В конце 50-х годов XX в. Ф. Герцберг разработал новую модель мотивации, в которой объяснил, что мотивацией является не только удовольствие, но и недовольство тех или иных потребностей.
При этом нарастание одной потребности и спад второй является самостоятельными процессами. Поэтому те факторы, которые влияют на одну из этих потребностей, не обязательно влияют на другую.
Модель Ф. Герцберга построена на потребностях двух групп:
1. Потребности, связанный с факторами условий труда:
♦ санитарно-гигиенические условия труда;
♦ размер заработной платы;
♦ стиль руководства на предприятии;
♦ политика предприятия;
♦ степень непосредственного контроля (за работой, сроками выполнения поставленных задач, процесса выполнения)
♦ межличностные отношения в коллективе (внутренняя среда).
2. Потребности, связанные с мотивировочной факторами:
♦ содержание труда;
♦ возможность карьерного, профессионального роста;
♦ уважение, признание, одобрение результатов работы;
♦ успех;
♦ возможность творческого роста;
♦ высокая степень ответственности;
♦ самореализация в процессе труда.
Согласно теории Ф. Герцберга, наличие факторов условий труда не будет мотивировать работника.Факторы условий труда будут только предупреждать появление у работника чувство неудовлетворенности работой.
Для достижения цели мотивации необходимо обеспечить ему наличие мотивировочных факторов.
На практике для эффективного использования этой теории необходимо дать возможность работнику самому определить, почему он предпочитает, и составить перечень мотивирующих факторов.
Для осознания того, что влияет на мотивационную поведение на биологически-психологическом уровне, обратил внимание К. К. Платонов. Именно он сосредоточил внимание на соотношении биологического и социального в человеке.
По К. платановых, согласно степени роста и развития организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Например, потребность в покое периодически пополняется потребностью в движении, игре, действия, трудовой деятельности.
Перед необходимостью в игре возникает потребность познания. В результате развития эндокринных желез появляется половая потребность. Старение же организма приводит к потере не только половой потребности, но и видоизменяет потребность в труде, познании, движении.
Платонов отмечает, что существуют взаимоотношения потребностей (что довольно не всегда учитываются), отражающие биологическую потребность организма и социальную потребность личности. Это означает, чем примитивнее биологическая потребность, тем немедленное ("сию минуту") стремление к удовлетворению потребности.
Например, вы очень долго делаете какую-то неинтересную вам работу (эта потребность возрастает очень медленно), но когда вам предлагается принять какое-то решение в вашу пользу, вы немедленно делаете (мгновенное возникновение и реализация потребности).
Но эта закономерность не абсолютна. Ученый связывает общность биологических потребностей с эмоциями, что находит отражение в теории Б-Я (стимул). Стимул же определяется К. Платоновым как объективно существующее и отражено человеком явление.
Интересна концепция личности А. Н. Леонтьева (1971 г.). Согласно его теории личность человека характеризуется через иерархию мотивов деятельности: каждый субъект имеет свою, индивидуальную организацию мотивационной сферы, и это входит в диссонанс с иерархией потребностей А. Маслоу.
Социально-психологические теории исследовали взаимосвязь человека и общества. В отличие от фрейдистских теорий существенными детерминантами личности считаются социальные переменные, а не биологические, и мотивация поведения направлена на удовлетворение социальных потребностей.
Примером социально-психологической теории может быть система Хо-ные. Согласно теории поведение человека вытекает из трех основных межличностных направлений (стремлений):
o уступчивости;
o агрессивности;
o обособленности.
Уступчивые люди зависят от окружающих и нуждаются в их любви и привязанности. Они идут за кем-то.
Мотивация людей агрессивных основывается на потребности власти и действовать вопреки обстоятельствам.
Обособленные люди самодостаточные, они независимы и пытаются отдалиться от других.
Так что оперировать широким спектром потребностей человека на практике довольно трудно, иногда кратко выделяют три основные группы потребностей:
1. Аффективные потребности (гармония, эмоции, душевное тепло).
2. Потребности человека в комфорте (физический и психологический комфорт).
3. Потребности развития личности (развитие, достижения, доминирование, приобретения престижа, успеха, продвижение).
Приведенные теории позволяют сделать вывод, что нет единого учения о том, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.
Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличное, что дает ей возможность получить признание.
Однако, несмотря на эти различия, теории позволяют установить определенную связь между ними.Ведь выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно соответствуют друг другу.Характерная особенность теорий - они изучают потребности и приводят их классификацию, а это позволяет делать выводы о механизме мотивации человека и внести вклад в разработку знаний о мотивации.
Комментарии закрыты