>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Сознательное и бессознательное

Как подсознание выведет вас из тупика

Писатель и коуч Кейт Мария Пеннелл предлагает вам представить себя космическим кораблем из легендарной саги «Звездный путь», чтобы стать более креативными, проницательными и производительными

Наш рациональный разум, рассудок — замечательная вещь. Но иногда, когда мы ищем решение, его ресурс может быть ограничен. А я всегда ищу способы работать разумнее, а не больше.

Что, если бы я могла найти ответы во сне?

Я обнаружила, что это возможно.

Непосвященный человек может подумать, что кто-то в буквальном смысле видит во сне способ разрешения ситуации. На самом же деле человек, который умеет это делать, выносит за скобки свое пылкое сознание, а затем использует силу подсознания при помощи конкретного вопроса.

Это не так сложно, как звучит. Главное — это вопросы. Я этому научилась и покажу вам, как это сделать.

Как это работает?

Чтобы лучше понять, как работает ум, давайте рассмотрим аналогию из научной фантастики: «Энтерпрайз» из «Звездного пути». «Мостик» корабля — это место, где происходит большая часть действия, центр управления.

Капитан Кирк мужественно стоит на мостике «Энтерпрайза», принимая решения и отдавая приказы — и эго у него размером с близлежащую планету.

Капитан Кирк — это прекрасный пример «эго» с точки зрения психологии или личностного развития: он — наша я-концепция или представление о себе.

Оксфордский словарь определяет эго как «часть ума, которая служит посредником между сознательным и бессознательным и отвечает за проверку реальности и чувство личной идентичности».

Что бы ни происходило в сериале, задача капитана Кирка — обеспечить успех его миссии и благополучие экипажа и корабля. Он должен получать и оценивать информацию, взвешивать варианты и выбирать наилучший курс действий.

Сознательная работа мозга — что-то вроде нашего собственного «капитана Кирка», стоящего на мостике разума, взявшего над ним контроль и пытающегося принимать все решения.

Любые проблемы или ситуации, которые нужно пересмотреть, приходят сначала на мостик, и наше активное сознание хорошо справляется с принятием этих решений.

Однако, как и капитан Кирк, наше эго может быть переполнено сознанием собственной важности и переутомлено из-за решения проблем.

Оно часто не замечает всех возможных решений и не использует ресурсы, которые лучше подходят для поиска этих решений.

Однако мостик – это лишь небольшая часть «Энтерпрайза». Все, что происходит на мостике, поддерживается инженерным отсеком. Мостик и капитан Кирк могут выглядеть как центр, но без инженерии ничего не сдвинется с места. Инженерный отсек — это место, где стоят двигатели и хранятся все данные из каждой миссии и доступного банка данных.

ВОЛЯ бесстрашно идти вперед может находиться на мостике корабля, но СИЛА, позволяющая сделать это, находится в инженерном отсеке.

Двигатели и суперкомпьютеры никогда не останавливаются, никогда не спят — в отличие от капитана Кирка. Они получают инструкции, а затем продолжают работать до тех пор, пока не будет найдено решение.

В «Энтерпрайзе» нашего разума инженерный отсек — это наше подсознание. Постоянно работая, оно не спит, как активное сознание.

Сила подсознания в решении проблем

Макс Мольц в своей работе (и последующей книге) «Психокибернетика» сравнивает подсознание с суперкомпьютером или механизмом автосервера. Книга Мольца была опубликована еще в 1960 году, но его методы и идеи по-прежнему широко распространены и актуальны сегодня.

Он объясняет, что подсознание ведет себя так же, как машина, которая не рассуждает или не судит, а просто следует установленному заданию.

Очень простой пример — попытка вспомнить чье-то имя. Это выматывает, не так ли?

Простой вопрос «как же ее зовут?» отправляется из сознания в подсознание, где наша поисковая система работает до тех пор, пока три часа спустя, во время мытья посуды, нас не осенит: «Джейн!»

Первоначальная ситуация прошла, но подсознательная «инженерия» работала, чтобы найти ответ, в то время как наш активный разум был занят другими вещами. И вот в момент, когда мы заняты чем-то, что не требует высокого уровня мозговой энергии, может вспыхнуть сообщение: «Эй, вы, на мостике: Джейн!»

Другой пример игры между сознанием и подсознанием — то, как они работают вместе, когда нам нужно принять решение. Допустим, я хочу купить новые туфли.

Я начинаю обращать внимание на обувь людей, занимаясь повседневными делами.

Файл по-прежнему открыт на пункте «Какие туфли мне купить?», поэтому мои устройства сбора данных (глаза и уши) отправляют информацию обратно в центр управления (сознание), который дает быструю оценку (ужасный цвет/выглядит удобно).

Обращала ли я раньше внимание на чужую обувь? Вовсе нет.

