Споры, дискуссии – это испытание не столько ума человека, сколько его нравственности.
В.А. Стариченко
Хорошо ли, что споры, дискуссии и полемика, стали характерными чертами нашего образа жизни?
Благом или злом является спор?
Эти вопросы не так наивны, как может показаться на первый взгляд*.
Можно привести в качестве примеров много крылатых выражений и высказываний, в которых спор оценивается позитивно. "Спор – отец истины", – так считали древние греки. С этим афоризмом перекликаются известные всем слова: "В споре рождается истина". Перечень изречений, в которых отмечается необычайная полезность спора, легко продолжить.
Однако можно привести и такие выражения, в которых споры оцениваются негативно, например в пословицах и поговорках: "Кто спорит, тот ничего не стоит"; "Когда споры кипят, истина испаряется"; "В спорах теряется время".
О спорах весьма неодобрительно отзывался Л.Н. Толстой: "Споры всегда больше содействуют затемнению, чем уяснению истины".
А. Линкольн говорил: "Ни один человек, который решил действительно преуспеть в жизни, не должен тратить время на личные споры".
Как же разобраться, кто прав: те, кто одобряет споры, или те, кто их порицает? Думается, что и те и другие. Спор действительно способен породить истину. Но спор нередко и губит ее. Все заключается в том, как ведется спор, какими методами и средствами.
Представим себе картину, нарисованную М.Е. Салтыковым-Щедриным:
"Говорили все вдруг, говорили громко, стараясь перекричать друг друга… Вот кто-то вскакивает и кричит криком, захлебывается, жестикулирует, а рядом, как бы соревнуясь, вскакивают двое других и тоже начинают захлебываться и жестикулировать. Вот четыре спорящие фигуры заняли середину комнаты и одновременно пропекают друг друга на перекрестном огне восклицаний, а в углу безнадежно выкрикивает некто пятый, которого осаждают еще трое ораторов и, буквально, не дают сказать слова. Все глаза горят, все руки в движении, все голоса надорваны и тянут какую-то недостижимо высокую ноту… Разве можно иметь дело с людьми, у которых губы дрожат и руки вертятся, как крылья у мельницы?"
Думается, многие были если не участниками, то по крайней мере свидетелями таких споров.
Предложить алгоритм, пригодный на все случаи жизни, практически невозможно.
Спор – это тонкое искусство, причем кроме логических аспектов у него имеется множество трудноуловимых психологических, нравственных и этических граней. Выявить и учитывать их в споре позволяет лишь длительная практика.
Вместе с тем для рациональной организации и успешного ведения диалога, дискуссии, полемики необходимо руководствоваться определенными рекомендациями, установками и правилами. Без их усвоения невозможно результативно обсуждать сложные проблемы науки, искусства, экономики и политической жизни.
Знать правила спора надо не только для того, чтобы вести его самому. Каждый из нас, независимо от рода занятий, время от времени превращается в слушателя, читателя или зрителя. Тем самым мы невольно становимся участниками споров, которые ведутся другими людьми. Вникнуть в суть обсуждаемых ими проблем, разобраться в доводах "за" и "против", разобраться в хитросплетениях мысли поможет знание психологических особенностей спора.
Умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументируя свою точку зрения и опровергая мнение оппонента, должно
стать обязательным качеством каждого делового человека. Для этого необходимо знать, как зарождался спор, каковы его корни и его история. Необходимо определиться в понятиях, чтобы не возникало путаницы в их применении или подмены одного понятия другим. Кроме того, необходимо определить, какие существуют полемические приемы и возможно ли овладеть искусством ведения спора.
*
В данной главе использованы следующие источники: Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура устной речи. – Ростов н/Д., 1995; Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991; Слемнев М. Диалектика спора – Мн., 1990.