Моральные принципы общения, а вместе нравственные правила и нормы, которые регулировали человеческое взаимодействие, закладывались в процессе развития человеческой жизни. Эти правила и нормы накапливались, с одной стороны, в обычаях и писаных и неписаных традициях народов разных стран, а с другой - они обобщались в трудах мыслителей и ученых, которые осмысливали универсальные этические правила и нормы, традиции и законы.
Еще в Древнем Египте этической требованием была такая: "Не имей злых намерений в отношении других людей, иначе боги накажут тебя" [261]. В наиболее общем виде этические поиски дошли до наших дней в Золотом правиле нравственности. В этике так называют библейскую заповедь: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними". Как видим, в этом правиле заложен один из первых в истории человечества формулировки морального принципа равенства между людьми. Согласно ему моральные требования равной степени должны распространяться на всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. В личностном плане этот принцип предусматривает, что при оценке поведения других людей каждый человек должен исходить из тех же требований, которые она предъявляет к себе. В уточненном виде Золотое правило нашло отражение в "Моральному (этическом) законе" И. Канта. Он дал такую его интерпретацию: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился к нему как к средству. Кстати, на том, что и в бизнесе должно действовать Золотое правило нравственности отмечает и Дж. Сорос.
Еще в древнерусской летописи "Повесть временных лет", составленном монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, подано своеобразный образ "коллективной морали" или, точнее, коллективной моральной ответственности. Логика этой ответственности такова, что все люди, которые живут и страдают вместе, должны жить праведно. Со времен крещения Руси церковь начала разграничивать такие понятия, как "преступление" и "грех". Если "грех" - это нравственная несправедливость или нарушение Божьего закона, то "преступление" - это нарушение закона общечеловеческого.
Своеобразным первый моральный кодекс является "Поучение" Владимира Мономаха. Этическими нормами принадлежат его требования: "не ленитесь", "берегитесь лжи и пьянства, и блуда", "до старшего относиться надо, как к отцу, а к молодым, как к братьям" и др.. В его "Поучении" находим: "... надо иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне ..., мудрых слушать, старшим покоряться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя , а больше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться, стыдиться старших, ... вести себя благочестиво, научиться глазами управлению, языка содержанию, ума смирению, телу пидкорянню, мысленно чистоту соблюдать, побуждая себя к добрым делам. ..; не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь ...; одного человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив ей доброе слово ... " [299, с. 194]. То есть здесь уже идет о морали во взаимоотношениях между людьми и общении.
Мораль является формой общественного сознания, направленной на утверждение самоценности человека, его прав на достойную и счастливую жизнь. Это то, что в реальной жизни руководит поведением человека. Когда мы рассматриваем мораль, то имеем в виду ее [70]
• во-первых, как характеристику личности, совокупность его моральных качеств (правдивость, честность, благотворительность и др..)
• во-вторых, как характеристику взаимоотношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, правил, заповедей).
Поскольку человек живет в обществе и зависит от него, то события, происходящие в отдельной стране и в мире в целом, заставляют п пересматривать свою систему ценностей. На ранних стадиях становления капитализма отношения между людьми как в быту, так и при решении экономических вопросов определенной степени регулировались высшими ценностями, в частности религиозными. В условиях развития рыночных отношений человек становится прагматичной, а общество под влиянием денег делается все более рациональным. Деньги начинают выступать средством любого обмена, в частности в экономике, в искусстве, в науке. Проявляется отношение к себе и к другим как к товару, который можно продать и купить повыгоднее. Наконец сам человек становится товаром [352]. Однако такое общество, которое стоит на пути "деньги ради денег", "производство ради производства" обречено к моральному упадку, а хуже всего то, что к упадку приводит людей.Для того чтобы этого не случилось, необходимо вернуться, но уже на более высоком уровне, к обязательной первичности этических норм над стремлением достичь экономических результатов любой ценой.
Известный американский ученый, представитель неофрейдизма гуманистической направленности Э. Фромм разделяет людей на тех, у кого главная цель жизни - "быть" (т.е. стать значимой, неповторимой личностью), и тех, которые в основном стремятся к тому, чтобы "иметь" [351 ].Люди, которые живут руководствуясь принципом "иметь", обязательно хотят что-то получить от любого взаимодействия с другими: работу, повышение в должности, определенные знания, денежное вознаграждение, какую-то льготу для себя и др.. Эти люди страдают, если кто-то (даже друзья) получил больше. Они тщательно готовятся к каждой встрече, продумывают тему разговора, специально подбирают средства, с помощью которых влиять на другого, чтобы достичь своей цели. Они могут казаться интересными и привлекать к себе, но это нередко лишь результат воспроизведения выбранной роли, скрытого желания манипулировать другими. Полной противоположностью таким людям есть те, которые руководствуются в жизни принципом "быть". Они подходят к конкретной ситуации без специальной подготовки, их реакция непосредственная и продуктивна. Оставаясь всегда собой, они рассчитывают на то, что во время общения с другими обязательно появится что-то новое и интересное. их мало беспокоит то, что они могут что-то потерять. Эти люди не завистливые, не страдают, если другой имеет больше. Они не соперники, а партнеры, поскольку пытаются получить от взаимодействия и общения с другими еще и радость, а не победу любой ценой.
