами, изменениями и стрессами. – М., 1992; Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Л., 1991; СкоттДж.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991; Психология управления. – М.–Новосибирск, 1997.

Комментарии закрыты