>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

9. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

9.1. Диагностика разрешения конфликта

При диагностике разрешения конфликта главная задача состоит в определении основных причин и составляющих.

Это подготовительный этап к разработке тактики работы с конфликтом. Составляющие конфликта, которые необходимо выяснить, — это:

  • истоки (предпосылки возникновения, причины, поводы и т. п.);
  • биография (характеристики предконфликтной и конфликтной ситуаций, инцидент, основные, имевшие место события);
  • участники (стороны, заинтересованные лица, подстрекатели, организаторы и др.);
  • позиции и отношения сторон, их взаимодействие;
  • исходное отношение участников к конфликту.

Успех в разрешении конфликта во многом зависит от таких факторов, как желание сторон его разрешить, эмоциональной обстановки, пересечения интересов и общей ситуации в организации. Так, конфликт может быть неразрешимым, трудноразрешимым и успешно разрешимым. К какой именно их этих категорий относится возникший конфликт, можно определить с помощью диагностической модели, предложенной Н.В. Гришиной19.

Таблица 6

Диагностическая модель конфликта

Показатели Трудно разрешимый конфликт Конфликт, легкий для разрешения
1. Предмет спора Вопрос принципа Отдельные разногласия
2. Возможные потери по завершении Большие Малые
3 .Взаимозависимость выигрыша сторон Сумма выигрышей и проигрышей сторон равна нулю Сумма выигрышей превышает сумму проигрышей
4. Характер взаимодействия Одиночные транзакции Перспективы продолжения отношений
5. Структура сторон Аморфная, со слабо выпаженным лидером Связанная с сильным лидером
6. Вовлеченность третьей стороны Нет Есть вызывающий доверие посредник
7.Воспринимаемый прогресс конфликта (при разрешении) Несбалансированность:одна сторона чувствует нанесение большого ущерба Равный ущерб, причиненный сторонами друг другу


19Гришина Н.В. Психологи конфликта.- СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

Комментарии закрыты