>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Роль обучения в развитии личности

Реферат: Роль обучения в развитии личности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3
Основная часть………………………………………………………………. 4
1. Роль обучения в развитии личности..……………………………………. 4
2. Исследования факторов, влияющих на процесс обучения…………….. 6
Заключение…………………………………………………………………… 9
Список использованной литературы……………………………………….. 10

Введение

 На современном этапе становления образования вопрос о роли обучения в развитии личности является одним из центральных. Это связано с тем, что до сих пор не решен вопрос о соотношении обучения и развития. Выделяют две точки зрения на эту проблему.

Ж. Пиаже, С. Инельдер, В. Штерн ограничивают роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно, автономно[1].

Психологи другого направления сливают обучение и развитие, отождествляя тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк)[2].

Психологи третьего направления – Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие придают обучению ведущее значение. Л.С. Выготский подчеркивал, что «предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотрудничества со взрослыми»[3]. Он выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить самостоятельно. Второй – зона ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.

Таким образом, до сих пор нет единого мнения по поводу значения обучения для развития личности. Тем не менее, все психологи приходят к единому мнению, что обучение происходит только при общении людей друг с другом.

Рассмотрим основные характеристики обучения и факторы, влияющие на данный процесс.

Основная часть

 Роль обучения в развитии личности

 В современной педагогике существует множество определений обучения. Так психолог Л.Д. Столяренко определяет обучение как «процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащиеся»[4].

В.А. Сластенин  дает такое определение обучения: «…под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности»[5].

А.С. Макаренко придавал большое значение обучению в коллективе. Он понимал воспитание как «проектирование личности»[6]. В связи с идеей «перспективных линий» он придавал большое значение изучению качеств личности. А.С. Макаренко  писал: «Чтобы проектировать развитие личности, надо знать, какими качествами она обладает, каких качеств недостает, на что можно опереться в процессе обучения»[7].

Отечественный педагог Б.Т. Лихачев считал, что «Обучение является сердцевиной общественного явления воспи­тания. Оно всегда существовало и существует в реальной практике взаимоотношений между взрослыми и детьми. Его цель в том, чтобы обеспечить приспособление ребенка к действительности, со­риентирован, его в разнообразных жизненных условиях и ситуа­циях, подготовить к трудовой деятельности»[8].

Действительно, родители и окружающие ребенка взрослые люди с раннего детства по мере необходимости оказывают ему помощь, показывают, как и что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности, выполнить общественные обязанности, приобрести необходимые для участия в труде знания, умения и навыки. Такое обучение проявляется в форме научения ребенка конкретным действиям путем показа, рассказа, контроля за результатами. В процессе научения дети усваивают необходи­мую информацию и приобретают нужные навыки. Этот процесс в повседневной жизни носит эпизодический, стихийный, бессистем­ный характер. Б.Т. Лихачев писал: «Сам факт существования научения детей общественным отношениям и деятельности создает объективную основу для возникновения и организации осознанного, целенаправ­ленного и систематического процесса обучения»[9].

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, обще­ственного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обес­печивает преемственность поколений, полноценное функцио­нирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе. Содержанием обучения являются основные формы общественного сознания, прежде всего наука, искусство, право, мораль, а также культура, производственный опыт и навыки к труду. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимо­действия совместная деятельность детей и взрослых, их содержа­тельное познавательное общение.

Таким образом, мы видим, что в обучение оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, так как без обучения нет развития. Только получая новые знания, умения, навыки ребенок переходит с одной ступени развития на другую.

 

  1. Исследования факторов, влияющих на процесс обучения

 Многие педагоги и психологи в нашей стране и зарубежом занимались и продолжают заниматься изучением факторов, влияющих на процесс обучения.

Так Л.И. Божович в своих исследованиях пишет о психологической форме успешного обучения: «М+4П+С, где М – мотивация, 1П – прием (либо поиск) информации, 2П – понять информацию, 3П – помнить, 4П – применять информацию, С – систематичность знаний»[10].

Так как прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, то именно исследованию различных сторон психических процессов были посвящены работы многих психологов и педагогов.