А носили ли люди обувь раньше? Конечно! Просто у меня не было установки «сканирования и поиска» для «туфель».

Покупка обуви — простой пример, но тот же принцип действует, если мы хотим сменить работу, найти курс, встретить нового партнера или найти способ изменить свою жизнь. Мы можем установить порядок поиска и наблюдения.

Данные поступают, и удивительно мощное подсознание соединяет и компилирует их, даже когда мы сознательно не думаем об этом.

Как использовать это себе на пользу

Мы знаем, что главное — задать правильные вопросы, и нам нужно отстранить капитана Кирка от ситуации и отправить его отдохнуть.

Теперь мы можем рассмотреть, как это сделать на практике, как настроить мозг для поиска творческих решений и успеха.

Вопросы — самое важное. Для поиска творческих решений вопрос лучше, чем мнение или утверждение.

Положительные утверждения могут быть очень эффективными для изменения программирования в нашем подсознании, но они не посылают команду делать что-либо: искать и подключаться.

Я почти год постоянно работаю над этой идеей настройки подсознания на вопрос, и вот что я узнала путем проб и ошибок и некоторых соответствующих исследований.

Задавайте качественные вопросы

Хорошие вопросы требуют действий и пространства. Подсознание любит создавать связи и что-то делать, и ему нравятся хорошие вопросы.

Во-вторых, акцент вопроса имеет значение. Большое значение.

Вопрос «Как я могу чувствовать себя менее уставшей все время?» – негативный. Основное внимание уделяется ощущению усталости, вы даете своему компьютеру установку сосредоточиться именно на этом. Полученные мысли и чувства станут отражением этого акцента. «Усталость» на входе, «усталость» на выходе.

Фокус перефразированного вопроса – «Как я могу зарядиться энергией на этой неделе?» – позитивен, направлен на энергию и чувство энергичности, и результаты будут соответствовать этому. Определяя конкретный период времени – на этой неделе или завтра, – вы также устанавливаете приятные управляемые параметры для вашего подсознания

«У человека всегда бывают два мотива для всякого поступка: один, который красиво выглядит, и второй, подлинный». Джон Пирпонт Морган

Аффективная речь, когда мы говорим не обдумывая свои слова под влиянием эмоций, характеризуется отсутствием четкого мотива и ориентации на слушающею.

Бессознательно мы выражаем эмоциональное состояние. "Ах!", "Фу-ты, ну-ты!", "Черт возьми!", говорим мы, не обдумывая заранее, как это произнести. В то же время даже аффективная речь, может иметь мотив. Например, обиженный человек может даже не осознавать, что, выговаривая свою обиду он стремится вызвать у обидчика чувство вины.

Диалог в свою очередь имеет более четкие мотивы. Каждая сторона в процессе диалога находит подтверждение своим мыслям или старается избавиться от скуки, или снять свою тревогу.

Диалог может быть использован как для познания другого человека, так и ради того, чтобы узнать как мы воспринимаемся другими людьми .

Диалог всегда тесно связан с ситуацией и характеризуется использованием жестов, мимики, интонации. Роль же слушающего и говорящего в диалоге, а соответственно и управление речью, переходит от одного его участника к другому. Но в любом диалоге говорящие точно знают, о чем идет речь.

И это позволяет им использовать намеки, полутона, аллегории. Например, даже слово "Да!" будет иметь совершенно разный смысл в зависимости от того, о чем вас спросил собеседник.

Для полноценного диалога от нас требуется умение слушать, во время остановиться, понимать с полуслова. Нарушение же общих правил диалога (перебивание, не слушание) приводит общающихся в состояние раздражения.

Фрустрация может происходить от того, что вам не дают высказаться или вас не слушают и не понимают, или возникают внешние помехи, что делает ситуацию эмоциональной и часто насыщают ее агрессией и гневом.

Эмпатическое слушание как вид речи – это искусство врача слушать пациента так, что последний приобретает полную уверенность в том, что он понят. Этому искусству можно и нужно научиться.

Монолог, например, выступление перед аудиторией, характеризуется относительным постоянством ролей говорящего и слушающею или слушающих. Однако и монолог не исключает возможности диалога.

Драматизируя те или иные моменты монолога, говорящий может создать условия для начала диалога. Например, обращенный к аудитории вопрос вовлекает слушателей в диалог, мотивируя их дать ответ.

Следует помнить, что монологическая речь требует более строгого грамматического структурирования высказываний. А искусство монолога сильно зависит от навыков артикуляции, дикции, дыхания, тембра и благозвучия голоса говорящего.

В противном случае монолог может быть воспринят слушающими как несвязное бормотание.

Зная особенности и требования к различным видам речи, говорящий может быть готов к любому диалогу, монологу и даже к эмоциональному высказыванию. Понимая, зачем он говорит и чего хочет добиться, он сможет высказаться так, чтобы его поняли.

Комментарии закрыты