Перцепция – процесс взаимного восприятия партнеров, формирование отношений между ними.
1. Формирование первого впечатления
Наблюдатель:
- внешние характеристики, отдельные аспекты поведения
- приписывание личностных особенностей
- прогноз поведения и отношения
- формирование собственного отношения и поведения
2. Механизм восприятия
- эмпатия
- идентификация (отожествление) – умение поставить себя на место партнера и понять его с его точки зрения
- рефлексия – умение понимать как воспринимает партнер главного субъекта, как партнер воспринимает Вас. Рефлексия – самая эффективная из трех.
3. Перцептивные барьеры
это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия партнера.
1) барьеры перцептивной информации
- барьер первого впечатления
- барьер стереотипов
Стереотип – это устойчивое представление о различных социальных группах.
Виды стереотипов:
а) полоролевые
б) возрастные
в) национальные
г) профессиональные
д) территориальные
2) барьер личностных особенностей
- барьер занятости собой
- барьер боязни контактов (в результате негативного опыта коммуникации)
3) барьеры установок
- барьер беспричинной негативной установки. Аттракция – наличие/отсутствие привлекательности партнера
- барьер отрицательной установки (при заочном знакомстве с партнером)
- барьер ожидания непонимания (при негативном опыте)
4) барьеры отрицательных эмоций
при переживании отрицательных эмоций адекватного восприятия партнера не будет.
Комментарии закрыты