>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

3. ИСТОЧНИКИ, ОБЪЕКТ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА

3.1. Теоретические основы исследования причины конфликта

Конфликт — продукт определенной системы. Каждая система (экономическая, социальная, правовая и пр.), в свою очередь, представляет собой единый организм. В определенный момент из-за сложившихся противоречий сталкиваются различные элементы системы, связи между ними, что приводит к нарушению в ней равновесия.

Придерживаясь медицинской терминологии, происходит гомеостатический дисбаланс, означающий нарушение трудовых, экономических, правовых, психологических и прочих связей системы.

Примером гомеостатического дисбаланса на макроуровне может служить несоответствие уровня развития производственных отношений уровню развития производительных сил в обществе, что способствует возникновению классовых конфликтов. Такого рода коллизии составляют предметную область марксистской теории классовой борьбы.

Примером гомеостатического дисбаланса на институциональном уровне является нарушение равновесия на финансовом рынке России в 1998 году, которое привело к финансовому кризису. По оценкам специалистов, этому способствовали, по меньшей мере, два обстоятельства:

1. Финансовые потери государственного бюджета из-за предоставления некоторым общественным организациям льгот по акцизам, таможенным пошлинам и пр., что за тот период (1997 год) составило 9 млрд американских долларов при государственном бюджете страны за аналогичный период 18 млрд долларов США (по данным Счетной палаты РФ).

2. Бесследно исчезнувшие в 1998 году 98 млрд долларов, которые были получены для устранения финансовой нестабильности: в июле — 5 млрд долл. США и 14 августа — 4,8 млрд долл. США (по данным Генеральной прокуратуры РФ и Комитета по безопасности ГД РФ).

В результате ситуация на финансовом рынке вышла из-под контроля, и кризис стал неуправляемым.

Можно привести пример гомеостатического дисбаланса на групповом, межличностном и внутриличностном уровнях. Во всех случаях прослеживается закономерная последовательность: противоречия приводят к нарушению равновесия внутри системы — гомеостазу, в котором постепенно формируется условия для возникновения конфликта.

К концу 90-х годов в России сложилась ситуация, называемая аномией — особая форма гомеостатического дисбаланса в обществе. Аномия проникает прежде всего в нравственную сферу, после чего все остальные системы: экономическая, трудовая, правовая, психологическая (на ментальном уровне), социальная и прочие — одновременно подвергаются гомеостатическому кризису, детерминированному социальной дезорганизацией общества.

Когда система не в состоянии выработать защитные механизмы — "анти-гомеостатические тела", проблемы становятся для данной системы угрожающей ее развалом. В этом случае чаще всего неизбежен метеостатический кризис, способствующий к разрушению системы.

Строго говоря, метеостатический кризис — это крах системы, начиная от суицидов, до развала государства, например, распад СССР.

Следует раскрыть наиболее уязвимое место в конфликте, называемое конфликтогеном. Конфликтогены — это источники конфликтов: люди, отношения, события, состояние дел.

Персональные конфликтогены возникают на уровне рабочих мест и чаще всего сводятся к личности, а иногда — к группе. Наиболее простой способ установления конфликтогенов на персональном уровне — это социометрия. Здесь речь идет о столкновении интересов различных людей.

Организационные конфликтогены связаны с неэффективной организацией рабочих циклов, распределения работ и делегирования полномочий: слабая организация работы, например, когда одни перегружены ею, а другие ищут возможности для приложения собственных ресурсов, отсутствие контроля или возможностей контроля, неэффективный стиль управления.

Производственные конфликтогены детерминированы заданным производственным алгоритмом — срывы по работе, потеря позиций в конкуренции, закрытие или частичное сокращение данного вида деятельности и прочее.

Организационные конфликтогены опережают производственный процесс, поскольку заложены в рабочую среду как данное (исходное положение).

Каждый конфликтоген актуален сам по себе и еще более актуализирует другие конфликтогены (на стадии конфликтных ситуаций) до тех пор, пока система — организация — не ощущает (осознает) опасность такого развития ситуации.

Ядро конфликта — это объект, вызвавший данную конфликтную ситуацию. Главная характеристика объекта конфликта — это его неделимость. На основе объекта конфликта формируются, а затем развиваются обстоятельства или силы, которые позволяют, по меньшей мере, одной из сторон осознать, что ее интересы задевают интересы другой стороны. В этом случае речь идет о причине конфликта.

Таким образом, причина конфликта — это различные обстоятельства, силы, желания и т.п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.

Объект конфликта, а, значит, и причины конфликтной ситуации формируются:

а) в зависимости от желания и воли субъектов — участников конфликта; такие причины называются субъективными;

б) вне зависимости от воли сторон, из-за сложившихся внешних обстоятельств; такие причины называются объективными.

Конфликтная ситуация может быть вызвана несколькими причинами. В открытом конфликте причины осознаются конфликтующими сторонами — это открытые причины.

Однако существуют более сложные, запутанные или вовсе не подозреваемые обстоятельства, которые остаются скрытыми хотя бы для одной из сторон. Такие причины принято называть латентными.

К конфликту могут привести несколько причин одновременно. Среди них выделяются причины, которые создают противоречие — основные причины, — а также причины, которые лишь незначительно обостряют противоречие, — второстепенные причины.

Причины, по которым впервые сталкиваются интересы сторон, — это первичные причины. Причины, возникшие вследствие дальнейшего обострения взаимоотношений, в том числе, за счет первопричин, следует отнести к производным причинам.

В качестве причин конфликта стороны могут ссылаться на те обстоятельства, которые и в действительности создали данную конфликтную ситуацию. Эти причины называются истинными. Тем не менее, в конфликте очень часто сторонами делается ссылка на те обстоятельства, которые на самом деле нельзя называть причинами данного конфликта.

