Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это область знаний о внутреннем, психическом мире человека. В переводе с греческого она означает "учение о душе" (psyche – душа, logos – учение). Психология – молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, отвечая на запросы современности.
Психология в своем развитии прошла четыре этапа:
-
Первый – психология как наука о душе.
Древние наделяли каждый предмет душой. В ней они видели причину развития явления и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. В те далекие времена люди различали особенности психического склада человека.
Демокрит полагал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем у физического тела. Познание мира происходит через органы чувств.
По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Он считал ее как нечто божественное, которое находится в высшем мире, вбирает идеи – вечные и неизменные сущности. Затем она начинает вспоминать все виденное до рождения. Познание окружающей действительности – это то, с чем душа уже встречалась.
Позже сложилось две точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая.
-
Второй – психология как наука о сознании.
Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных дисциплин. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
Р. Декарт говорил, что индивид обладает сознанием и в процессе мышления обнаруживает у себя наличие внутренней жизни.
Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
-
Третий – психология как наука о поведении.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон заявил, что психология должна сосредоточить свое внимание на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
-
Четвертый – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизм психики.
Для него характерно превращение этой науки в многоотраслевую область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей.
Психология как экспериментальная наука начинается с 1879 г., когда Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире лабораторию (экспериментальную). В1885 г. Владимир Михайлович Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Перед психологией всегда стояли очень сложные задачи. Основная из них: изучение закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
Выдающиеся ученые психологи:
Отечественные: Б. Г Ананьев, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. Н. Ланге, К. К. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, А. П. Нечаев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.
Зарубежные: А. Адлер, Э. Берн, В. Вундт, У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, Д. Уотсон, Ф. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг, и др.
1.1.1. Объект психологии
Хотя психология означает науку о душе, вопрос о наличии этого феномена спорен. Пока не удается ее обнаружить и доказать. Она остается эмпирически неуловимой. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится. Она оказывается столь же не подвластной. Однако очевидно существование мира психических явлений в форме мыслей, представлений, чувств, побуждений, желаний и пр. Это и можно считать объектом психологии.
Психология имеет свой предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят:
- Психика;
- Сознание;
- Бессознательное;
- Личность;
- Поведение;
- Деятельность.
- Психика– свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений внешнего мира.
- Сознание– высший этап психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.
- Бессознательное– форма отражения действительности, в ходе которого индивидом не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
- Личность– человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
- Поведение– внешнее проявление психической деятельности.
- Деятельность– совокупность действий индивида, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Психологию, можно подразделить на житейскую и научную.
Житейская – знания, почерпнутые из обыденной жизни. Они характеризуются:
- конкретностью– привязанностью к определенным ситуациям, людям, задачам деятельности;
- интуитивностью– недостаточной осознанностью их происхождения;
- ограниченностью– слабыми представлениями индивида о специфике функционирования психических явлений;
- Основываются только на наблюдениях и размышлениях.
Научная – знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики. Им присущи свои особенности:
- обобщенность– осмысленность явления на основе специфики его проявления у многих людей, в разнообразных условиях, применительно к каким-либо задачам деятельности;
- рационализм– знания максимально исследованы и осознаны;
- неограниченность– ими может пользоваться большое количество людей;
- Базируются на эксперименте.
1.1.2. Направления зарубежной психологии
Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным;
Бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скиннер) – отрицает сознание как предмет исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешнего мира;
Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин) – предусматривает изучение психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, внутренняя системная организация восприятия определяет свойства ощущений, в него входящих.
Гуманистическая психология (К Роджерс, А. Маслоу) – противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Она утверждает, что индивид изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.
Трансперсональная психология (С. Гроф) – претендует на роль "четвертой силы", объявляет психические явления "мистическими переживаниями", "космическим сознанием", т.е формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.
Психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую множество дисциплин и направлений, которые выступают в виде отдельных отраслей:
- Зоопсихология; Нейропсихология; Патопсихология;
- Психогенетика; Психодиагностика; Психолингвистика;
- Психология – военная, возрастная, космическая, инженерная, искусства, историческая, медицинская, общая, педагогическая, социальная, труда, управления, экономическая, юридическая;
- Психотерапия; Сексология и др.