Американские психологи определили, что лучше всего запо­минается информация, расположенная на доске в правом верх­нем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28%), правый нижний (23%) и ле­вый нижний углы (16%)[11]. Также психологи пришли к выводу, что восприятие читаемой информации зависит от удобочи­таемости текста, от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках, неудобочитаемы — желтый на белом фоне.

Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинфор­мации дает наилучшие результаты, так, исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в рече­вой форме, и 25% — в зрительной, если же оба эти способа пере­дачи информации используются одновременно, он может воспри­нять до 65 % содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, телевизор, компьютер­ные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки).

Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную систему вос­приятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представ­ление, а через слуховую систему — на одном уровне, на уровне представления[12]. Это значит, что при чтении информация воспри­нимается лучше, чем со слуха. 20% поступающей слуховой ин­формации может потеряться, так как мысли текут в 8—10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на вне­шние раздражители), к тому же через каждые 5—10 сек мозг «от­ключается» на доли секунды от приема информации, именно по­этому требуется повторение одной и той же информации разны­ми способами и лексическими средствами.

Для восприятия информации важен тип мыслительной дея­тельности. По данным нейропсихологов, 48% людей мыслят, логическим путем и 52% — образным. 24% логически мысля­щих людей переходят к образному мышлению и 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению[13].

Л.Д. Столяренко[14] приводит пример психологического эксперимента, где  у школьников и студентов определяли тип мышления и просили прочесть и запомнить учеб­ные тексты, составленные по следующей схеме:

  1. Проблема —> 2. Гипотеза —» 3. Уточнение гипотезы —» 4. Определение понятия —» 5. Пример —> 6. Пример —> 7. Вывод из примера —> 8. Новая формулировка гипотезы —» 9. Подтвер­ждение гипотезы —> 10. Вывод.

Сразу после чтения текста просили повторить то, что запом­нилось. Уже при таком непосредственном воспроизведении ма­териал, удержавшийся в памяти «теоретиков», был переработан: факты расположены «по полочкам», весь материал мысленно разделен на существенное и несущественное, установлены со­держательные связи между отдельными частями текста. «Тео­ретики» лучше всего воспроизводили блоки 1, 2, 4, 8, 9, 10.

У «практиков», как правило, выделено формально общее, но они лучше всего воспроизводят факты, причем принимают их в данном готовом виде, без попыток выяснить причинную связь между ними. Весь текст «практики» запоминают по частям, луч­ше всего остаются в памяти блоки 1, 3, 5, 6, 7, 9. В ходе экспе­риментов исследовали, что сохраняется в памяти «теоретиков» и «практиков» после перерыва в несколько дней, через несколько недель, и, наконец, через 20 месяцев. «Теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. Интересно, что когда испытуемым задавались наво­дящие вопросы, «теоретики» даже после столь большого пере­рыва связно воспроизводили почти полный объем текста. У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и их описания. Сам текст, если и воспроизводился, то только отрывочно. После наводящих вопросов «практикам» удается вос­становить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам». Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления.

Таким образом, исследования педагогов и психологов показывают неразрывную связь обучения и развития личности.

Заключение

 На современном этапе становления высшего образования в педагогической науке существует множество определений обучения.

Нами были рассмотрены определения таких педагогов и психологов как Л.Д. Столяренко, В.А. Сластенин, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев.

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, обще­ственного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обес­печивает преемственность поколений, полноценное функцио­нирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.

Многие педагоги и психологи в нашей стране и зарубежом занимались и продолжают заниматься изучением факторов, влияющих на процесс обучения. Их исследования показывают, что обучение неразрывно связано с развитием личности человека.

Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы показал, что развитие личности происходит только в процессе обучения.

Список использованной литературы

 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, 1995.

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов./ Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. – Избранные психологические исследования. – М., 1956.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992.
  4. Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т. – т.5. – М., 1958.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2006.
  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 17-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов./ Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984. – с.54.

[2] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – с.130.

[3] Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. – Избранные психологические исследования. – М., 1956. – с.449.

[4] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 17-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с.490.

[5] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – с.130.

[6] Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов./ Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984. – с.34.

[7] Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т. – т.5. – М., 1958. – с.169.

[8] Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – с.19.

[9] Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – с.20.

[10] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, 1995. – с.57.

[11] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 17-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с.519.

 

[12] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 17-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с.520.

[13] Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2006. – с.137.

[14] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 17-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с.521.

 

Комментарии закрыты