Цель применения таких приемов — отвлекающие или заблуждающие манипуляции для сокрытия истинных причин. Такие причины называются вымышленными. Благодаря им конфликт превращается в процедуру "ловли рыбы в мутной воде", известную всем нам из старой поговорки.

Причины конфликта следует рассматривать на микро-, мезо- и макроуровнях.

На каждом из этих уровней формируются свои специфические причины конфликта. Тем не менее, можно выделить ряд причин, формирующих конфликтогены на разных уровнях и при этом имеют различные масштабы охвата объекта.

Например, безнравственность на микроуровне вызывает гнев, раздражение и осуждение со стороны оппонента; то же на макроуровне приводит общество к состоянию,  называемому аномией (социальной дезориентации общества).

Таким образом, исследование причин конфликта на различных уровнях позволяет установить сложность противоречий, их охват, а в дальнейшем -применить наиболее подходящие алгоритмы по их устранению.

Независимо от того, на каком уровне возникает конфликт, выделяют в наиболее обобщенном виде следующие причины конфликтов:

  1. Нехватка ресурсов — к ресурсам относятся власть, энергия, деньги, время и другие материальные, информационные и трудовые ресурсы.
  2. Организационные причины — несправедливая или неэффективная организация взаимодействия и распределения ресурсов, задач, а также системы контроля и оценки деятельности.
  3. Ценностные причины — различия в профессиональных, религиозных, культурных, региональных, политических и др. ценностях, убеждениях, оценках справедливости.
  4. Поведенческие причины — задевающие чувство собственного достоинства субъекта, угрожающие его безопасности, непредсказуемое, эгоистичное, "несправедливое" поведение.

Особо следует выделить факторы социально-психологического уровня, исследуемые с двух позиций:

1) эти факторы способствуют неудовлетворенности в деловом общении и тем самым формируют конфликтогены;

2) наличие самого конфликта может привести к устранению экономических, психологических и социальных причин, что обеспечивает нормальные условия для деловой активности.

В первом случае деловые отношения ослабевают из-за социально-психологических барьеров. Барьерами называются факторы, нарушающие эффективный деловой контакт между субъектами общения.

Основными социально-психологическими барьерами делового контакта являются:

  • стрессовое состояние партнеров;
  • агрессия со стороны партнера или посторонних субъектов;
  • неадекватное восприятие партнера;
  • настроение;
  • слабая мотивация;
  • различие в статусно-ролевых позициях;
  • сложившийся стереотип не в пользу партнера;
  • манера убеждения и аргументации;
  • установки на победу;
  • излишняя конформность;
  • диссонанс, вызванный большим количеством вариантов решения;
  • неприязнь относительно к ситуации (проблеме) и партнеру;
  • различия в интересах, ценностях и др.

Данный перечень охватывает далеко не все факторы, а, самое главное, отсутствует теоретические и эмпирические исследования по установлению связей между барьерами общения и конфликтами.

И, наконец, необходимо провести психологические, организационные и социотехнические мероприятия по устранению указанных барьеров с целью профилактики конфликтной ситуации и обеспечению эффективного делового взаимодействия.

  1. Социальные причины — социальные различия, баланс сил, ценность отношений, сущность отношений (зависимость), основа отношений (добровольность), история отношений, что ожидается от взаимоотношений, вклад в отношения.
  2. Неудовлетворенные потребности — признание заслуг.

При рассмотрении конфликтов следует различать причину и повод. Поводом могут послужить случайные или умышленные обстоятельства, поведение отдельных лиц, способствовавшие формированию у субъекта чувства антагонизма в отношении к конфликтующим сторонам.

То, что является для одной стороны или для всех сторон причиной, на самом деле может быть поводом конфликта. В определенных случаях конфликтующая сторона не заинтересована в разрешении подлинных причин конфликта, поэтому чаще всего осознанно конфликт держится на поводе, или производится подмена причины поводом,скрывая саму причину.

Повод — определенное событие, или действие противоборствующей стороны, дающие основание конкретному лицу/группе считать себя из-за этого ущемленным, формируя в нем чувства антагонизма и активизируя его. Инцидент — это сама активность.

Если одна сторона активизирует свои действия сразу после инцидента, то повод и инцидент — это одно и то же. Например, взрыв на шахте, в результате которого погибли шахтеры, стал инцидентом в конфликте между правительством и шахтерами. Этот взрыв одновременно стал поводом для того, чтобы открыто заявить о себе:

Умышленно организованные обстоятельства, послужившие поводом для конфликта, называются провокацией.

В отличие от причины конфликта повод лишь поверхностно затрагивает проблему, чаще всего, какую-то отдельную ее часть. По этой причине в конфликте зачастую происходит подмена причины конфликта поводом, что позволяет субъекту скрыть причины от нежелательных обстоятельств и субъектов.

Повод — это, скорее всего, способ или возможность демонстрации субъектом актуальности своих позиций с целью их собственного, а затем и общественного оправдания и одобрения. В этом случае повод является попыткой реализации причин конфликтной ситуации.

Следует также учесть, что причины конфликта не всегда адекватно оцениваются сторонами конфликта.

Если конкретное событие, ущемление интересов одной стороны или активный шаг одной стороны против интересов другой (инцидент) не приводит к открытому столкновению (латентный конфликт), то скорее всего это потому, что последние не были готовы к этому и теперь, активизируясь, они будут искать еще повод для конфликта:

Также закономерен следующий вывод: Если событие "А" является поводом для "X", а не является таковым для "У", то конфликт носит односторонний, может быть, латентный характер. Возможно, для "У" поводом станет событие "В", которое приведет к активизации действий субъектов:

Комментарии закрыты