>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Методы аргументации и способы ведения спора

Наряду с логическими ошибками существует целый набор методов ведения спора, рассчитанных на доказательство некоторого положения любой ценой. Эти методы занимают промежуточное место между собственно логическими ошибками и технологиями пропаганды, и используют «достижения» и первых и вторых.

Так, многие лингвистические ошибки, например, закидывание, спор с манекеном или повторение, успешно используются в качестве методов ведения спора. Кроме уже рассмотренных логических ошибок, имеется целый арсенал методов, которые нельзя назвать ошибками, но которые часто используются в спорах.

«Золотой век» или ностальгия.

«Раньше деревья были выше, трава зеленее...» Такая аргументация легко переводит спор из области сухой логики в сферу эмоций. Дальше можно использовать любую из описанных логических ошибок для аргументации. Сила метода особенно видна, когда в споре участвуют люди старшего возраста.

Человек склонен забывать плохое и помнить хорошее, поэтому прошлое многие воспринимают как нечто хорошее и приятное. Экстраполируя (см. «ошибка экстраполяции»), получаем, что еще раньше было еще лучше.

Подъем планки

После того, как спорящий проигрывает этап спора, он утверждает, что предъявленных доказательств недостаточно, по той или иной причине, и требует пересмотра вопроса уже с новых позиций.

Реификация

Реификация или гипостазирование - процесс превращения абстрактных понятий в якобы реально существующие феномены, приписывания им субстанциональности, в результате которой они начинают мыслиться как нечто материальное. В разное время в СССР реификации были подвергнуты многие термины, такие как «коллективизация», «индустриализация», «продовольственная программа», «перестройка». Традиция продолжилась в постсоветской России, где были реифицированы понятия ВВП, «вертикаль власти» и другие.

Провокация

В основе этого метода лежит соображение о том, что если оппонента вывести из себя, то его способность к осмысленной аргументации снизится. В условиях интернет-форумов провокация может иметь еще одну цель - добиться бана оппонента за грубость. После этого провокатор может спокойно утверждать свою победу.

«Отравление колодца»

Умышленное создание негативного отношения к оппоненту. Спорящий стремится заранее создать базу для будущего использования логической ошибки вида «ad hominem», дискредитируя оппонента. Распространенность подобной практики показывает, насколько сильна вера в аргументы «ad hominem». Фактически многие форумные споры в Интернете сводятся к столкновению двух противоположных логических ошибок категории «ad hominem».

Комментарии закрыты