Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..2
Психологическая подготовленность: структура, содержание, направленность психической подготовки (на примере тренировки боксеров)………………………………………………………………………….3
1.Место и значение психологической подготовленности спортсмена в системе тренировочных занятий и спортивных достижений………3
2.Понятие и особенности психологической подготовленности…… 4
3.Личностные качества и индивидуальные особенности спортсмена в психической подготовленности…………………………………………… 5
4.Психологическая и психическая подготовленность в системе тренировочных занятий………………………………………………………7
7.Роль тренера и психолога в системе психологической подготовки спортсменов……………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………15
Введение.
Психическая подготовленность является одним из главных факторов подготовленности любого спортсмена не только к соревновательной деятельности, но и достижения значимых результатов в выбранном виде спорта.
Стоит сказать, что именно уровень и качество психической подготовленности спортсмена во многом является определяющим в уровне спортивных достижений спортсмена. При этом необходимо оговориться, сто на уровень психической подготовленности оказывают огромное влияние целый рад немаловажных факторов. Среди них ключевую роль играют личностные качества спортсмена и степень эффективности и методичности применения воспитательных средств тренером в процессе тренировок.
Таким образом, при формировании работы, направленной на улучшение психической подготовки спортсмена, необходимо учитывать целый ряд факторов, способных повлиять на психологическое состояние спортсмена в ходе соревновательной деятельности, а также на общий уровень психической подготовленности.
Необходимо отметить, что психологическая подготовленность чрезвычайно важна для всех видов спорта, однако, в каждом из них, существует целый ряд особенностей, определяющих также и особенности работы по улучшению уровня психической подготовленности спортсмена.
Данная работа посвящена рассмотрению особенностей психической подготовленности боксера в ходе тренировочного и соревновательного процессов, а также выявление особенностей психической подготовленности спортсменов, занимающихся боксом.
Психологическая подготовленность: структура, содержание, направленность психической подготовки (на примере тренировки боксеров).
Психическая подготовленность, наряду с технической, тактической, физической и интеллектуальной видами подготовленности, являются базисными обобщающими понятиями одного из подходов к представлению о структуре подготовленности в различных видах спорта1.
Говоря о месте психологической подготовленности в тренировочном и соревновательном процессе боксеров, следует подчеркнуть, что боксеры действуют на фоне сильного психического напряжения, при чем, угроза сильного удара предъявляет повышенные требования к целому ряду психических процессов, качеств и состояний спортсмена.
Стоит сказать, что бои наиболее выдающихся боксеров свидетельствуют об исключительно тонком восприятии ими всех ситуаций боевой обстановки, точном расчете времени и дистанции, умением находить нужный момент для ударов и защит, оптимальном распределении мышечных усилий, а также быстром и точном тактическом мышлении. Все это свидетельствует не только о развитии специальных физических качеств, но и высокой психологической подготовки спортсменов2.
В напряженных и трудных многодневных турнирах, когда спортсмену приходится встречаться с разнообразными противниками, требует от боксера наряду с большим технико-тактическим совершенством и физической работоспособностью также и высокого уровня психологической подготовленности3.
Морально-волевая и специальная психическая подготовленность характеризуются, а первую очередь, личностными качествами и свойствами спортсмена. К ним относятся, прежде всего, его дисциплинированность, требовательность к себе, честность, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели, а также целеустремленность, смелость, решительность, уверенность в собственных силах и способность к максимальному проявлению функциональных возможностей в условиях напряженной соревновательной деятельности.
Следует заметить, что в крупных соревнованиях часто принимают участие спортсмены, имеющие примерно одинаковые спортивные достижения и функциональную подготовленность. Тем самым, в столь сложных условиях спортивной борьбы с исключительно высокой конкуренцией нередко во многом определяющими становятся именно моральные и волевые качества.
Стоит сказать, что каждое, из указанных выше моральных и волевых качеств имеет собственные отличительные особенности и конкретные проявления в различных видах спорта. Наряду с этим, высокий уровень морально-волевой и специальной психической подготовленности предполагает комплексное проявление самых различных качеств. При этом, недостаточное развитие каждого из них зачастую является причиной поражения исключительно хорошо тренированных спортсменов4.
Психологическая подготовленность боксера определяется целым рядом факторов. Прежде всего, здесь речь идет о степени развития специализированных восприятий (чувства дистанции и времени удара, ориентировки на ринге, быстроты реакции, умения предугадывать действия соперника, тактического мышления, внимания). Немаловажное, а, зачастую и определяющее значение имеет также психологическое состояние спортсмена.