Этическая ориентация предпринимателей влияет на их деловые и личностные качества предпринимателей и тем самым на содержание всех отношений, в которые они вступают. Основными этическими типами современных предпринимателей сегодня выступают "акулы" и "дельфины". "Акулы" - этот тип стал первым в историческом времени и более распространенным, "дельфины" - это поздний тип в историческом времени, но начинает ныне широко утверждаться. Между ними можно выделить определенные различия в отношении (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Этические типы предпринимателей и их моральные ценности
Отношение | "Акулы" | "Дельфины" |
1 | 2 | 3 |
К людям | Люди, кроме меня, в основном, плохие, они не ценят добро и понимают только силу. Это объекты, которые следует использовать. Конкурент - мой враг, которого следует устранять | Большинство людей достойны уважения и доверия.Добром можно достичь больше, чем силой.Искренность и доверие - основа деловых отношений.Других следует пытаться понять |
К обществу | Это - собрание людей, одни из которых могут быть мне полезными, другие - нет | Общество следует уважать, а законов соблюдать |
К себе | Я лучше всех | Я, в общем, неплохой человек и достоин уважения |
К миру и природы | Мир враждебен, реальны лишь материальные ценности. От природы следует принимать все, что можно | Мир прекрасен, а жизнь - величайшее благо. Ценности существуют не только материальные, но и духовные.Природу надо беречь |
К духовным ценностям | Может Бог и существует, но его законы и законы бизнеса - разные вещи. Однако выгодно иметь репутацию человека верующего | Есть законы, которые мы чувствуем в себе: совесть, сочувствие к горю других людей. Я нахожу в вере опору и поддержку, а помогаю другим том, что этим помогаю себе |
К делу | Мое дело - основа моей власти, средство защиты от людей и общества | Мое дело - мое назначение, средство самореализации.Это возможность жить лучше самому и помогать в этом другим |
Риску | Определяется только соотношением между ожидаемой прибылью и потенциальной опасностью | Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между ожидаемой прибылью и опасностью уничтожить дело, навредить другим людям |
Цели жизни | Я живу для себя, чтобы иметь больше денег, власти, все лучше и жить как можно дольше | Я живу, чтобы сделать жизнь - свою и других - лучше, чтобы оставить добрую память о себе, чтобы честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением |
К засобивдосягненняметы | Любой нравственный выбор определяется только материальными результатами | Средства выбираю отвечающие закона и не противоречат моим моральным принципам. Опора на свои силы и доверие к партнерам |
К друзьям и врагам | Потенциально все люди конкуренты в борьбе за материальные блага, но с некоторыми можно временно кооперироваться | Потенциально все люди могут быть партнерами во взаимовыгодном сотрудничестве. Главный критерий выбора - деловая репутация, подобные ценностные ориентации |
По данным психологических исследований в нашей стране в последнее время происходит изменение ценностей (куда делись такие ценности, как дружба народов, патриотизм, коллективизм и др..). Приоритетными становятся другие ценности - более частные, индивидуалистические.Люди, преимущественно молодежь, ориентируются на те ценности, которые важны для обустройства собственной жизни. Те же ценности, которые важны для общества и государства, их интересуют меньше. Чаще всего можно услышать: "А что я от этого буду иметь?" [369].Происходит отчуждение человека от общества, от других людей, в некоторых доминирует желание получать прибыль любой ценой, за счет других. Примером может служить выпуск и продажу контрафактной продукции, то есть продукции, выпускаемой с нарушением исключительных прав патентообладателей, авторских прав (пиратское тиражирование аудиовидеопродукции, программного обеспечения, использование чужих товарных знаков и т.п.). Есть исследования американских специалистов этой проблемы о том, что потери от производства и продажи контрафактной продукции только в США составляют миллиарды долларов в год [105]. Только за последние два года 37% компаний во всем мире пострадали от экономических преступлений, при этом размер причиненного им ущерба составил в среднем около 2 млн долларов. 47% опрошенных руководителей компаний заявили, что мошенничество повлияло на биржевой курс их акций. Наиболее распространенными преступлениями являются неправомерное присвоение чужого имущества, искажения финансовой информации [420].Такие действия рассматриваются как преступление и к нарушителям принимаются строгие меры. В связи с этим Всемирная торговая разработала принципиально новый документ - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В нем изложены этические требования об авторском праве и предусматриваются меры, направленные на то, чтобы предотвратить нарушение прав производителей, среди них: тюремное заключение, денежные штрафы, уничтожение контрафактных товаров и средств их производства, моральное осуждение в обществе.
