Культура присуща всем сообществам и каждому человеку в частности и рассматривается прежде всего как духовное содержание исторического развития человечества в различных проявлениях.
В ней воссоздается история человечества в ее потенциальности и свободном раскрытии человеческих сущностных сил. Феномен культуры охватывает все сферы общественной жизни, присутствует во всех его проявлениях.
Специалисты рассматривают культуру в двух направлениях: один в контексте личностного становления человека, второй - как способ ее деятельности.
Именно культура создает то поле и способ общения, в котором формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой и благодаря чему оно отличается от всех остальных.Таким образом, культура общения является составной частью культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, несет в себе определенную сумму знаний, в этом контексте - об общении.
Слово "культура" (в переводе с латыни - выращивание, воспитание, образование, развитие, почитание) означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
Каждая эпоха развития человека характеризуется определенным типом культуры.
Так же характеризуется каждая сфера жизни и деятельности человека.
Культура - это сложная целостность, которая включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.
Такое наиболее удачное определение этого термина дал английский этнограф Э. Тейлор. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть дающая образцы необходимого поведения.
Если какие-то нормы становятся неудобными, то люди пытаются изменить их в соответствии с новым условиям жизни.
Одни нормы, например, нормы этикета, повседневного поведения могут изменяться легко, другие - государственные законы, религиозные традиции - меняются очень трудно.
Пример тому - экономические и политические реформы в стране.
В конце прошлого века этим понятием стали активно пользоваться исследователи по управлению и менеджеры, определяя им общий климат в организации и характерные методы работы с людьми, а также провозглашенные ценности и ЕЕ кредо.
Однако только в последние годы организационную (позже корпоративную) культуру стали признавать одним из основных показателей, необходимых для правильного понимания и управления организационным процессом. Понятие культуры становится одним из базовых понятий в менеджменте.
Культура как средство ценностного восприятия действительности отражается в практической деятельности людей - и внутренний, и внешний. В процессе внутренней деятельности формируются мотивы, ценностные ориентации, определяются технологии будущих действий.
Все это потом оказывается во внешней деятельности человека. Поэтому иногда термин "культура" используется в узком смысле слова - как определение ее духовного значения для человека, то есть этических норм и правил, обычаев и традиций, значимых для нее.
Когда речь идет о культуре организации, то понимают уровень правовой и экономической культуры предпринимательства, деловых отношений между работниками, с партнерами, клиентами, конкурентами и т.д..
Культуру делового общения можно определить как совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в процессе их производственной деятельности.
Некоторые специалисты в деловой культуре выделяют два слоя: ценностный и ментальный. Ценностный слой выступает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычная должностное поведение, как актуальные ценности и нормы, регулирующие практическую деятельность.
Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности становятся неэффективными и люди начинают конструировать новые.
В странах с высоким уровнем экономического развития деловая культура является хорошо сформированной, ориентированной на творчество, независимость и взаимодействие.
В научной литературе культура общения трактуется в единстве как культура поведения, речи и языка.
Приобретенный последнее время опыт дает возможность во культурой общения (по определению Т.К. Чмут) понимать имеющиеся в обществе и жизни человека формы творения общения, систематизацию и реализацию его норм, способов и средств в соответствии с иерархией ценностей и установок. В этом феномене нормовид сообщений нет и творческие компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы.
Общение и его культура - это творчество, которое ведет к самосовершенствованию, и одновременно это ценность для каждого человека и для общества в целом. От осознания этого зависит успех во взаимодействии людей. Ценностью культура общения становится тогда, когда служит удовлетворению их актуальных потребностей в совместной деятельности и духовному развитию.
При этом творчество в общении ведет к становлению совокупного субъекта "Мы" и развития единоличного "Я", а как следствие - к само-актуализации и самореализации личности, достижения общей цели и воплощение гуманистических коммуникативных установок.
Такое понятие культуры общения позволяет рассматривать ее как владение совершенными его нормами, которые выступают в единстве с творческой и личностной составляющей. Нормами при этом могут быть знания, в частности методологические, умения и теоретически обоснованные способы действий, а также нормы-цели, нормы-идеалы, которые влияют на личность.
В повседневной жизни общение людей, как правило, является прагматичным, оно происходит скорее на ритуальном уровне. Деловое общение возникает на этом уровне, а дальше разворачивается как манипулятивные или гуманистическое.
При манипулятивного уровня общения субъект относится к другим как к объектам, использует их, как правило, в собственных целях.
На гуманистическом уровне общения происходит как субъект-субъектное взаимодействие, в процессе которой реализуются взаимные интересы, сочетаются духовность, ценность и творчество.Мы говорим о культуре общения субъектов, если они общаются именно на этом уровне.
Высокий уровень культуры общения обеспечивают следующие механизмы:
• коммуникативные установки (т.е. желание общаться на гуманистическом уровне) - я хочу это делать;
• знание о принципах, механизмы, стратегии, формы общения (т.е. знания об этических нормах общения, принятые в данном обществе, знание о психологии общения - категории, закономерности, механизмы восприятия и понимания друг друга) - я знаю, как это делать;
• умение применять полученные знания с учетом конкретной ситуации - я умею это делать.
Опыт свидетельствует, что рассмотрение культуры общения в контексте творчества и в соотношении с нормами является плодотворным именно для практической подготовки менеджеров к эффективного делового и прежде партнерского общения.
При таких условиях культура общения способствует развитию их личности и профессиональной идентификации, что является главной целью высшей школы на современном этапе трансформации общества.
Комментарии закрыты