>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Вредный слушатель. Что делать

Каждому оратору раньше или позже приходится столкнуться с довольно неприятным открытием – ему искренне рады бывают не все и не всегда.

И сам по себе факт рассказывания со сцены важных, нужных и интересных вещей (даже, если это все совпадает в одном выступлении) полного искреннего внимания зрителей и абсолютного восхищенного признания не гарантирует.

Находятся порой в аудитории люди, которые по-тихому или демонстративно скучают, не слушают, разговаривают о чем-то, занимаются своими делами.

Полбеды, если они при этом «самозаняты» — хуже, когда такие люди начинают нечаянно или намеренно мешать оратору и другим слушателям. И тогда спикер понимает: «Вот оно – случилось. «Вредный слушатель» пришел и ко мне. Что делать?..».

Прежде всего – без паники! Не вы первый и не вы последний.

Помните:

Оратор – не стодолларовая купюра, чтоб нравиться всем.

Самым полезным в этой ситуации будет, прежде всего, порадоваться за себя и за зрителей (включая вредного – или даже нескольких вредных). Все идет, как надо.

Аудитория показывает себя во всей красе, втягивается в процесс, вживается в свою роль – надо ей помочь. Наша задача в это время проста – следовать главному правилу работы с «трудными слушателями».

Главное правило – в первую очередь «сохранить себя». Сначала нужно позаботиться о сохранении собственного «ресурсного состояния» — спокойствия, уверенности, позитивного и уважительного настроя.

Опытным ораторам точно известно: сохранил себя – сохранил все, можно вырулить из любой ситуации.

Потерял самообладание, начал паниковать – потерял все, находишься ближе к провалу, чем Штирлиц.

Однако, чтобы не оказаться в роли анекдотичных мышек, которым стратег-филин посоветовал стать ежиками, неплохо бы еще знать ответ на вопрос:

А КАК? 

Действительно, как оставаться невозмутимым, когда некая нахальная личность в зале, кажется, специально делает все для того, чтобы добиться обратного. В порошок стереть хочется такую личность, причем – немедленно, вместе со стулом!

«Спокойствие! Только спокойствие!»

Прежде всего, человек может «вредничать» — делать недовольное лицо, демонстрировать невнимание или даже дремать – совершенно без дурных намерений.

Неплохо будет ввести себе в привычку априори считать, что причина необычного поведения слушателя может быть совсем не в отношении к оратору.

Вдруг у него просто живот разболелся или он только что от зубного, или не спал ночь, сидя с больным ребенком – всякое в жизни случается.

Я устал до отвращения ко всему. Аппарат моих восприятий отказывался работать. Слишком много было всего! Я опустил голову на руки, оцепенел, задремал и уснул.

Как оказалось впоследствии,

Поп возвратился, обеспокоенный моим отсутствием, и пытался разбудить, но безуспешно. Тогда он … вернул всех смотреть, как спит Санди Пруэль, сраженный богатством, на диване загадочного дворца. И, следовательно, я был некоторое время зрелищем, но, разумеется, не знал этого.

— Пусть спит, — сказал Ганувер, — это хорошо — спать. Я уважаю сон. Не будите его.

«Золотая цепь», А Грин.

Действительно, такого человека, если он не слишком мешает, лучше просто оставить в покое – конечно, при условии, что ему не требуется медицинская помощь. Чаще всего, он сам недоволен своим состоянием и пытается быть как можно незаметнее.

Если не очень хорошо чувствуют себя сразу многие, нужно проверить – работают ли в зале системы жизнеобеспечения.

Возможно, из-за недостаточной вентиляции стало слишком душно или жарко. Или, наоборот, на несколько рядов слишком сильно дует кондиционер.

Или из окна сквозит холодом. Может оказаться, что с некоторых мест плохо слышно или видно – и люди пытаются что-то с этим сделать самостоятельно. В таком случае, разумеется, нужно приостановить выступление и позаботиться об удобстве зрителей – они это обязательно оценят и будут благодарны. А где благодарность – там и лояльность, кстати.

Словом – не стоит страдать манией величия и немедленно приписывать любое недовольство или невнимательность зрителей на свой счет.

Очень часто это, оказывается, совсем «не про нас». Следовательно, и беспокоиться нет необходимости – принимаем меры и движемся дальше. Это – первый принцип работы с «вредными слушателями».

О других принципах, приемах и правилах работы со сложной аудиторией поговорим в следующих выпусках.

Верных Вам слов и верных решений!    

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/

Комментарии закрыты