По мнению некоторых специалистов источник этических нарушений определенной степени заключается в том, что мы называем успехом деятельности. Они отмечают, что отрицательной стороной успеха является снижение моральной мотивации человека, в том числе руководителей, через привилегированный доступ к источникам информации и ресурсов, слабый контроль за их действиями. Постоянный успех уменьшает расстояние между собственными интересами и безнравственностью. Есть даже рекомендации, чтобы руководители держали у себя этических менеджеров, которые предостерегали бы их от нежелательных действий.
Конечно, люди должны хорошо зарабатывать, для того чтобы. жить в приличных условиях. Но когда все время человек посвящает только работе и ради денег, игнорируя собственные потребности и интересы семьи, то она в конце концов рано теряет здоровье, не рождает новых идей, перестает быть интересной для общения с другими. Для того чтобы такое не случилось, надо все-таки больше ориентироваться на принцип "быть", а не на принцип "мать" (в конце концов, то, что имеешь, с собой не заберешь, а в жизни человеку хочется оставить свой след. Его оставляют, как правило, те, кто отдает себя и свой труд для других).
Нравственные отношения в обществе опираются на ценности. Ценности - это объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, которые воплощают в себе обобщенные идеалы и выступают благодаря этому как эталон. Это то, что человек больше всего ценит в жизни, окружающем его мире, людях, материальной и духовной культуре, это то, чем она особенно дорожит и что придает важнейшее значение [229, ч. 2, с. 306]. Ценности бывают ожидаемые и реализованы. Психологи считают, что общественные идеалы усваиваются личностью и уже как "модель того, что должно быть" толкают ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; эти же предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и так бесконечно.Раскрывая смысловую природу ценностей, психолог Д.А. Леонтьев предлагает рассматривать их не только как "идеал", но и как модель того, что должно быть. Особую роль играют ценности, которые человек ставит перед собой как целые. Тогда все то, что она делает для их достижения, приобретает особый смысл. При этом происходит перенос веса с самой цели на процесс деятельности [373]. Конечно, когда рассматриваем ценности, накопленные человечеством, то отмечаем такие как добро, долг, ответственность, справедливость, честь и достоинство человека, совесть и т.д.. Они заметно влияют на поведение людей и их взаимоотношения с другими, на характер и культура общения. Если собеседники, например, при разрешении конфликта демонстрируют свою ответственность за состояние дела, умение быть справедливыми по оппонента, хотят не только себе, но и собеседнику добра, то есть много шансов, что они достигнут согласия, а их общение будет происходить на гуманистическом уровне.
Ценности могут быть личностными и коллективными, или корпоративными. Под коллективными или корпоративными, ценностямипонимаем общественное значение и достоинство человеческой личности; нравственные характеристики действий должностных лиц - руководителей и рядовых работников; моральные нормы, принципы, идеалы, которыми руководствуются в организации. Личностные ценности разделяют на несколько групп:
• к первой группе личностных ценностей относят материальные (т.е. все то, что поддерживает физическую и умственную активность людей) - здоровье, безопасность труда, материальное благосостояние, профессиональное мастерство и др..)
• ко второй группе относят социальные ценности (социальную уважение, социальные достижения, социальную активность и т.д.).Восприняты лицом социальные ценности, выступающие целью жизни и основными средствами их достижения и поэтому приобретают функции важных регуляторов ее социального поведения, выступают как ценностные ориентации. Некоторые психологи определяют ценностные ориентации как осознанное представление личности о собственных ценностях. Они влияют на мотивацию личности, формируют ее концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и др..;
• к третьей группе относят наиболее абстрактные ценности - духовные, или моральные (они, в свою очередь, дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др..). Именно нравственными ценностями определяются установки на взаимодействие и общение между людьми.
Кроме того, специалисты выделяют еще ценности, которые закрепляются в жизнедеятельности и проявляются как качества личности - коммуникабельность, активность, любознательность, сочувствие и др.., А также наиболее характерные способы поведения личности, которые проявляются в реализации и закреплении ценностей-качеств.
Известный эксперт по вопросам нравственных ценностей М. Рокич разделяет их на те, которые представляют цель или состояние, которого желательно достичь (терминальные ценности) и такие, которые представляют метод или средства достижения цели (инструментальные ценности). Это соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. К первой группе М. Рокич относит: активное и продуктивную жизнь, жизненную мудрость, здоровье, интересную работу, красоту природы и искусства, любви и счастливой семейной жизни, материальную обеспеченность, наличие хороших и верных друзей, самопознания и саморазвитие, свободу, счастье других людей, творчество, уверенность в себе; ко второй - аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, дисциплинированность, независимость, нетерпимость к недостаткам, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своих взглядов, твердую волю, терпимость, широту взглядов.
