>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

8.2. Стратегия предотвращения конфликтов

Главным инструментом профилактики трудовых конфликтов является система социального партнерства.

Под ним закон предусматривает систему взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (Трудовой кодекс РФ, статья 23).

Система социального партнерства в России многоуровневая.

В Трудовом кодексе таких уровней декларировано пять:

  1. Федеральный уровень — устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в Российской Федерации.
  2. Региональный уровень — устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в субъекте РФ.
  3. Отраслевой уровень — устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в отрасли.
  4. Территориальный уровень — устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в муниципальном образовании.
  5. Организационный уровень — устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Взаимодействие субъектов на федеральном и отраслевом уровнях формируют систему социального партнерства, называемой трипартизмом.

На территориальном и региональном уровнях — тетрапартизмом, куда кроме представителей Правительства РФ, работников и работодателей включаются и представители регионального и территориального управления.

 Бипартизм — это система социального партнерства на уровне организаций, в котором участвуют представители работников и работодателей.

Правовое регулирование системы социального партнерства основывается на:

  • Федеральных нормативных документах, в частности, это: Указ Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)", Трудовой кодекс РФ, ФЗ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Генеральное соглашение, заключенное между Правительством РФ, представителями Всероссийских объединений профсоюзов и представителем Союза промышленников и предпринимателей и прочие;
  • отраслевых нормативных документах, таких как "Отраслевое тарифное соглашение";
  • региональных и территориальных нормативных документах, таких как Территориальное соглашение;
  • организационных нормативных актах (например, Коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, индивидуальный трудовой договор и прочие).

К законодательно закрепленным формам социального партнерства относятся:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение;

  • переговоры, взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства:
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие работников и работодателей, их представителей в досудебном разрешении трудовых конфликтов.

В систему социального партнерства входят и другие элементы по профилактике трудовых конфликтов.

Среди них следует выделить систему социально-экономической самоорганизации. 

Социально-экономическая самоорганизация -это система внутри организации, при которой работники непосредственно включены в процессы планирования, организации, координации, мотивации и контроля и в той или иной мере несут ответственность за общие результаты работы.

Основными видами СЭС в организации являются:

  1. Самоуправление. Самоуправление в организациях осуществляется через выборные органы — собрания, а координирующим органом являются советы — Совет акционеров, Ученый совет и прочие, решения которых являются обязательными для исполнения руководством.
  2. Соуправление. Органы соуправления осуществляют согласование стратегических и текущих задач с руководством, решения по которым принимаются обеими сторонами. Классической формой соуправления в организациях является профсоюзная организация в лице профсоюзного комитета и его председателя.
  3. Комиссии. Они обеспечивают участие работников в конкретных производственных и управленческих делах. При принятии управленческих решений руководство ориентируется на решения, принимаемые в этих комиссиях.

Порядок организации, проведения, функционирования органов СЭС любого уровня регламентируется указами Президента РФ, Федеральными и региональными законами, постановлениями Правительства РФ, решениями собрания трудового коллектива, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

Система социального партнерства не единственный способ профилактики трудовых конфликтов.

Не менее действенным способом по профилактике конфликтов в организациях является система социального контроля

Социальный контроль — это способ регуляции и саморегуляции какой-либо общности, обеспечивающий ее единство и целостность.

Социальный контроль в организации осуществляется через:

  1. Организационно-управленческие институты — формальные организации, регулирующие трудовое поведение работников в соответствии с разделением труда, профессиональными обязанностями. Контроль осуществляется через планирование, организацию и управление трудовым процессом.
  2. Экономические институты — обеспечивают распределение работников в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности: контролируют распределение благ и услуг; регулируют денежное обращение и обращение товарной массы; осуществляют дифференциальное вознаграждение работников.
  3. Политические институты — установление, исполнение и поддержание власти. Обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение этих ценностей, а также внедрение этих ценностей до конкретных организаций. Обеспечивают социально-привилегированные каналы распределения.

  1. Социокультурные институты — обеспечивают социализацию работника, включение его в организационную субкультуру.
  2. Нормативно-ориентирующие институты — обеспечивают моральную ориентацию и регуляцию поведения работников. Они вырабатывают императивные ценности и кодексы этичного поведения, в частности относительно трудовой деятельности.
  3. Нормативно — санкционирующие институты — осуществляют СК на основе норм, зафиксированных в юридических и законодательных актах.

Субъектами социального контроля в организациях выступают:

  1. Администрация.
  2. Профсоюзная организация.
  3. Функциональные структуры (все подразделения, осуществляющие функциональный контроль, включая ОТК, охрану, службу безопасности и пр.).
  4. Коллектив (через организационную культуру: традиции, ценности, обычаи организации).
  5. Отдельные члены организации.
  6. Сам работник — самоконтроль.

Система социального контроля, если она функционирует эффективно, позволяет предупредить помимо организационных, еще и внеорганизационные конфликте гены.

В организациях может быть задействован еще один полезный инструмент по профилактике трудовых конфликтов — это система социальной защиты. Социальная защита в организации — это система комплексных мер по обеспечению занятости работников, поддержанию жизнедеятельности и высокой эффективности их труда, а также гармоничного развития личности в организации.

Основные направления социальной защиты в организации:

  • максимальное обеспечение стабильности развития организации;
  • меры по профессиональной, экономической, социально-психологической, социально-бытовой адаптации персонала;
  • обеспечение минимального прожиточного уровня;
  • программа по социальной защите работников, нуждающихся в поддержке: обеспечение местами в детских садах, лечебных учреждениях, экономической помощи в случае потери близких;
  • защита пенсионеров, продолжающих работать в организации;
  • поддержка работников, имеющих трех и более детей в семье;
  • в случае травмы и смерти работника во время исполнения своей функциональной обязанности защита его семьи;
  • обеспечение социально-гигиенических условий на работе;
  • внедрение передовых методов по технике безопасности;
  • защита отдельных работников от группового давления;
  • программа страхования работников;
  • программа профессиональной реабилитации занятости инвалидов в организации.

Комментарии закрыты