При оптимальной психологической подготовленности у спортсмена наблюдается наиболее высокий уровень развития всех перечисленных качеств, а также состояния психологической готовности, которая характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и победить, способностью мобилизовать силы для достижения поставленной в бою цели, а также значительной психической устойчивостью5.
Здесь стоит заметить, что в практике крупных спортивных соревнований последних лет можно найти немало примеров того, как бесспорные лидеры сезона в определенных обстоятельствах (в первую очередь, морально-волевого и специального психического плана), не попадали в финалы. Вместе с тем, спортсмены, не входившие в число фаворитов, во многом, именно благодаря предельной волевой мобилизации часто добивались выдающихся результатов в чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.
Следует подчеркнуть, что психические качества спортсменов в значительной мере связаны с особенностями избранного видом спорта, и во многом носят специальный характер, проявляясь в полной мере, как правило, лишь в условиях острого соперничества в различного рода соревнованиях.
Необходимо также помнить о том, что специфика различных видов спорта, а также особенности отдельных дистанций в программе того или иного вида спорта, накладывают также определенный отпечаток на психику спортсмена6.
Личностные качества спортсменов, находятся в числе наиболее значимых факторов, которые обуславливают уровень спортивных достижений спортсмена. Кроме того, личностные качества во многом формируются в результате занятий конкретным видом спорта7.
Так, например, уровень развития специфических психических процессов по большей части проявляется в действиях боксера на ринге, и во многом определяется успешностью развития природных задатков спортсмена, которые в значительной мере совершенствуются в процессе специальных упражнений по данному виду спорта.
При этом, недостаточное развитие специфических психических функций боксера, а также плохая их компенсация другими качествами, крайне отрицательно сказывается на достижении состояния психологической готовности, поскольку вызывает у спортсмена чувство неуверенности или психической неустойчивости.
Говоря о психической устойчивости спортсмена необходимо отметить, что она, в первую очередь, характеризуется способностью спортсмена сохранять в трудных условиях тренировки и соревнований положительное эмоциональное состояние, работоспособность и психические качества, необходимые в бою, несмотря на влияние факторов, вызывающих отрицательные эмоции и психическую напряженность.
Таким образом, под психологической готовностью спортсмена к соревнованию принято понимать возможность успешно выступать на соревнованиях, при этом, она обусловливается такими качествами, как уверенность, воля и т.д. Стоит сказать, что данные качества не поддаются измерению и формализации, а значит, могут лишь дополнять полученные объективные данные исследований8.
Во время тренировочных занятий на общеподготовительном этапе акцент делается преимущественно на общую психологическую подготовку, а уже на специально-подготовительном этапе, внимание акцентируется на специальной психологической подготовке к конкретному соревнованию.
Основной задачей тренера по боксу, является развитие у спортсменов целеустремленности, которая представляет собой неотъемлемую часть общей психологической подготовки боксеров. Стоит сказать, что данное качество можно воспитывать лишь при условии проявления спортсменом глубокого интереса к боксу как искусству, а также личной заинтересованности в высоких спортивных достижениях.
Тренеру, следует постоянно и методично вырабатывать у боксеров умение стойко переносить в боях болевые ощущения, преодолевать неприятные чувства, проявляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении, сгонке веса, ограниченном приеме пищи и воды и т.д.
Стоит сказать, что в боксе не редки и отрицательные предстартовые состояния, которые выражаются в предстартовой лихорадке и апатии. Зачастую подобные состояния характеризуются тем, что спортсмены, в них пребывающие, не уверенны в собственных силах, их преследуют навязчивые мысли о ходе предстоящих соревнований, терзают сомнения по поводу своей готовности и успеха в выступлениях.
Стоит отметить также, что к наиболее серьезным «психологическим барьерам» в боксе принято относить страх перед проигрышем. Он может быть вызван обостренным самолюбием и тщеславием, опасением подвести команду или коллектив, а также мыслью об отрицательной оценки плохого выступления близкими людьми или тренером.
Страх перед противником может быть вызван не только знанием его сильных сторон, но и неправильной информацией о его успехах, суевериями, недооценкой собственных возможностей. Боязнь проиграть бой нокаутом или ввиду явного преимущества противника, а также не выдержать высокого темпа боя или же получить новую (повторную) травму также являются одними из наиболее значимых «психологических барьеров». Помимо этого, немалый вред психологической подготовленности боксера к соревнованиям может стать боязнь неадекватного судейства, их субъективного отношения к противникам. Под влиянием этих, а также ряда других подобных страхов и эмоций спортсмен становится чрезмерно возбужденным, вспыльчивым или же напротив – вялым, аппатичным10. Для успешного преодоления всех этих трудностей необходимо развивать волевые качества.
