Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Психопатоподобная форма шизофрении

Психопатоподобная шизофрения – одна из форм шизофрении, которая чаще всего проявляется в подростковом возрасте. Симптомы недуга, особенно на ранних стадиях, часто напоминают психопатию – расстройство личности, само по себе не являющееся заболеванием. Поэтому диагностировать эту форму шизофрении бывает достаточно непросто.

С точки зрения медицины, психопатия – это аномалия характера, которая проявляется в виде истерик, демонстративного поведения, игнорирования социальных норм, а также в виде замкнутости, подозрительности, повышенной внушаемости, отсутствия силы воли и собственного мнения. Все эти признаки могут быть характерны и для психопатоподобной шизофрении. Но в то же время между двумя этими состояниями существуют и отличия, которые позволяют опытному психиатру заподозрить именно душевный недуг и провести более тщательное обследование.

Содержание

  • 1 Основные признаки и симптомы заболевания
    • 1.1 Синдром нарастающей шизоидизации
    • 1.2 Синдром неустойчивого поведения
    • 1.3 Эпилептоидный синдром
    • 1.4 Истероидный синдром
  • 2 Видео
  • 3 Группы риска
  • 4 Можно ли вылечить психопатоподобную шизофрению?

Основные признаки и симптомы заболевания

Как проявляется психопатоподобное поведение при шизофрении? Точно ответить на этот вопрос довольно трудно, потому что у разных больных клиническая картина может серьезно различаться. Однако медики выделяют целую группу синдромов, которые характерны именно для психопатоподобной шизофрении.

Синдром нарастающей шизоидизации

Является наиболее широко распространенным вариантом течения данного заболевания. Подобные признаки обычно проявляются у больных в 16-17 лет. До этого возраста поведение ребенка может не вызывать никаких опасений и быть обычным для его возраста. А вот в пубертатный период начинает нарастать замкнутость, разрыв связей с прежним кругом общения. При этом подросток не стремится завязывать новые знакомства. Если полный разрыв связей с близкими родственниками невозможен, например, в силу проживания с ними на одной жилплощади, подросток может демонстрировать в общении холодность и отчуждение, либо уйти из дома.

Кроме того, очень страдает успеваемость. Подросток может длительное время заниматься выполнением домашних заданий, но в итоге не прийти к успеху. Несмотря на затраченное время, задание так и остается невыполненным совсем или выполненным с кучей ошибок и помарок. Через некоторое время ребенок начинает вообще уклоняться как от посещения учебного заведения, так и от выполнения домашней работы.

Однако полной апатии и абулии (патологического безволия) не наблюдается. Деятельность может быть весьма бурной и энергичной, но направленной на нелогичные, странные и бесцельные поступки, причудливые увлечения.

Справедливости ради, стоит отметить, что совершенно нормальные для подросткового возраста занятия могут казаться представителям старшего поколения безумными и нелепыми. Конфликт «отцов и детей» длится веками. К примеру, выросшие и остепенившиеся хиппи, которых не понимали их родители, вполне могут не понимать своих детей, увлеченных паркуром или рисующих граффити.

Отличительные признаки, позволяющие понять, что подросток действительно нуждается в помощи таковы:

  • нехарактерность увлечения для данного возраста и поколения;
  • высокий уровень агрессии по отношению к людям и событиям, отвлекающим от любимого хобби;
  • увлечение не оставляет времени на удовлетворение самых базовых потребностей: сна, питания, прогулок, личной гигиены и тому подобного;
  • полная безрезультатность деятельности.

Единственным исключением могут быть увлечения, склонность к которым сохранилась с более раннего возраста. Иногда занятия любимой деятельностью могут быть теми редкими моментами, когда больной ребенок возвращается в нормальное состояние. Его деятельность продуктивна, а решения взвешены и рациональны.

Синдром неустойчивого поведения

Более характерен для подростков мужского пола, у которых наблюдается стремление уклониться от учебы, работы, самообслуживания, вообще какой бы то ни было созидательной деятельности. Вместо этого подросток стремится к легким развлечениям, общению с «плохими компаниями».

Зачастую он начинает злоупотреблять алкоголем или наркотиками, вступает в беспорядочные половые связи. Причем сексуальный интерес может быть направлен на людей, гораздо старших по возрасту. Стремление удовлетворить свои сексуальные желания может приобретать ненормальные формы. В некоторых случаях больной не стремится сам вступать в половые контакты, однако с интересом наблюдает за другими. В данном случае он затрудняется пояснить мотивы своего внимания.

Эпилептоидный синдром

Отличительной чертой синдрома является крайне высокий уровень жестокости. При этом жестокость «холодная», лишенная эмоций и зачастую приобретающая нелепые и извращенные формы. Объяснить мотивы своей жестокости больные чаще всего не в состоянии.

Кроме того, снижается уровень брезгливости и появляются странные пищевые пристрастия. Эти изменения могут привести к тому, что больной употребляет в пищу несъедобные предметы.

При врачебных обследованиях и лечении пациенты демонстрируют недоверие медицинскому персоналу, подозревают, что им хотят зла, стараются уклониться от прямых ответов на вопросы, искажают информацию, а в отдельных случаях проявляют агрессию.

Истероидный синдром

Более характерен для подростков женского пола. Его основными признаками является стремление обратить на себя внимание, выделиться среди сверстников, вызвать к себе интерес, не гнушаясь никакими средствами. В ход идут ложь, притворство, нарочитая, показная смена эмоциональных состояний.

Однако притворство выглядит грубо и нелепо. Тот факт, что подросток притворяется, вполне очевиден. Его поведение напоминает игру плохого актера и вкупе с эксцентричной манерой одеваться вызывает у окружающих недоумение. Поэтому вместо ожидаемого повышенного внимания, подросток получает от сверстников плохое отношение, презрение и насмешки. Иногда подростки считают себя «непонятыми» и «притесняемыми». Эти соображения могут заставить больного примкнуть к асоциальной группе. Однако все то же неестественное поведение не позволяет ему интегрироваться даже в такой коллектив.

Также подросток может рассуждать о проблеме отсутствия взаимопонимания между поколениями, о тирании взрослых. В этих рассуждениях очень много пафоса, театральности, напыщенности, но практически не прослеживаются искренние эмоции и может быть очевидно отсутствие логики.

Комментарии закрыты