Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Пенсионное обеспечение по старости в российской федерации

ервый закон, гарантирующий материальное обеспечение государством в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни, принят Верховным Советом СССР 14 июля 1956 г. Был установлен единый пенсионный возраст и требуемый стаж работы для назначения пенсии по старости: мужчины — 60 лет с 25-летним стажем работы; женщины — 55 лет с 20-летним стажем работы. Было предусмотрено снижение возраста выхода на пенсию для работников на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

По списку производств, утвержденному Советом Министров СССР, снижение возраста выхода на пенсию предоставлялось и по ряду других работ с тяжелыми условиями труда, а также женщинам, родившим и воспитавшим 5 и более детей; работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера 15 лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 20 лет; инвалидам первой группы по зрению и инвалидам Великой Отечественной войны.

Минимальная пенсия по старости была установлена в размере 30 рублей и впоследствии увеличена до 50 рублей; максимальная пенсия составляла 120 рублей. Размеры пенсии не изменялись до 1990 г.

К пенсии предусматривались следующие надбавки: за непрерывный стаж свыше 15 лет — 10% от размера пенсии; на иждивенцев — 10% на одного, 15% — на двух и более человек.

Закон о пенсиях 1956 г. действовал свыше 35 лет. Те же, кто не смог выработать требуемый стаж и не попал в жесткие рамки условий для назначения пенсии по старости при неполном трудовом стаже, пенсиями не обеспечивались.

15 июля 1964 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Этим законом впервые было введено и узаконено пенсионное обеспечение колхозников. Необходимым условием пенсионирования по этому Закону было наличие членства в колхозе. Пенсии выплачивались из средств колхоза и государства.

20 ноября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим Законом определялся порядок реализации прав граждан России на пенсионное обеспечение, а основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался труд и его результаты.

Основанием для пенсионного обеспечения служили:

  • достижение пенсионного возраста;
  • потеря кормильца — для нетрудоспособных членов семьи;
  • длительная профессиональная деятельность — для отдельных категорий трудящихся.

В одном Законе были объединены трудовые пенсии (по старости, потере кормильца, по инвалидности), за выслугу лет и социальные пенсии.

Пенсионное законодательство 1990 г. обеспечивало право выбора пенсии имевшим одновременное право на различные государственные пенсии. В Законе также было установлено, что граждане могут обращаться за назначением пенсий в любое время после возникновения права на нее. В этом Законе был упрощен и подсчет общего трудового стажа и среднего заработка для назначения пенсии. Закон продолжает оставаться действующим в Российской Федерации до настоящего времени.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. был создан Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд стал финансовым гарантом государственного пенсионного обеспечения более чем для 37 млн человек.

Пенсионный фонд формируется в основном за счет:

  1. страховых взносов предприятий, организаций;
  2. страховых взносов работающих граждан;
  3. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров;
  4. ассигнований из государственного бюджета РФ.

Практика показала, что Пенсионный фонд имеет свои недостатки и проблемы. Первая из них связана с социально-демографическими показателями: постоянно растет число пенсионеров и одновременно уменьшается число плательщиков страховых взносов. Вторая — кризис экономики отрицательно отражается на состоянии Пенсионного фонда. Ежегодно положение Пенсионного фонда РФ ухудшается, с каждым годом растет дефицит его бюджета. Ряд расходов Пенсионный фонд вынужден нести на возвратной основе, выплачивая пенсии, которые должны финансироваться из федерального бюджета: инвалидам ВОВ, чернобыльцам, афганцам, лицам, воевавшим в Чечне, социальные пенсии. В настоящее время главным должником Пенсионного фонда является федеральный бюджет. Немаловажным фактором является и хроническая невыплата пенсионных взносов со стороны различных организаций.

В соответствии со ст. 10 «Закона о государственных пенсиях в РФ» от 1990 г. пенсии по старости на общих основаниях устанавливаются мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Размер пенсии по старости зависит от двух факторов:

  1. общей продолжительности стажа работы;
  2. среднемесячного заработка, из которого исчислялась пенсия.

Размер пенсии по старости исчисляется в процентах к заработку. При наличии необходимого общего трудового стажа пенсия устанавливается в размере 55% заработка. Сверх того начисляется 1 % заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающий требуемый.

Выплата пенсии по старости производится в полном размере независимо от того, работает пенсионер или нет.

Досрочные пенсии назначаются в определенных случаях, вызванных различными социальными причинами. Как правило, досрочно пенсии по старости назначаются безработным. Такое право имеют безработные при полном трудовом стаже, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию по старости. Мужчины имеют право на пенсию по старости не ранее 58 лет, а женщины — не ранее 53 лет. После достижения безработными пенсионного возраста они приобретают право на пенсию на общих основаниях.

По этому же Закону установлены льготы для назначения пенсий со снижением общеустановленных требований по возрасту и стажу. Согласно ст. 11 Закона, имеют право на пенсию по старости в 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста;

матери детей — инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лёг. На льготных основаниях установлены пенсии инвалидам Великой Отечественной войны: мужчинам в 55 лет при общем трудовом стаже в 25 лет и женщинам в 50 лет при трудовом стаже в 20 лет.

Льготные основания выхода на пенсию по старости имеют и работники, занятые на работах с особо неблагоприятными условиями труда, которые определены ст. 12 Закона по спискам № 1 и 2, причем список № 1 включает в себя 24 показания, а список № 2 — 34 показания.

Льготные условия пенсионирования имеют работники в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Закон также предусматривает назначение пенсии за выслугу лет. Эти пенсии устанавливаются без учета индивидуальной оценки состояния трудоспособности и, как правило, без требования достижения определенного возраста. Они введены для некоторых категорий работников за длительное выполнение определенной работы. Цель данных пенсий в предотвращении преждевременного профессионального старения, когда длительная трудовая деятельность в неблагоприятных условиях либо с повышенной интенсивностью создает реальную возможность для этого. Выплата пенсий за выслугу лет производится лишь при условии оставления работы или службы, с учетом которой она была установлена.

Большим социальным достижением этого Закона является установление социальных пенсий по старости. В СССР таких пенсий не было.

Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию по возрасту в связи с трудовой или иной другой общественно-полезной деятельностью. Это гарантированное государством право на пенсию по старости граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа, независимо от социальной принадлежности. Право на социальную пенсию имеют лица при достижении установленного Законом возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет. Социальная пенсия устанавливается в твердом размере, который зависит от минимального размера пенсии по старости и исчисляется в процентном отношении к нему. Размер социальной пенсии равен 2/3 минимальной пенсии по старости.

Комментарии закрыты