Тем самым, формирование психической готовности к конкретному соревнованию достигается через постоянное применение целой системой психолого-педагогических мероприятий, которые дают должный эффект только лишь при направленном и комплексном их применении.
При этом, задачей общей психологической подготовки является изучение индивидуальных психологических качеств спортсмена и их развитие посредством подбора методов воспитания тренером.
Необходимо отметить, что для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод устранения недостатка волевых качеств спортсмена, необходимо точно установить саму причину его возникновения. Тренер также должен выработать меры, направленные на устранения выявленного недостатка. Стоит заметить, что спортсмен должен быть отлично подготовлен в физическом, техническом и тактическом отношениях, и лишь только после этого можно начинать процесс подбора конкретных методов устранения выявленного недостатка.
Помимо прочего, тренер также должен знать темперамент каждого своего спортсмена, поскольку в процессе спортивной деятельности темперамент играет значительную роль. При этом следует учесть, что один и тот же спортсмен в процессе спортивной деятельности может проявлять совершенно иные психические качества, нежели в повседневной жизни.
Этап тренировки является самым длительным из всех и основной его задачей является решение вопросов общей психологической подготовки. К ним относится изучение особенностей психических качеств боксера и их проявление во время соревнований, а также выбор мероприятий необходимых для развития или устранения определенных качеств. При этом совершенно необходимо, чтобы психологическая подготовка стала важной составляющей частью всего процесса подготовки спортсмена к предстоящему соревнованию11.
Существует целый ряд основных факторов психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию. Среди них наибольшую значимость имеют:
1.Психологическая самоподготовка, которая представляет собой психологическую установку (волевые явления, мысли и переживания), происходящие у спортсмена в связи с конкретными соревнованиями. Однако это должны быть позитивно направленные переживания, которые мобилизуют его силы, дают боевой настрой и, в конечном счете, способствуют достижению победы.
2.Воздействия тренера. Тренер, хорошо знающий своего воспитанника, зачастую уже по внешним признакам поведения может определить сдвиги в его эмоциональной сфере и ему следует незаметно вывести своего подопечного из состояния тяжелых психических переживаний, связанных с выступлением на предстоящих соревнованиях. При этом следует помнить, что одной из важнейших задач тренера в психологической подготовке является предупреждение психической перенапряженности накануне предстоящего соревнования. Тренер должен суметь помочь спортсмену адекватно оценить свои собственные силы и силы противника. Наряду с этим, тренер также должен несколько изменить режим тренировок.
3.Воздействия среды. Под понятием «среда» в рассматриваемом контексте следует понимать в первую очередь, спортивный коллектив, в составе которого спортсмен будет выступать на предстоящих соревнованиях, поскольку психологическое состояние членов коллектива взаимно воздействуют на них. В силу этого обстоятельства установка всего коллектива относительно предстоящего соревнования играет крайне важную роль12.
В процессе соревнований, особенно в тех случаях, когда соревнования продолжаются несколько дней а иногда и недель, чрезвычайно важна психологическая настройка. Психологическая настройка спортсмена к соревнованию представляет собой очень сложный, систематический процесс, который совершается по заранее разработанному плану и имеет важное, а зачатую, решающее значение для достижения успеха в соревнованиях.
Стоит отметить, что в этом процессе важная роль принадлежит как самому спортсмену, так и тренеру, и коллективу, совместными усилиями которых, можно достичь правильной и необходимой психологической подготовки и обеспечить успех в предстоящих боях13.
Следует уточнить, что при определении и анализе психической готовности к соревнованию, а также в диагностике пробелов в этом состоянии и выяснении их происхождения, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу. При этом, когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к соревнованию, а также о путях и средствах преодоления пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер.
Одну из ведущих ролей в психологической подготовленности спортсмена в любом виде спорта играет воля, которая представляет собой способность человека целенаправленно управлять своими действиями, некоторыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением возникающих трудностей.
Данное качество проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение поставленной цели. Стоит отметить, что воспитание воли боксера является одной из центральных проблем современного тренировочного процесса.
При этом, важнейшими задачами волевой подготовки боксера является необходимость научить спортсмена максимально мобилизовать собственную волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием. Кроме того, необходимо воспитывать у спортсмена волевые качества, нужные для успеха в тренировках и соревнованиях.
Стоит также учесть, что развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания.
В процессе практической деятельности для решения задач волевой подготовки, тренер должен вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, а также к максимальной мобилизации волевых усилий. Кроме того, необходимо правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельной реализацией задач психической подготовки.
