>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Как обсуждать обиды и другие проблемные эмоции

Самые хорошие отношения иногда превращаются в что-то более проблемное, и обсудить происходящее в ваших отношениях когда-то не просто хочется, а оказывается прямо необходимо.

Разбираясь с происшедшим, не торопитесь сердиться: обида на вас (или ваша на кого-то) может оказаться просто недоразумением.

Возможно, вы (или вас) просто не правильно поняли, и под возникшей обидой нет никаких оснований. Значит, обоим нужно выдохнуть и поскорее обрадоваться, обиду сменить на что-то более позитивное.

Если сразу позитивное не идет, можно поразбираться, как вести себя в дальнейшем, чтобы недоразумения у вас происходили реже. В некоторых случаях понять, что произошло недоразумение, поможет позитивный переводчик - умение услышать за словами лучшее (доброе) намерение, хорошее отношение и другие позитивные вещи.

Да, девушка обиделась, когда молодой человек опоздал на свидание.

Да, сейчас она молчит или говорит колючие слова, но ведь это говорит только о том, что она его ждала, что он ей не безразличен? Если это поймут оба, обида уйдет.

Иногда кажется важным поговорить не про конкретную обиду, а про склонность человека обижаться на вас слишком часто и без должных оснований. Когда лучше начинать подобные разговоры?

Это возможно на любом этапе отношений, но лучше выждать и начать разговор тогда, когда вы чисты, а ваш партнер очевидно неправ. В любом случае нужно учесть, что честное и прямое обсуждение происшедшего пройдет не со всеми, а только с тем, кто понимает что такое цивилизованные отношения. Между качественными людьми это будет доброжелательное обсуждение, в более трудных случаях - подготовленная разборка.

Одно из важнейших условий успешного обсуждение - соблюдение формата.

Есть формат - есть нормальное обсуждение. Нет формата - скорее всего, начнете обсуждать и поссоритесь.

Суть разговора - выслушать другую сторону и предложить решать вопросы не обидами, а более конструктивно.

Как это может выглядеть в реальности? Например, так.

- Расскажи пожалуйста, как ты видишь сейчас то, что произошло у нас днем? Что ты по этому поводу думаешь?
- Я думаю, что мы вместе были с тобою неправы.
- Наверное. Можешь рассказать обо всем подробнее, как ты это видела и понимала?
- (рассказ)
- Спасибо тебе. У меня к тебе просьба. Я думаю, подобные недоразумения у нас когда-то могут происходить и в будущем, когда-то ошибусь я, когда-то ты. В связи с этим у меня к тебе предложение: мы все-таки не будем сразу обижаться, а вначале скажем, что нам это неприятно и попросим это не говорить или не делать.

Обиды - это молчание, это неправильно.

Я предлагаю, чтобы у нас, пока мы не разобрались, никого плохих не было, никто о другом плохо раньше времени не думал.

Я бы взял на себя такое обязательство - на тебя не обижаться, пока мы не разобрались. А ты, на будущее - могла бы взять такое же обязательство и на меня не обижаться, пока мы не поговорим?

Как обсуждать с детьми их обиды - вопрос особый. Хорошо воспитанные дети знакомы с необходимым форматом с детства, во всех остальных случаях формат должен вводиться постепенно, через обсуждение происшедшего.

Естественно, необходим учет возрастных особенностей - и понимание того, что мамам чаще кажется, что ребенок еще слишком маленький для таких трудных разговоров, а у пап часто уже чешутся руки и они убеждены, что разговор всерьез необходим уже давно.

Автор: Н.И. Козлов

Комментарии закрыты