Общение как одна из насущных потребностей человека
Человек не может существовать вне социальной действительностью. Только включаясь в процесс практической деятельности, она проявляет свою социальную сущность, формирует социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.
Каждый человек выполняет определенные социальные функции: одна учит, вторая лечит, третья выращивает хлеб, четвертый строит дом.
Менеджер, в частности, организует производство и направляет действия других людей на выполнение конкретных задач, обеспечивает материальные потребности людей.
В процессе трудовой деятельности на человека влияют такие факторы, как общественный характер и форма организации труда, ее предметное содержание, общественная значимость результатов, технологический процесс, возможность проявить себя и взаимодействовать с другими, общаться с ними.
Общение с другими людьми, трудовая деятельность, удовлетворение человеком потребностей с помощью социальных институтов - это все разновидности ее социальной деятельности.
Поэтому можно сказать, что социальная деятельность характеризует процесс взаимодействия человека с социальной средой, ее активность в использовании или преобразовании общественных отношений с целью удовлетворения необходимых для жизни потребностей.
Потребности - это требования, которые обнаруживают зависимость человека от того, что ему необходимо для жизни и деятельности. Они всегда отражают устойчивые жизненно важные зависимости организма от среды, а осознание человеком отсутствии чего-то приводит в нее стремление к соответствующей деятельности.
Первичные потребности заложены генетически (например, потребности в пище, одежде, дыхании, сне и т.д.), а вторичные вырабатываются в процессе познания и получения жизненного опыта.
Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерить, о их существовании можно узнать, следя за поведением людей.
Голодный человек сначала искать пищу, затем строить жилье, заботиться об одежде. Если она в безопасности, то будет стремиться к деятельности, вызванной потребностью в социальных контактах, захочет испытывать уважение со стороны окружающих.
Потребности высших уровней не являются мотивами для человека, пока не удовлетворены (хотя частично) потребности низшего уровня. Если продолжительность жизни человека в среднем составляет 600 тыс. часов, то из них 400 тыс. она тратит на поддержание своего существования (еда, сон, обслуживание себя и др.) и лишь 200 тыс. часов остается на реализацию свободного времени и того, что составляет смысл жизни человека - на работу, учебу, самоутверждения и самоактуализацию, контакты с другими, общения.
Любая совместная деятельность не может осуществляться успешно, если между теми, кто ее выполняет, не будут налажены соответствующие контакты и взаимопонимание.Через это общение рассматривается как разнообразные контакты между людьми, обусловленные потребностями совместной деятельности.Человеку трудно быть счастливым, успешно работать, самосовершенствоваться, самоутвердиться, не контактируя с другими.
Поэтому общение является важной духовной потребностью человека как социального существа.
Большинство психологов называют такую потребность коммуникативной и считают, что она проявляется через стремление человека к пониманию ее другими. Отсутствие коммуникативных умений и навыков выступает как следствие дефицита общения
Потребность в общении возникает в первые месяцы жизни ребенка, а уже на третьем году у нее отчетливо проявляется желание общаться с другими. Через общение ребенок усваивает то, что психологически делает его человеком.
Это касается человеческих особенностей поведения (мораль, культура), человеческих взаимоотношений (доброта, порядочность и др..). В общении формируется характер ребенка, воля, чувства, способности, мотивы и социальные нужды, в частности потребности во взаимодействии с другими людьми. Эти потребности остаются у человека важнейшими на всю ее жизнь.
Происходит переход от простых форм потребностей в эмоциональном контакте к более сложным - в сотрудничестве, интимно-личностном, деловом общении и т.д..
Менеджеру следует внимательно наблюдать за другими людьми, чтобы понять, какие потребности движут ими. Однако следует помнить, что потребности со временем меняются, поэтому в принятые планы нужно вносить соответствующие коррективы.
Потребности тесно связаны с мотивацией - процессом стимулирования себя и других (отдельного человека или группы людей) на деятельность, направленная на достижение определенных целей.
Мотив - это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной ситуации, при определенных жизненных обстоятельств.
Однажды прохожий увидел группу каменотесов и спросил у них: "Для чего вы работаете?". Один из каменотесов ответил: "Для того чтобы еду". Другой сказал: "Делаю это потому, что ничего другого не умею делать". Третий ответил, не думая долго: "Потому, что надо обтесать камни для стены". Четвертый, подумав немного, сказал: "Я хочу, чтобы меня уважали за то, что я умею это делать". А последний каменотес, взглянув вокруг, ответил: "Я хочу, чтобы здесь был построен удивительный храм". Так каменотесы связали свои потребности с мотивами труда.
Мотивация - это внутренний психический механизм человека, который согласно потребности будто запускает целенаправленное поведение на ее удовлетворение.
Она рассматривается как процесс выбора между различными возможными действиями, объясняет целенаправленность действия. Вступая в контакт с другими людьми, менеджеру важно уметь распознавать их мотивы общения. Эти мотивы могут быть такими, что совпадают (облегчают общение), и противодействующими (мешают эффективному общению).
Рассматривая потребности как начало деятельности, некоторые ученые придерживаются положения о единстве общения и деятельности.
Одни из них считают, что общение и деятельность - две равнозначные категории бытия человека, другие понимают общение как одну из сторон деятельности и, наконец, есть взгляды, что общение является особым видом деятельности. Однако все отмечают, что процесс общения напрямую зависит от личностных свойств его участников.
- Зависимость общения от личностных свойств его участников
- Установка на общение и ее гуманистическая направленность
Комментарии закрыты