В духовном отношении ценности создают или возрождают самого человека со всеми его потребностями. Известный ученый протоиерей Александр Мень писал: "Если в человеке не развиваться дух человечности, она рано или поздно станет" потребителем ", циником, обывателем, сделает символом своей веры шкурные интересы. Главная наша беда - это размывание духовных ценностей. Недаром последнее время" появилось такое понятие, как "экология культуры".
Человек сотрудничает с другими, если раскрывает свой потенциал совести и любви. Тогда для нее приобретают значение лишь такой образ жизни, такие действия, которые гармонизируют ее интересы с интересами других на основе гуманистической морали. Тогда человек живет в согласии с миром и собой. "Размышляя о счастье, я давно пришел к выводу, что его приносят не деньги и не высокая должность, слава или успех у женщин, а отношение к тебе других людей, их доверие, уважение, любовь", - сказал как-то в одном из интервью " ю М. Амосов.
Вместе с созданием ценностей одновременно начали формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и взаимоотношения между людьми. Сначала это были правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Различные нормы имели разную степень влияния и значение в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее значение, становились общепринятыми. Когда говорят о моральных нормах, имеют в виду стандарты обычаев или поведения, принятых в конкретном обществе и стали образцом поведения и обязательными для выполнения. Они не имеют юридической силы, но большинство людей руководствуются ими [144, с. 177].
Если люди руководствуются общепринятыми моральными нормами, то они формируют нравственную культуру. Когда говорят о нравственную культуру личности, подразумевают
• знание ней общих моральных принципов, умение их "переплавлять" в убеждения;
• культуру и этического мышления, т.е. способность морального суждения;
• культуру чувств - способность к сопереживанию, умение прийти на помощь;
• культуру поведения, т.е. превращение знаний о моральных принципах в повседневную норму поступков;
• этикет - внешнее проявление нравственной культуры, манеры поведения.
Раскрываясь в реальных действиях и поступках людей, в которых воплощаются их стремления, цели, внутренние потребности и интересы, нравственная культура поднимает и облагораживает личность. Она выступает как стимул, внутренний регулятор значимой деятельности человека, становится материальной основой, фактором общечеловеческого прогресса. Нравственная культура является общечеловеческой моральной ценностью, потому что ее требования имеют общее и необходимое для человечества значение.
Конечно, человек сам определяет для себя общую линию поведения, моральные принципы, такие как коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм. Выбирая принцип, человек выбирает моральную ориентацию в целом. Научить моральной культуре нельзя, но научиться самому можно. Нравственную позицию можно произвести самостоятельно, читая литературу, изучая действия других людей, анализируя свои действия, размышляя над смыслом жизни. Древнегреческие мудрецы выделяли четыре основных благотворительных качества человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Они считали, что опираясь на эти черты, человек может прийти к совершенству.Но понятно, что человек не является верхом совершенства, а одно положительное качество не может перекрыть недостатки. Мало иметь отдельные положительные черты, они должны дополнять друг друга, создавая общую картину его поведения.
Когда говорят о нравственную культуру общения , то подразумевают соотнесение, сопоставление наших чувств, мышления, поведения, говорения, слушания, речи с вечными нравственными ценностями и этическими принципами и нормами. Это культура, связанная с утверждением в обществе гуманистических справедливых взаимоотношений между людьми. Это культура, активизирует стремление человека к личностному самовыражению, к самоутверждению человеческого достоинства. Это способность человека к тому, чтобы руководствоваться в отношениях с другими людьми и совместной деятельности общепринятыми моральными ценностями. Если личность воспринимает гуманность как ценность, то его коммуникативные установки будут гуманистическими. Тогда во взаимоотношениях с другими эта личность выходить из приведенных выше моральных ценностей. Именно ориентация на совокупность этих общечеловеческих ценностей может способствовать повышению эффективности делового общения с иностранными партнерами.
Одновременно нравственная культура общения является составной частью культуры общения в целом. Исходя из этого, можно выделить следующие уровни нравственной культуры общения
• ритуальный, когда люди общаются в повседневной жизни, придерживаются общепринятых правил этики и этикета;
• манипулятивный, когда люди общаются с целью достижения своих целей, нередко за счет других;
• гуманистический, когда люди общаются, уважая друг друга, совместно решая проблемы и учитывая при этом интересы каждого. Тогда и цели достигаются, и крепнет желание сотрудничать в будущем.
Комментарии закрыты