>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

2.2. Типология конфликтов

В конфликтологической теории приводится развернутая типология конфликтов, в том числе, в трудовой и экономической сфере. Основываясь на принятые с теоретических позиций классификации, выделяются следующие наиболее обобщенные типы конфликтов:

1. В зависимости от сферы возникновения:

  • –экономические;
  • –правовые;
  • –этнические;
  • –трудовые;
  • –социально-психологические;
  • –нравственные;
  • –семейные.

2. По отношению к иерархической структуре:

  • –горизонтальные;
  • –вертикальные;
  • –диагональные.

3. По отношению к субъекту:

  • –внутриличностные;
  • –межличностные;
  • –между личностью и группой;
  • –межгрупповые.

4. В зависимости от количества конфликтующих сторон:

  • –монополярные, когда конфликтуют с самим собой. Внутриличностный конфликт является одним из типов монополярных конфликтов;
  • –биполярные, когда две стороны конфликтуют между собой;
  • –многополярные, когда рассматривается конфликт между тремя и более сторонами по разной линии противостояния.

5. В зависимости от причин возникновения:

  • –объективные;
  • –субъективные.

6.В зависимости от отношений субъектов друг к другу:

  • –антагонистические, когда стороны занимают непримиримую в отношении друг к другу позицию;
  • –компромиссные, когда стороны склонны к достижению согласия.

7. По последствиям:

  • –конструктивные, приводящие к укреплению системы;
  • –деструктивные, нарушающие стабильности развития системы;
  • –нейтральные, не затрагивающие, в целом стабильности системы.

8. По отношению к объекту конфликта:

  • –эмоциональные, когда объект отсутствует и конфликт возникает и развивается по причине неприязни, зависти и прочих отрицательных эмоциональных состояний конфликтующих в отношении друг к другу;
  • –деловые, когда конфликт строго зависит от объекта и на него ориентированы конфликтующие стороны.

9. По степени управляемости:

  • –организованные, когда возникновение конфликта предусмотрено заранее и есть возможности направить его в определенное русло;
  • –стихийные, конфликты не поддающиеся управлению и развивающиеся хаотично.

10. По степени осознанности сторонами ситуации как конфликтной:

  • –сознательные;
  • –бессознательные.

Последние формируются на уровне:

а) агрессии;

б) влечений (например, ревность).

Часто бессознательный конфликт сознательно прикрывается субъектами (оправдывают, сглаживают, опровергают и пр.), сами не подозревая наличия конфликта.

11. Уход от конфликта также может быть:

  • –сознательный;
  • –бессознательный: а) из-за страха; б) из-за привязанности, любви.

Комментарии закрыты