Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Рефрейминг

Обоснование

Одна из задач адлерианской терапии состоит в изменении минусов на плюсы. Рефрейминг является техникой, призванной изменить негативные смыслы на позитивные. Она содержит в себе средства изменения ракурса суждения, причем фактическая сторона события при этом не подвергается изменениям.

Мать, которую обвиняют в сварливости, представляется психотерапевтом как очень заботливая и небезразличная к судьбе детей. Беспокойный и тревожный ребенок описывается как исполняющий важную роль в семье — ее охранитель и защитник. Муж, обвиняющий жену в том, что она никогда ничего не хочет делать, и жена, жалующаяся на то, что прихоти мужа невозможно удовлетворить, представляются соответственно как взявшие на себя ответственность беспокоиться о семье и ее безопасности.

Наблюдая язык семьи, ее взгляд на мир и уже имеющееся у них решение проблем (симптомы), психотерапевт возвращает клиентам их образец поведения, более позитивно изменив его, и таким образом клиенты могут увидеть этот образец поведения в новом свете. Новый ракурс позволяет увидеть дополнительные возможности и помогает клиентам думать и чувствовать по-иному, в более оптимистическом ключе.

Эта техника активно используется многими психотерапевтами, вместе с тем она особенно важна в подходах, в основе которых лежат стратегические и адлерианские модели. Рефрейминг применяется для конструирования парадоксальных интервенций и является существенной составной частью аодерианской модели — прежде всего в поддержке клиента и подтверждении его самоценности.

В инструментальном плане рефрейминг — это извлечение какого-то понятия из его логического класса и помещение его в другую систему логических категорий без изменения фактов, стоящих за этим понятием. Ругань может быть интерпретирована как попытки обучить чему-то новому, как небезразличие, интерес и забота о людях, которых ругают, как желание бороться за благо других, привлечь этих людей к продуктивной деятельности, как стремление взаимодействовать с другими и т.д. Преобразовывая утверждения, с которыми приходит семья, в более конструктивные понятия, психотерапевт с помощью данной техники помогает семьям реструктурировать их ситуацию и действовать по-иному. Во всех телеологически ориентированных теориях симптом рассматривается как имеющий полезную цель. Переопределяя эту цель на что-то более позитивное, психотерапевт способствует изменению морально-психологического климата в семье.

Процедура

Прежде всего психотерапевт должен присоединиться к семье и определить, что в данном случае является терапевтической реальностью. Не всякая правда полезна в психотерапии. Наблюдая взаимодействие членов семьи в рамках терапевтической системы, психотерапевт отбирает те данные, которые могли бы помочь в решении проблемы.

Любая психотерапия начинается со столкновения двух взглядов на реальность. В теории системной семейной терапии предполагается, что взгляд семьи на ее проблемы связан со склонностью поддерживать существующий порядок в данной системе, а психотерапевтический взгляд имеет в качестве цели более компетентное и дифференцированное отношение семьи к их дисфункциональной внутрисемейной реальности.

Только выявив образцы поведения, посредством которых каждый индивид поддерживает поведение другого, и поняв подлинные жалобы, психотерапевт в состоянии дать иное толкование значения данного образца поведения, переведя его в другую конструктивную категорию.

Пример

Этот случай связан с отклоняющимся поведением мальчика-подростка. «Мне кажется, что в своей семье вы очень любите друг друга», — обращается терапевт к членам семьи. Затем он продолжает давать иное толкование ситуации, указывая на позитивную пользу симптоматики, реально присутствующей в семейной структуре. Отец жалуется на то, что мать не может справиться с сыном, а он сам слишком занят, чтобы заниматься ребенком. Терапевт обращается к мальчику: «Как ты думаешь, Джон, может быть, твои споры с мамой помогают ей яснее понять, чего она хочет и в чем нуждается в семье, и это дает ей силы бороться за осуществление своих желаний? В то же время мама, предъявляя требования сыну, вызывает его противостояние, тем самым помогая ему становиться более независимым. Когда вы вдвоем ссоритесь, это привлекает внимание папы. Вы ему небезразличны, поэтому он вмешивается. Таким образом, вся семья объединяется, а к этому вы все стремитесь, потому что иначе папа мог бы почувствовать себя лишним, ненужным».

Терапевт определяет значение ссор таким образом, что все происходящее воспринимается как помощь кому-то в семье, а семья в целом рассматривается как любящая и заботливая. В результате такого толкования возникает новый смысл: вместо ненависти и пренебрежения — гармония. Таким образом терапевт бросает вызов традиционной семейной структуре, подвергая сомнению восприятие реальности членами семьи. Семья либо примет рефрей-минг, либо откажется от него. В последнем случае терапевт может указать, что просто говорит им о том, что видит в их действиях, или если он готовится к парадоксальному предписанию, то сразу же переходит к нему.

Второй пример в адаптированном виде приводится из работы Герра и Уиклэнда (Негг, Weakland, 1982).

Рассматриваемая проблема представляет собой конфликт между взрослой дочерью и ее престарелой матерью по поводу того, может ли мать продолжать водить машину. Мать настаивает на том, что она может это делать и что дочь просто издевается над ней. В то же время дочь утверждает, что это небезопасно и что мать из детского упрямства отказывается принимать реальность своей старости.

Терапевт дает другое толкование ситуации. «Забота дочери о матери воистину достойна восхищения. Редкий человек готов всюду возить мать на машине, заботясь о ее безопасности. Для большинства детей это покажется слишком тяжелой ношей. С другой стороны, забота матери о дочери тоже производит глубокое впечатление. Она не хочет быть ни для кого обузой, стремясь как можно дольше сохранять свою независимость, даже если это сопряжено с [определенной долей риска. Вы обе очень заботитесь друг о друге и защищаете друг друга».

Затем терапевт высказывает мысль о том, что люди старятся в разном возрасте и, возможно, врач сможет на основе обследования определить, насколько рискованным является сейчас для матери вождение машины, и дать профессиональную рекомендацию. Каждая из женщин стала лучше думать о другой; они увидели путь мирного окончания их «войны».

Терапевт говорит, что мать и дочь хорошие люди с добрыми намерениями, которые заботятся друг о друге. Затем им предлагается для рассмотрения новая возможность выбора. Рефрейминг помогает им изменить представления друг о друге — негативное отношение (упрямство, издевательство) изменяется на позитивное (забота, защита).

Использование

Рефрейминг изменяет смысл ситуации без изменения лежащих в ее основе фактов. С его помощью можно помочь семьям и супружеским парам, «застрявшим» на каких-то повторяющихся поведенческих образцах, найти новую цель и обрести надежду, лучше понять друг друга. Рефрейминг изменяет качество восприятия клиентами ситуации их жизни — с негативного на позитивное. С помощью данной техники психотерапевт приписывает всем членам семьи хорошие намерения и позитивные цели их деятельности, подчеркивает самоценность клиентов как индивидов и как членов данной семейной системы. В конечном счете с помощью техники «Рефрейминг» психотерапевт помогает членам семьи избежать тупиков, которые ужесточают их проблемы.

Комментарии закрыты