Понятие «культура», «культура делового общения»

Культура присуща всем сообществам и каждому человеку в частности и рассматривается прежде всего как духовное содержание исторического развития человечества в различных проявлениях. В ней воссоздается история человечества в ее потенциальности и свободном раскрытии человеческих сущностных сил. Феномен культуры охватывает все сферы общественной жизни, присутствует во всех его проявлениях.

Специалисты рассматривают культуру в двух направлениях: один в контексте личностного становления человека, второй — как способ ее деятельности. Именно культура создает то поле и способ общения, в котором формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой и благодаря чему оно отличается от всех остальных.Таким образом, культура общения является составной частью культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, несет в себе определенную сумму знаний, в этом контексте — об общении.

Слово «культура» (в переводе с латыни — выращивание, воспитание, образование, развитие, почитание) означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Каждая эпоха развития человека характеризуется определенным типом культуры. Так же характеризуется каждая сфера жизни и деятельности человека. Культура — это сложная целостность, которая включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Такое наиболее удачное определение этого термина дал английский этнограф Э. Тейлор.   Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть дающая образцы необходимого поведения. Если какие-то нормы становятся неудобными, то люди пытаются изменить их в соответствии с новым условиям жизни. Одни нормы, например, нормы этикета, повседневного поведения могут изменяться легко, другие — государственные законы, религиозные традиции — меняются очень трудно. Пример тому — экономические и политические реформы в стране.

В конце прошлого века этим понятием стали активно пользоваться исследователи по управлению и менеджеры, определяя им общий климат в организации и характерные методы работы с людьми, а также провозглашенные ценности и ЕЕ кредо. Однако только в последние годы организационную (позже корпоративную) культуру стали признавать одним из основных показателей, необходимых для правильного понимания и управления организационным процессом. Понятие культуры становится одним из базовых понятий в менеджменте.

Культура как средство ценностного восприятия действительности отражается в практической деятельности людей — и внутренний, и внешний. В процессе внутренней деятельности формируются мотивы, ценностные ориентации, определяются технологии будущих действий. Все это потом оказывается во внешней деятельности человека. Поэтому иногда термин «культура» используется в узком смысле слова — как определение ее духовного значения для человека, то есть этических норм и правил, обычаев и традиций, значимых для нее. Когда речь идет о культуре организации, то понимают уровень правовой и экономической культуры предпринимательства, деловых отношений между работниками, с партнерами, клиентами, конкурентами и т.д..

Культуру делового общения можно определить как совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в процессе их производственной деятельности. Некоторые специалисты в деловой культуре выделяют два слоя: ценностный и ментальный. Ценностный слой выступает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычная должностное поведение, как актуальные ценности и нормы, регулирующие практическую деятельность. Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности становятся неэффективными и люди начинают конструировать новые. В странах с высоким уровнем экономического развития деловая культура является хорошо сформированной, ориентированной на творчество, независимость и взаимодействие.

В научной литературе культура общения трактуется в единстве как культура поведения, речи и языка.

Приобретенный последнее время опыт дает возможность во культурой общения (по определению Т.К. Чмут) понимать имеющиеся в обществе и жизни человека формы творения общения, систематизацию и реализацию его норм, способов и средств в соответствии с иерархией ценностей и установок. В этом феномене нормовид сообщений нет и творческие компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы. Общение и его культура — это творчество, которое ведет к самосовершенствованию, и одновременно это ценность для каждого человека и для общества в целом. От осознания этого зависит успех во взаимодействии людей. Ценностью культура общения становится тогда, когда служит удовлетворению их актуальных потребностей в совместной деятельности и духовному развитию. При этом творчество в общении ведет к становлению совокупного субъекта «Мы» и развития единоличного «Я», а как следствие — к само-актуализации и самореализации личности, достижения общей цели и воплощение гуманистических коммуникативных установок. Такое понятие культуры общения позволяет рассматривать ее как владение совершенными его нормами, которые выступают в единстве с творческой и личностной составляющей. Нормами при этом могут быть знания, в частности методологические, умения и теоретически обоснованные способы действий, а также нормы-цели, нормы-идеалы, которые влияют на личность.

В повседневной жизни общение людей, как правило, является прагматичным, оно происходит скорее на ритуальном уровне. Деловое общение возникает на этом уровне, а дальше разворачивается как манипулятивные или гуманистическое. При манипулятивного уровня общения субъект относится к другим как к объектам, использует их, как правило, в собственных целях. На гуманистическом уровне общения происходит как субъект-субъектное взаимодействие, в процессе которой реализуются взаимные интересы, сочетаются духовность, ценность и творчество.Мы говорим о культуре общения субъектов, если они общаются именно на этом уровне.

Высокий уровень культуры общения обеспечивают следующие механизмы:

• коммуникативные установки (т.е. желание общаться на гуманистическом уровне) — я хочу это делать;

• знание о принципах, механизмы, стратегии, формы общения (т.е. знания об этических нормах общения, принятые в данном обществе, знание о психологии общения — категории, закономерности, механизмы восприятия и понимания друг друга) — я знаю, как это делать;

• умение применять полученные знания с учетом конкретной ситуации — я умею это делать.

Опыт свидетельствует, что рассмотрение культуры общения в контексте творчества и в соотношении с нормами является плодотворным именно для практической подготовки менеджеров к эффективного делового и прежде партнерского общения. При таких условиях культура общения способствует развитию их личности и профессиональной идентификации, что является главной целью высшей школы на современном этапе трансформации общества.

Скачать шаблоны wordpress.