9.1. Диагностика разрешения конфликта
При диагностике разрешения конфликта главная задача состоит в определении основных причин и составляющих.
Это подготовительный этап к разработке тактики работы с конфликтом. Составляющие конфликта, которые необходимо выяснить, — это:
- истоки (предпосылки возникновения, причины, поводы и т. п.);
- биография (характеристики предконфликтной и конфликтной ситуаций, инцидент, основные, имевшие место события);
- участники (стороны, заинтересованные лица, подстрекатели, организаторы и др.);
- позиции и отношения сторон, их взаимодействие;
- исходное отношение участников к конфликту.
Успех в разрешении конфликта во многом зависит от таких факторов, как желание сторон его разрешить, эмоциональной обстановки, пересечения интересов и общей ситуации в организации. Так, конфликт может быть неразрешимым, трудноразрешимым и успешно разрешимым. К какой именно их этих категорий относится возникший конфликт, можно определить с помощью диагностической модели, предложенной Н.В. Гришиной19.
Таблица 6
Диагностическая модель конфликта
| Показатели | Трудно разрешимый конфликт | Конфликт, легкий для разрешения |
| 1. Предмет спора | Вопрос принципа | Отдельные разногласия |
| 2. Возможные потери по завершении | Большие | Малые |
| 3 .Взаимозависимость выигрыша сторон | Сумма выигрышей и проигрышей сторон равна нулю | Сумма выигрышей превышает сумму проигрышей |
| 4. Характер взаимодействия | Одиночные транзакции | Перспективы продолжения отношений |
| 5. Структура сторон | Аморфная, со слабо выпаженным лидером | Связанная с сильным лидером |
| 6. Вовлеченность третьей стороны | Нет | Есть вызывающий доверие посредник |
| 7.Воспринимаемый прогресс конфликта (при разрешении) | Несбалансированность:одна сторона чувствует нанесение большого ущерба | Равный ущерб, причиненный сторонами друг другу |
19Гришина Н.В. Психологи конфликта.- СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
Комментарии закрыты