Выработав серьезное отношение и интерес к боксу, следует развивать у боксера и стремление к самовоспитанию воли. При этом, стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности боксера и значимым стимулом для совершенствования качеств воли.
Следует отметить, что методика воспитания у боксеров волевых качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые должны преодолеваться спортсменами во время их тренировки и соревновательных выступлений.
Для стимуляции волевых усилий боксера на преодоление все возрастающих трудностей, в тренировке применяется ряд методов психологического воздействия. С их помощью тренер не только стимулирует волевые качества боксера, но и вырабатывает у него соответствующие установки, создает оптимальные состояния, которые способствуют достижению оптимальной работоспособности боксера или отдыху.
К указанным методам относятся методы словесного и смешанного воздействия (поощрения, награждения, одобрения, наказание, срочная информация о результатах действия, специальные упражнения для самонастройки, упражнения для отвлечения от неприятных мыслей14).
Психологическая подготовка в процессе тренировочной и соревновательной деятельности боксеров должна включать в себя средства и методы формирования у них сознательно регулировать своих эмоциональных состояний в тесной связи с условиями соревнований. При этом, немаловажной, является работа психолога, как со всей командой боксеров, так и с отдельными ее представителями. При этом, помощником психолога должен стать тренер, непосредственно работающий с командой.
Тренер является не просто педагогом, помогающим спортсменам осваивать, закреплять и совершенствовать основы спортивного мастерства, но, в определенной мере, и воспитателем. Именно он должен систематически, целенаправленно и продуманно руководить психологической подготовкой спортсменов. Его деятельность должна быть направлена на последовательное воспитание у спортсменов умения контролировать себя, применять индивидуально значимые методы саморегуляции психического состояния, вводить в особое психическое состояние, в котором наиболее полно реализуют физические и технические возможности каждого спортсмена.
При этом, профессиональный психолог, работающий с командой, должен консультировать тренера по всем вопросам психологической подготовки спортсменов, выполнять ту работу, которую сам тренер выполнить не может.
Так, например, психолог должен проводить коррекцию неудовлетворительных психических состояний, последовательно, с методически обоснованных, четких позиций, воспитывать у отдельных спортсменов способность к самоконтролю и саморегуляции. Кроме того, он же должен уметь оперативно настраивать их на выполнение конкретной деятельности, разрабатывать, апробировать и внедрять перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров команды.
При этом, вся указанная деятельность должна носить исключительно комплексный характер15.
Заключение.
Таким образом, в результате подробного анализа основных факторов развития и особенностей психической подготовленности боксеров, можно сделать ряд немаловажных выводов.
Прежде всего, необходимо отметить, что психическая подготовленность спортсмена, занимающегося любым видом спорта является одним из важнейших факторов любой спортивной деятельности, а значит, данному аспекту необходимо уделять особенное внимание в ходе всего тренировочного процесса. При этом, развитие уровня и качества психической подготовленности спортсменов должен осуществлять тренер, совместно с психологом.
В процессе развития психической подготовленности спортсмена особое место играет самовоспитание и самостоятельное развитие волевых качеств. Следует отметить, что огромную роль в процессе самовоспитания и развития волевых качеств спортсмена играет тренер, который направляет спортсмена в процессе его саморазвития.
Стоит отметить, что в боксе психическая подготовленность имеет особенно важное значение в силу определенной индивидуальности данного вида спорта, а также его особенностей. При этом, в данном виде спорта ведущую роль играют личные качества спортсмена, а значит работа тренера по развитию психической подготовленности должна носить индивидуальный характер, что подразумевает изучение, исправление (или развитие) определенных личных психических качеств отдельных спортсменов, а также направление их лучших и наиболее продуктивных (в плане достижения наивысшего спортивного результата) индивидуальных качеств.
1 Теория и методика физической культуре. Ред. Курамшин Ю. Ф. М.; Советский спорт, 2004. С. 40.
2 Градополов К.В. Бокс: учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1965. С.89.
3 Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров. М.; ФиС, 1968.С. 58.
4 Теория и методика физической культуре. Ред. Курамшин Ю. Ф. М.; Советский спорт, 2004. С. 57-59.
5 Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров. М.; ФиС, 1968.С. 58.
6 Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев; Вища школа, 1984. С. 83.
7 Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев; Вища школа, 1984. С. 83.
8 Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.; ФиС,1987. С. 45.
10 Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров. М.; ФиС, 1968.С. 60.
11 Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.; ФиС, 1984 С. 84.
12 Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.; ФиС. 1981.С.48-50.
13 Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.; ФиС, 1984 С. 85.
14 Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров. М.; ФиС, 1968.С. 61-62.
15 Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. М.; ФиС, 1967.С.44-45.