Пока власть вызывает хотя бы внутренний протест и желание ее саботировать - она не авторитетна и держится только принуждением или подкупом. Тот, чье влияние и власть принимаются как естественные, кому подчиняются добровольно - авторитет.
Что же делает чью-то власть авторитетной, добровольно признаваемой? В соответствии с концепцией Макса Вебера, авторитет может освящаться тремя источниками:
- Традиция. Чем дольше длится власть, тем более люди к ней привыкают. Авторитет церкви во многом держится на том, что ее влияние длится уже многие сотни лет.
- Рационально обоснованная законность. Если человек имеет соответствующую должность, знания и опыт, нам легко признать его авторитет.
- Аффективная законность, основанная на харизме лидера. Уверенное поведение, громкий голос, четкие команды, яркая речь и красивые манеры - все это завораживает и заставляет верить, что этого человека нужно слушать и слушаться.
В зависимости от того, добился ли человек авторитета благодаря своим личными качествам либо имеет его благодаря назначению или социальному положению (статусу), авторитет может быть более формальным (уважение должности), менее формальным - (уважение статуса) и личным (уважение личности, личный авторитет).
Например, в школах карате более младшие пояса подчиняются более старшим. Однако, если тренер ставит проводить разминку ученика с младшим поясом, ему будут подчиняться все черные пояса. У этого ученика с младшим поясом появился формальный, данный извне авторитет.
Личный авторитет человека измеряется уважением к его словам, способность его влиять на мнение, поступки и поведение окружающих людей силой своей личности и разума.
Высокий личный авторитет - возможности влияния большие.
Авторитет низкий - и возможность влиять низкая.
Особенно бывает нам дорог наш профессиональный авторитет, наш авторитет как руководителя и наш родительский авторитет.
Что способствует вашему личному авторитету? Социальный статус – важен. Люди обращают внимание на то, какое вы занимаете положение по жизни, имеете ли вы право доминировать над окружающими. Авторитет растет вместе с силой вашего характера, вашей самодисциплиной и требовательностью (в первую очередь к себе).
Настоящая сила всегда вызывает уважение. Всегда важен богатый жизненный и профессиональный опыт. Авторитет опытного мастера всегда выше, чем опыт новичка, тем более этому способствует широкий кругозор и глубокие знания. Знание - сила! Многие для создания авторитета используют разнообразные фишки, учатся делать себе рекламу и производить соответствующее впечатление. В дополнение ко всем предыдущим моментам фишки авторитет усиливают, без них, на пустом месте - создают лишь дутый и временный авторитет.
Автор: Н.И. Козлов
Выражается в способности носителей Авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки др. людей, а также в признании последними за носителями А. права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.
Значение Авторитета в воспитании решающим образом определяется ролью в этом процессе личности воспитателя.
В дошкольном детстве главными воспитателями ребёнка являются родители.
Основная задача воспитания на этом возрастном этапе — усвоение ребёнком элементарных правил общения и взаимодействия, норм и способов одобряемого старшими поведения. Взрослые, и в первую очередь родители, изначально выступают для ребёнка в качестве Авторитета и, с одной стороны, являются носителями тех ценностей, которыми должен овладеть дошкольник, с другой — призваны контролировать процесс овладения такими ценностями.
На этом этапе личностного развития ребёнка «самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом» (Макаренко А. С., Пед. соч., т. 4, с. 66).
Такое «авансирование» доверием и уважением со стороны младшего члена семьи иногда воспринимается родителями как возможность не прилагать усилий для поддержания своего Авторитета Подобная позиция чаще всего проявляется в выборе взрослыми ошибочной тактики воспитания, и в первую очередь опеки и диктата.
Это резко снижает доверие к родителям и приводит к разрушению их Авторитета в глазах ребёнка в подростковом, а порой уже в младшем школьном возрасте.
Оптимальная тактика воспитания заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка, в стремлении и умении родителей так организовать совместную деятельность и общение, чтобы ребёнок в меру своих сил стал настоящим партнёром взрослых в решении жизненных проблем.
Родительский Авторитет в Значительной мере определяется характером взаимоотношений в семье, а также системой требований, предъявляемых взрослыми к ребёнку. Эти требования должны быть обоснованными, непротиворечивыми и, главное, отличаться развивающим характером.
