ПОХВАЛА

КОГДА ПОХВАЛА ПОЛЕЗНА, А КОГДА ДЕМОТИВИРУЕТ

Когда я вёл занятия на «Северстали» по психологии промбезопасности, то ставил руководителей в тупик вопросами:
— Как часто вы даёте позитивную обратную связь подчинённым?

— А что надо это делать? Каждый день? Каждому? Ещё и друг другу? — поражались слушатели.

Похвала может превратить серый денёчек в прекрасный. Она может напомнить вам, что вы отлично работаете, несмотря на стресс и море заданий. Вот почему коллегам, очень полезно, не колеблясь, хвалить друг друга.

И в отличие от обратной связи, похвала не должна непременно быть конструктивной. Её можно использовать просто как инструмент мотивации, повышающий результат. Похвала также строится на личных суждениях, тогда как обратная связь должна быть основана на фактах и привязана к конкретным вопросам.

Есть классные приёмы, подкрепленные научными исследованиями , помогающие правильно хвалить ваших коллег и подчиненных. Вот три из них.

1
Никаких сэндвичей! Не смешивайте похвалу с критикой

Часто членам команды приходится давать другу другу негативную обратную связь. И это трудно. Что, если от этого пострадает чья-то уверенность в себе и он не захочет дальше с вами сотрудничать? Это подход сэндвича: люди втискивают критику между высказываниями похвалы, чтобы избежать возможных последствий критики.

И это распространенная ошибка. Поначалу кажется логичным: добавление похвалы снижает дискомфорт и тревогу. А если начать с позитива, оба участника дискуссии будут счастливее. Но это неверно.

Ваш дискомфорт будет только расти, если вы задерживаете дурные новости. Похвалой и критикой лучше всего делиться как можно скорее. То есть не надо ждать, чтобы сообщить вашему коллеге, что он плохо или хорошо делает свою работу.

Исследования психологов показывают, что люди нормально принимают критику и реагируют на неё, если она получена вовремя. Важно отказаться от упрёков, а дать возможность коллеге самому обнаружить «косяк» и ответить на вопрос: «Что можно сделать лучше?» Этот вопрос передаёт ответственность за решение и действия работнику. К тому же смешивание похвалы и критики мешает вашему коллеге стать лучше — ведь он сосредоточится только на похвале.

Поведенческий психолог Айелет Фишбаш проводит на своем курсе в Чикагском университете такой эксперимент: она просит половину студентов выдать другой половине (один на один) обратную связь по методу сэндвича. Хотя вторые слышат и критику, и похвалу, в основном они запоминают только приятные замечания. Поэтому разделяйте критику и похвалу, чтобы ваши коллеги действительно запомнили, что вы хотите им сказать.

2
Хвалите коллег, когда они движутся к цели, а не когда они её достигли

Похвала за хорошую работу — вроде бы очевидный способ мотивации. Ведь важно признавать чужие успехи. Но, как показывает исследование Фишбаш и её коллег, лучше признавать заслуги работника, когда он ещё не достиг цели.

Во-первых, похвала повышает уровень уверенности в себе, а он помогает с энтузиазмом двигаться дальше и успешно добиваться цели.

Во-вторых, в такой ситуации человек более открыт к идеям и предложениям. Это позволяет предлагать усовершенствования конечного результата.

Но тут есть один секрет: подчеркните, что хотя человек хорошо справляется, цель ещё впереди.

Хвалить кого-то до получения результата означает показать, что человек движется в нужном направлении. Он уже не будет гадать, хорошо ли у него получается. Так вы направляете членов команды, поощряете их прикладывать усилия. Люди отметят, что вы выделяете на это время.

3
Похвала должна учитывать личность и опыт человека

Начните с того, что люди делятся на интровертов и экстравертов. Вы только что нашли нового сотрудника. Он успешно и уверенно прошел собеседования, но кажется робким и тихим, когда начинает работу. Даже экстраверты могут выглядеть интровертами, когда адаптируются к новой рабочей среде. И важно поддерживать новых членов команды, которые поначалу выглядят интровертами (как и подлинных интровертов) не так, как вы хвалите экстравертов, с которыми уже работаете какое-то время.

Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Consumer Research, важнее регулярно хвалить новых членов команды, а не только уже опытных. У людей мало уверенности, когда они начинают делать что-то новое, им нужно поощрение.

И хвалить таких новых сотрудников важно прямо. Похвала должна быть короткой и прямой: «Меня весьма впечатлил твой отчет чётким подбором цифр и ясной графической иллюстрацией. Отличная работа».

Не нужно увлекаться и погружаться в детали отчета. Большинство интровертов ценят такую похвалу, потому что она соответствует их стилю коммуникаций.

Экстраверты, с другой стороны, восприимчивы к абстрактным формам похвалы. Это означает, что вы можете поговорить с ними о своих чувствах и ощущениях, возникающих от конкретного действия, которое вы хвалите.

Скачать шаблоны wordpress.