>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Три правила обратной связи

Как честно и ясно обозначить свою позицию, но при этом не выглядеть слишком прямолинейным и грубым?

Ежедневно мы высказываем в речи оценки событий, явлений, людей. И неважно, на работе мы находимся или дома, даже одна незначительная оценочная реплика может стать поводом для обиды или конфликта. Возможно ли честно и ясно обозначить свою позицию, но при этом не выглядеть слишком прямолинейным и грубым?"

Для этого есть три простых правила корректной обратной связи.

Правило первое: 10 секунд.

Часто бывает, что именно эмоции (и как правило, негативные) дают толчок  оценочному высказыванию. Это происходит спонтанно. С языка мгновенно слетают слова-«оценки», за которые потом приходится дорого расплачиваться, иногда в самом прямом смысле «дорого».

«10 секунд» - очень простое правило, которое, возможно, позволит избежать ненужных конфликтов. В момент, когда хочется высказать критическое замечание, выразить негативную оценку, попробуйте просто сосчитать до 10.  Казалось бы, что такого - помолчать перед словом всего 10 секунд. Но в реальности перед высказыванием оценки они ощущаются вечностью.

Поначалу трудно даже просто вспомнить об этом правиле! А ведь как много можно успеть за это столь «долгое» на первый взгляд время. И сосредоточиться, и настроение собеседника почувствовать, и самое главное  -  решить – «а стоит ли?» - и если стоит, то выбрать подходящие слова!

Вы удивитесь результату, попробовав первый раз  сделать это даже в бытовом общении, когда, например,  вздумаете  возмутиться в очереди! Поверьте, может оказаться так, что вы просто не захотите высказывать негодование, или всё-таки оценка события будет намного более взвешенной, и, ваше обдуманное слово станет более эффективным инструментом в данной речевой ситуации.

Правило второе. Начать с «пряника»!

Попробуйте  изменить «естественный» ход событий, и, высказываясь, оценить ситуацию, рассмотрев её более пристально с другой стороны – светлой и позитивной, даже если она (эта сторона) едва заметна. Почему бы, к примеру, делая на рабочем совещании разбор полётов, не поступить именно так? Правило  вполне очевидное: ведь несложно, в общем-то, с хорошего начать.

Однако для некоторых это бывает так же непросто, как 10 секунд паузы перед высказыванием. Здесь главное  - совершить труд  души - вглядеться и, увидев это «хорошее», щедро сказать добрые слова! Как и в предыдущем пункте, важно одно условие – вспомнить об этом, когда очень захочется  критически высказаться.

Правило третье. Помоги советом!

Как обычно высказывают  критическую оценку? Констатируют факты, которые, в целом, можно свести к одному выводу – что НЕ удалось.   Тому, кто получает  обратную связь подобным образом, наверное,  и так понятно, что дело плохо, но отнюдь  не всегда понятно, как исправить положение?

Далеко не каждый в стрессе (в момент получения оценки даже самый смелый человек на самом деле переживает, особенно если  с ним говорят эмоционально) сообразит, чего же от него хотят. Обычно человек думает: «Да, я не смог, ну и не буду больше этого делать». Как мотивировать его к дальнейшим действиям? Как, критикуя, оставить надежду на успех?

Оценивая событие (но не человека!), стоит в позитиве отметить, что нужно изменить, добавить или устранить в деле. Вот и всё.  Ведь собеседнику и так понятно, что не всё гладко, так помогите  ему выйти на верную дорогу, подскажите, как лучше.  А о том, что надо совершенствоваться и расти, он знает и без вас. В общем, вместо того, чтобы негативно комментировать произошедшее  –  чётко, но дружественно говорим,  что было  бы желательно  сделать!

Гуманитарная школа «ПРЯМАЯ РЕЧЬ»

Оксана Алтусарь

Комментарии закрыты