Лишь на этой основе достигается единство положительного воспитательного влияния взрослых членов семьи на ребёнка и взаимодействие семьи и педагогов в поддержании Авторитет взрослого.
Поступление ребёнка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах Авторитетом и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю.
Роль учителя предполагает выполнение им ряда функций, непосредственно связанных с принятием решений, определяющих жизнедеятельность учебно-воспитательного коллектива.
В связи с этим бытует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей проф. подготовленности и личностных свойств наделён в глазах учащихся устойчивым Авторитетом.
Однако желаемое послушание учащегося может быть лишь показным. В этом случае учащийся, поведение которого внешне отвечает предъявляемым ему требованиям, в ситуации ослабления контроля принципиально меняет свой образ жизни и действий.
Как правило, в основе послушания лежат доверие к учителю, убеждённость в его правоте, внутр. готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения.
Но случается, что картина внешнего благополучия скрывает лишь покорность, стремление уйти от реальных жизненных проблем, боязнь проявить самостоятельность. Результатом упрочения Авторитета личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения.
Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их поведения. Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творческой деятельности и коллективистскому самоопределению. Жизнедеятельность настоящего коллектива невозможна без власти Авторитета личности, т.е. власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.
Иная ситуация складывается, если педагог ориентирован преимущественно на превосходство своей роли. Авторитарные методы т. н. ролевого давления закономерно приводят к потере интереса к учёбе, к безволию и бездумному повиновению.
Авторитет власти, не подкреплённый Авторитетом личности, оказывает на воспитанников деморализующее влияние. Так, А. С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного Авторитета — «Авторитет подавления», «Авторитет расстояния», «Авторитет педантизма» и т. п. — подлинный Авторитет личности педагога.
И вместе с тем Авторитет личности конкретного педагога может оказаться той основой, на которой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее Авторитет роли учителя. Основания Авторитета педагога различаются в зависимости от характерных особенностей развития личности мл. школьников, подростков, юношей.
Для учащихся младшего школьного возраста Авторитет учителя, как правило, основан на Авторитете его роли. В большинстве случаев, и особенно в 1-м кл., за учителем признаётся право на принятие ответственных. решений как в значимой ситуации для данного ученика лично, так и значимой для группы в целом, в условиях как учебной, так и внеучебной деятельности.
Это явление может быть расценено как иррадиация Авторитета роли, т.е. перенос Авторитета в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось.
Хотя в ситуации, значимой для коллектива в целом, и прежде всего в условиях уч. деятельности, за учителем, как правило, признаётся право принимать ответств. решения. В ситуации же личной заинтересованности, и особенно в условиях внеучебной деятельности, такое доверие авансируется в меньшей степени, чем это происходило в мл. шк. возрасте.
Это явление может быть расценено как спецификация Авторитета роли педагога. Если же учитель оказывается авторитетен и в этой сфере, то можно констатировать наличие подлинного Авторитета его личности.
В старшем школьном возрасте (ранняя юность) проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счёт уменьшения ориентации на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, не столько потому, что они учителя, а в силу авторитетности или неавторитетности их личности.
Отношение к учителю у ст. школьников достаточно схоже с отношением к преподавателю со стороны студентов (педагог, высоко компетентный в своём предмете, как правило, пользуется у них уважением). Ценится и умение распоряжаться учительской властью, но выше всего котируется человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость.
И у старшеклассников, и у студенческой молодёжи Авторитетом пользуются высококвалифицированные педагоги, которые в отношениях с учащимися смогли стать ст. товарищами юношам и девушкам.
От того, насколько в глазах учащихся авторитетны конкретные педагоги и весь пед. коллектив, зависит успех создания воспитывающей атмосферы уч. заведения, к-рая в свою очередь способствует формированию и укреплению Авторитета педагогов. Лит.: Уши некий К. Д., Три элемента школы, Избр. пед. соч., т. 1, Ми974; Добролюбов Н. А., О значении авторитета в воспитании, Избр. пед. соч., М., 1986; Макаренко А. С., О родительском авторитете, Пед. соч., т. 4, М., 1984; Кон И. С., Психология старшеклассника, М., 1982; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Тетровского, М., 1987; Кондратьев М. Ю., Слагаемые авторитета, М., 1988. М. Ю. Кондратьев, Л. А. Левшин.