1.2. Период средневековья

На этом этапе развивались идеи равенства, мира, социальных столкновений, в частности, связанных с верой. Конфликт в учениях средневековья рассматривается через идеалы христианской религии.

Эразм Роттердамский (1469-1536) искал в каждом конфликте свою логику развития, по которой, подобно цепной реакции, вовлекаются различные силы и слои населения. Он обращал внимание на сложность процедуры примирения противостоящих в конфликте сторон не только в случае, когда они стоят на разных идеологических позициях, но и когда эти позиции у них совпадают.

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые анализировал причины конфликтов внутри страны, среди которых выделил материальные, политические и психологические, причины социальных беспорядков, а также способы их преодоления. Ф. Бэкон особо выделил материальные факторы (в частности, низкое материальное положение народа), способствующие социальным конфликтам. Вот несколько из его утверждений (Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. 2-е изд.-М., 1979.- Т.2.-С. 242.):

«Сколько в государстве разоренных, столько готовых мятежников».

«Народы с трудом переносят произвол государя и сами замышляют самостоятельно создать и укрепить какое-то новое правление. Это начинается с тайных подстрекательств знати и вельмож, а когда этому попустительствуют, начинается волнение народа».

«…Простой народ не скор на подъем, если вельможи его к этому не возбуждают; а те бессильны, если сам народ не расположен к возмущению. Опасность тогда велика, когда знать только и ждет смуты в народе, чтобы тотчас выступать самой».

Потенциальные возможности государства по предупреждению социальных столкновений Бэкон видел в политических, идеологических манипуляциях. «В самом деле, искусно и ловко тешить народ надеждами, вести людей от одной надежде к другой есть одно из лучших противоядий против недовольства. Поистине, мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужды, и ведет дело таким образом, чтобы любое зло смягчено было надеждой; это не так уж трудно, ибо как отдельные лица, так и целые партии, весьма склонны тешить себя надеждами или хотя бы заявлять о них вслух, если сами уж им не верят».

У Бэкона политика рассматривается еще как инструмент для «разделения и раскалывания всех враждебных государству союзов и партий посредством стравливания их между собой и создания меж ними недоверия». Он последовательно придерживался этой позиции. Способом профилактики и «прекрасной мерой» предотвращения конфликтов является забота о том, чтобы у

недовольных не оказалось подходящего вожака, который бы мог их объединить. А с другой стороны, большое значение имеет наличие одного, а еще лучше нескольких лиц, обладающих способностями к подавлению народных волнений и мятежей. Он не только указывает на необходимость в таких людях, но и называет основные качества, которыми они должны обладать. Необходимо, «чтобы эти военачальники были людьми надежными и почтенными, а не любителями расколов и искателями популярности, и чтобы они были в ладах с другими важными особами в государстве; иначе лекарство это может оказаться опаснее самой болезни».

В объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различия между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.

Скачать шаблоны wordpress.