1.1.3. Методологические и теоретические основы психологии
Каждая наука опирается на конкретные исходные положения, в роли которых выступают методология и теория. Различают три уровня методологии: общая, специальная и частная. К специальной относятся следующие ее принципы и методы.
Принципы:
- Принцип детерминизма(предполагает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов);
- Принцип системности(психические явления выступают как внутренне связанные компоненты целостной организации);
- Принцип единства сознания и деятельности(сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. А последняя выступает, как форма активности сознания);
- Принцип развития(означает признание преобразований, изменение психических процессов, возникновение их новых форм);
- Принцип активности(утверждает, что деятельность – это активный, целенаправленный процесс);
- Принцип личностного подхода(ориентирует на исследование всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека) и др.
Методы:
- Обсервационные(от лат obsevatio – наблюдение): наблюдение и самонаблюдение;
- Эксперимент(лабораторный, естественный, формирующий);
- Биографический:анализ событий, фактов, дат жизненного пути человека;
- Психодиагностотические:беседа, тесты, опросники, интервью, экспертные оценки и др.
Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого исследуют проявления чувств, поведения, действий и поступков индивида в различных условиях его жизни и деятельности. Применяется в различных формах и может быть:
- Непосредственным, проводимым самим ученым, и опосредованным, если он обобщает сведения, полученные от других лиц;
- Сплошным– при фиксировании всех психических проявлений человека в течение определенного времени и выборочным, когда исследуется только один вопрос, непродолжительно, в какой-либо конкретной ситуации;
- Житейским– при котором регистрация фактов носит случайный характер, и научным – если продумывается организация, составляется план, фиксируются результаты;
- Включенным– предусматривается участие ученого в деятельности, и не включенным, где этого не требуется.
При наблюдении обычно получают объективные данные. К тому же все явления и процессы изучаются в естественных условиях, не нарушается их нормальное течение. Наряду с достоинствами этот метод имеет и недостатки: длительность, трудность в привлечении объектов, сложность сбора материала и его обработки.
Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в исследуемый процесс. Заранее создается (моделируется) ситуация, в которой будет находиться испытуемый. Это научный опыт в точно учитываемых обстоятельствах, находящихся под контролем. Эксперимент может быть лабораторным, естественным, смешанным.
В лабораторном – искусственно создается совокупность условий, вызывающих нужное явление (пример, изучение психических реакций на специальных аппаратах /космонавтика/). В естественном – исследования проводятся в нормальной обстановке, изменяются лишь отдельные элементы программы.
Различают констатирующий и формирующий (воспитывающий или обучающий) эксперименты. Констатирующий – выявляет знания, навыки, умения, черты характера личности. О направленности индивида, например, можно судить, поставив его в условия, где неизбежно возникает борьба мотивов. Через свое отношение он раскрывает себя. Простые жизненные ситуации (например, сказать родителям о своем проступке или промолчать) дают материал для изучения морально-психологических особенностей. Формирующий – сочетает в себе изучение психологии человека и организацию воздействий с целью привития тех или иных качеств.
Опрос – способ получения сведений из ответов испытуемых в ходе непосредственного иди опосредованного общения.
Разновидности:
По форме проведения
- Устный (беседа, интервью);
- Письменный (анкетирование).
По степени доверительности
- Анонимный;
- Персонифицированный.
По количеству опрашиваемых
- Индивидуальный;
- Экспертный;
- Групповой.
Обобщение независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений о психических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
Тестирование – во время его проведения испытуемые выполняют определенные действия по заданию психолога. Оно бывает проективным (изучаются проявления психики) и психокоррекционным (применяются методики поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализ и др.).
Анализ результатов деятельности – опосредованное исследование психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности человека.
Общая методология отечественной психологии исходит из того, что:
- Внешний мир материален;
- Материя первична, а сознание вторично;
- Материя непрерывно движется и развивается;
- Внешний мир и психика прошли длительный путь эволюции.
Специальная методология психологии подчеркивает:
- Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;
- Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений реальной действительности;
- Сознание – высший этап развития психики;
- Психика, сознание социально обусловлены.
Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности (психофизиология), которая базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина: психические и физиологические процессы составляют единое целое.
Психология опирается также на биологические и медицинские дисциплины, так как они лучше помогают понять психику.
Комментарии закрыты