Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление.
Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.
Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).
Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир».
По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:
• общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
• социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот,, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
• сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.
Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме.
Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.
Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития.
Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.
Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.
Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии.
Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию.
Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы.
Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы.
Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей.
Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.
Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени системы.
Ее важнейшими компонентами выступают разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры.
Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям.
Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры.
Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономической культуры и должна опираться на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры.
Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д.
Сложнее с адаптацией к социальным изменениям.
Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к нескольким, поскольку социальные изменения имеют комплексный характер и могут дифференцироваться в зависимости от той или иной социальной сферы человеческой жизнедеятельности .
Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений.
Адаптация выступает в качестве разновидности общественных отношений, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие.
Главные цели адаптации как общественного феномена — преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды.
Одним из основных условий адаптации россиян к современной социально-экономической обстановке являются адекватные изменения в сознании людей — выбор новых стратегий экономического поведения, готовность нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение.
Происходят ли подобные изменения? Есть основания утверждать, что у известной части населения не происходят. Более того, изменения в экономике и структуре массового сознания часто носят разнонаправленный характер. Переход на новые образцы экономического поведения, адекватные рыночным отношениям, сильно тормозится инерцией социально-психологических установок населения на патернализм государства, на прежнюю систему социальных гарантий, мало связанных с объективными результатами трудовой деятельности работников.
По-прежнему, у большинства трудоспособного населения проявляется ориентация на социально-экономическую зависимость.
На уровне отдельного человека подобные установки ведут к социальной дезадаптации трудоспособного населения. Ориентация на получение помощи извне не стимулирует активную экономическую деятельность.
Такие люди не вписываются в систему рыночных отношений: зависимая, социально инфантильная личность имеет мало шансов найти себе нишу в нынешних экономических условиях. Общество же заинтересовано в том, чтобы как можно больше граждан превратились из «социально подопечных» в самостоятельных «людей возможностей».
Свободная и независимая личность — это центральная фигура гражданского общества.
Установки трудоспособных людей на социально-экономическую зависимость являются дисфункцией как для личности, так и для общества в целом, препятствуя, в первом случае, полноценной социальной адаптации, в последнем — модернизации и становлению гражданского общества.
Социальной адаптации россиян мешает и анемическое состояние современного общества. Согласно классическому определению, аномия представляет собой результат конфликта или рассогласования между «культурной» и «социальной» структурами, выражающийся, прежде всего, в невозможности достичь «определяемых культурой целей» нормальными, законными, установленными обществом, средствами, и побуждении к поиску иных — девиантных — способов удовлетворения потребностей.
Отход от законных общественных способов удовлетворения потребностей и псевдоадаптация к девиантным формам поведения (которые как ни странно в современных условиях порой лучше обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные и одобряемые нравственностью нормы поведения), имеет пагубное значение для российского общества и потребует решительных контрмер, специализированных социальных технологий для решения этой злободневной проблемы.
В изменяющихся условиях жизнеобеспечения российского общества появляется необходимость модификации содержания одних социальных норм и выработки других.
Задача совершенствования системы жизнеобеспечения россиян требует углубленного изучения механизмов поддержания и видоизменения социальной организованности с помощью механизма создания новых социальных норм и регуляции с их помощью человеческой деятельности.
Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности.
Психологическая адаптация — усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды.
Социальная и психологическая стороны адаптации находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать.
Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:
1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;
2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;
3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.
Сложность механизма социальной адаптации проистекает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда.
Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности.
А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах.
Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности.
Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.
Социальная адаптация формируется по двум основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном.
Можно выделить разновидности социальной среды: (С+) — микросреда с положительной направленностью, (С-) — микросреда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) — личность, характеризующаяся положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) — личность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.
Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л-h)] — это первый тип взаимодействия личности и среды.
Второй тип механизма взаимодействия личности и среды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня притязаний личности адаптируемого.
В этой ситуации возможны два варианта: первый — вхождение в новое социальное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (вариант социальной адаптации с неустойчивой положительной направленностью): (А+) = (С+) х х (Л-).
В этом случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравственной и правовой ориентацией лиц с положительными личностными качествами (вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью): (А+) = (С-) х(Л+).
Тут микросреда может формировать черты личности, не отвечающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может произойти передача отрицательных образцов, шаблонов поведения. При этом возможно появление и развитие антиобщественной направленности личности, которая впоследствии реализуется в противозаконном поведении.
Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, которые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциальной или преступной среде.
Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды.
Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией» .
В современных социальных условиях России позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп.
Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.
Адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.),но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями.
Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации.
Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.
Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.
Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как:
a. когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;
b. эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.;
c. практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.
В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.
Эффективность, конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.
Для решения задач социальной адаптации престарелых и инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслуживания, организация их досуга и посильной трудовой занятости.
Важной формой социальной адаптации инвалидов является трудовая терапия, создание возможности трудоустройства, создание среды позитивного общения.
Для достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо осуществление многих аспектов: обеспечение возможности трудоустройства, бытового обустройства (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семейно-бытовая адаптация, восстановление положительных социальных связей, прерывание связей с преступным миром, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных особенностей личности.
Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, мигрантами и другими слоями населения, утратившими привычный социальный статус.
Жизненно важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства, воспитанников детских домов. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.
Медикаментозная и психологическая коррекция может играть существенную роль в решении задач социальной адаптации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экстремальных и социально-негативных условиях (работники правохранительных органов, спасательных служб и пр.)
Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. — СПб., 1994.
Гусев ГА. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних. — М., 1993.
Корель Л.В. Классификация адаптации. Словарь основных понятий. — Новосибирск, 1996.
Проблемы социальной работы. — Ростов н/Д, 1996.
Силласте Г.К. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. — М., 1995.
Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. Б.Я. Жукова. — М., 1997.
Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. AM. Панов, Е.И. Холостова. — М., 1997.
Теория и методика социальной работы. Ч. П. — М., 1994.
Комментарии закрыты