Психологический практикум

Методика динамики способов реагирования
на конфликтные ситуации*

Из двух вариантов решения конфликта выберите тот, который наиболее близок вам.

  1. а. Иногда соглашаюсь, чтобы ответственность за решение взял на себя другой человек.
    б. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
  2. а. Стремлюсь найти компромиссное решение.
    б. Пытаюсь решить вопрос с учетом интересов моих и партнера.
  3. а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    б. Иногда могу пожертвовать своими интересами ради интересов другого человека.
  4. а. Прежде всего предлагаю пойти на совместные уступки.
    б. Прежде всего я стараюсь не задеть чувств другого.
  5. а. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого.
    б. Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  6. а. В споре я пытаюсь избежать неприятности для себя.
    б. Не скрою, что в спорах мне чаще всего удается отстоять мои интересы.
  7. а. Стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
    б. Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
  8. а. Никогда не стесняюсь настоять на своем.
    б. Первым делом определяю, возможна ли взаимная выгода.
  9. а. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возможных разногласий.
    б. Не скрою, что умею добиваться своего, мотивируя интересами другого.
  10. а. Надо стремиться настоять на своем – такова жизнь.
    б. Средний вариант всегда предпочту крайним решениям.
  11. а. Прежде всего я стремлюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересные вопросы.
    б. Я стараюсь успокоить другого, главным образом сохранить отношения.
  12. а. Зачастую я избегаю сохранять позицию, которая может вызвать споры.
    б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  13. а. Я предлагаю среднюю позицию.
    б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
  14. а. Я сообщаю другому лицу свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
    б. Пытаюсь показать логику и преимущество моих взглядов.
  15. а. Неверное решение можно исправить, а испорченные отношения – никогда.
    б. Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
  16. а. Очень внимательно слежу за тем, чтобы не задеть чувств другого.
    б. Я обычно пытаюсь убедить другого в привлекательности моей позиции.
  17. а. Я сильно переживаю, если мне не уступают в споре.
    б. Стараюсь избежать любой напряженности.
  18. а. Если это сделает другого счастливым, я дам возможность настоять на своем.
    б. Сразу остываю и уступаю, если вижу, что другой идет на уступки.
  19. а. Первым делом стремлюсь четко выделить в споре свои и чужие цели.
    б. Стараюсь отложить спорный вопрос, так как знаю, что страсти со временем улягутся.
  20. а. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
    б. Я стараюсь найти лучшее сочетание наших выгод и потерь.
  21. а. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
    б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  22. а. Я пытаюсь найти позицию, которая включает в себя позицию мою и другого.
    б. Иногда я не прочь дать другому решить трудный вопрос.
  23. а. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
    б. Чтобы отстоять свои взгляды, я умею использовать и логику, и чувство, и давление.
  24. а. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
    б. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
  25. а. Скорее всего, я отношусь к числу людей, которые умеют убедить в своей правоте.
    б. Ведя переговоры, я умею быть внимательным к позиции и аргументам другого.
  26. а. Я всегда склонен призывать к взаимным уступкам.
    б. Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
  27. а. Не переношу споров, так как чаще всего они бесполезны.
    б. В спорах со мной чаще всего партнерам удается навязать свое мнение.
  28. а. Ради дела я стремлюсь настоять на своем, даже преодолевая при этом себя.
    б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
  29. а. Согласен на уступки, но только взаимные.
    б. Здоровье дороже всяких споров.
  30. а. Стараюсь не задеть достоинства другого.
    б. Всегда стремлюсь к совместному успеху.

Ключ для опросника

Конкуренция: ЗА, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.

Уклонение: 1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15А, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б.

Приспособление: 1А, 3Б, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А.

Компромисс: 2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.

Сотрудничество: 2Б, 5А, 8Б, 14А, 19А, 20А, 21 Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б.

Обработка результатов

По каждому разделу ключа подсчитывается суммарное число ответов, совпадающих с ключом. Сравнение полученных чисел покажет преимущественный способ реагирования на конфликт.

Тест «Симптом стрессового состояния»

Этот мини-тест призван помочь вам обнаружить симптом стрессового состояния организма.

Итак, вам необходимо ответить «да» или «нет» на десять вопросов.

  1. Легко ли вы раздражаетесь?
  2. Считаете ли вы, что даже ближайшие коллеги относятся к вам недоброжелательно?
  3. Кажется ли вам, что у вас плохая память?
  4. Полагаете ли вы, что ваш начальник вас недооценивает?
  5. Случается ли вам просыпаться на два часа раньше срока?
  6. Бывает ли у вас беспричинный страх?
  7. Случается ли вам испытывать острую потребность в алкоголе, никотине или… шоколаде?
  8. Бывает ли, что желание поработать у вас возникает только в конце рабочего дня?
  9. Замечаете ли вы у себя повышенный или, наоборот, ослабленный аппетит?
  10. Случалось ли вам слышать от жены (мужа), что мышление враг секса?

Если на эти вопросы вы хотя бы в двух случаях дали положительный ответ, вам уже можно идти консультироваться с врачом.

Тест «Конфликтная ли вы личность?»

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор.

Что вы предпринимаете?

  • а. избегаете вмешиваться в ссору;
  • б. можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;
  • в. всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения.

2. На собрании критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

  • а. нет;
  • б. да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
  • в. всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

  • а. если другие вас поддержат, то да;
  • б. разумеется, вы будете поддерживать свой план;
  • в. боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

  • а только с тем, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;
  • б. да, но только по принципиальным, важным вопросам;
  • в. вы спорите со всеми по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

  • а. считая, что вы не хуже его, попытаетесь обойти очередь;
  • б. возмущаетесь, но про себя;
  • в. открыто высказываете свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите?

  • а. выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
  • б. выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;
  • в. станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки.

7. Представьте: свекровь (теща, муж, жена) постоянно говорят вам о необходимости экономии и бережливости, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Что вы ей скажете?

  • а. что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;
  • б. говорите, что вещь безвкусная;
  • в. постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого.

8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

  • а. думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих плохо воспитанных детей»;
  • б. делаете им замечание;
  • в. если бы это было в общественном месте, вы бы их отчитали.

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

  • а. в этом случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;
  • б. попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;
  • в. это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это?

  • а. да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;
  • б. вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
  • в. вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантах.

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

  • а. нет;
  • б. разумеется, признаете;
  • в. какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были не правы?

Ключ к обработке результатов: А–4, Б–2, В–0.

30 – 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить; легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

15 – 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.

10 – 14 очков. Вы ищете повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?


*
См.: Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Мн., 1996. –С. 266–269. 234

Скачать шаблоны wordpress.