Общения и межличностные отношения состоят из процессов, которые часто переплетаются и взаимно.
Каждый процесс можно рассматривать отдельно, поскольку он имеет свои характерные особенности. Эти процессы - обмен информацией между людьми (коммуникативная сторона общения) организация взаимодействия, влияния на других людей (интерактивная сторона общения) восприятия и взаимопонимания друг друга или познание себя и другого (перцептивная сторона общения). Рассмотрим их отдельно.
• Общение как обмен информацией.
Основная цель любого коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются выработать общий смысл, одинаковое понимание ситуации. Следует отметить, что информация в общении не просто передается от одного человека (которую называют коммуникатором или отправителем) в другую (которую называют реципиентом или адресантом), а именно обменивается. Основная цель такого коммуникативного процесса - обеспечить адекватное понимание той информации, которая передается.
Способом общения, предназначенным для передачи информации, можно считать сообщение. С его помощью передаются определенные сведения от одного человека к другому как во время непосредственного общения (благодаря языку, жестам, мимике), так и с помощью различных средств массовой коммуникации. При этом полезно помнить заповедь: "Не начинайте говорить, пока не начнете думать". К тому же целесообразно осмыслить не только саму идею, но и то, как ее воспримут люди, которые с ней ознакомятся.
Менеджеру следует помнить, что при обмене информацией происходят ее потери: задумано - 100% информации, передано в словесной форме - 80%, услышано и понятно - 60%, осталось в памяти - 24% информации. То есть при обсуждении происходит потеря информации (причем нередко теряется основная информация, а воспринимается второстепенная), имеют место искажения информации (содержание услышанного передается в собственной интерпретации) и дополнения информации (добавления собственной информации в услышанной). Согласно исследованиям в компаниях, входящих в список Fortune-1000, 97% менеджеров заявили, что некоторые решающие процессы в их организациях могли бы быть более совершенными, если бы о них адекватно знала большинство работников. По мнению 87% менеджеров, ошибки, которые дорого стоили их организациям, возникали именно из-за того, что работники своевременно не получили необходимую информацию [295]. Неадекватно воспринята информация является одной из основных причин провала изменений в организациях. В 1993 г. проводился опрос менеджеров 531 компании, которые сделали у себя реорганизацию. их попросили ответить на вопрос, чем они больше недовольны и хотели бы изменить, если бы пришлось проводить такие изменения вторично. Большинство менеджеров ответили: способ передачи персонала информации о реорганизации, можно, конечно, при потере информации искать виновных, но вряд ли это поможет. Надо просто разобраться со схемой передачи информации и сделать все для того, чтобы она была простой и открытой. Еще Геродот отмечал, что "уши у человека менее надежны, чем глаза".
Специалисты предлагают следующие подходы к передаче информации:
- Сообщение должно быть простым и сконцентрированным на главной идеи;
- Следует использовать различные формы и возможности для передачи этой идеи - собрание, газеты, плакаты, неформальные беседы и др..;
- Повторять ту же идею постоянно (например, двухминутный выступление, напоминания в беседе т.п.);
- Руководство должно показывать собственный пример отношения к передаваемой;
- Открыто говорить о недостатках и нерешенных проблемах;
- Важно уметь слушать других и добиваться, чтобы слушали вас.
Менеджеру при передаче информации, постановке задачи важно обязательно выяснить, правильно его поняли другие. Неплохо использовать вопросы типа: "Если я Вас правильно понял, Вы хотите сказать, что ...?" Тот, кто передает информацию, должен принимать общеизвестные сроки, пользоваться понятной для собеседника языке, учитывать его интеллектуальный уровень.
• Общение как взаимодействие.
При любом акте общения происходит обмен не только знаниями, мнениями, идеями, то есть информации, но и действиями, в частности при вы будете общей стратегии взаимодействия. Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий причинную обусловленность их действий и взаимосвязь. Этот процесс требует активности и взаимной направленности действий тех людей, которые принимают в нем участие.
Существует много видов взаимодействия, а потому и несколько их классификаций. Одна из самых известных - разделение на кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество). Известна классификация, где за основу взаимодействия берется количество субъектов, общающихся.
Если субъектов двое, то это взаимодействие парная (в диаде). Если субъектов много, то они могут взаимодействовать в группе (групповое взаимодействие), между группами (межгрупповая взаимодействие) или субъект может действовать с группой (субъектно-групповое взаимодействие). Этим субъектом может быть лидер или любой член группы.
• Общение как восприятие и понимание друг друга.
Восприятие - это психическое состояние отражения человеком предметов и явлений в целом в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это процесс взаимного восприятия и понимания собеседников, познания ими друг друга.
В общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает отображение его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Рассматривая процесс познания одного человека другим во время общения, известный психолог С.Л. Рубинштейн писал: "В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы" читаем "человека, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл полученного таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" происходит быстро, поскольку в процессе общения с людьми, которые нас окружают, мы производим определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведения ". Образ другого человека зачастую формируется по первому впечатлению, а это может привести к ошибкам в ее восприятии. Недаром говорят, не суди по одежде - суди по разуму. Важно осознавать, что ошибкой будет не столько построенное неадекватно впечатление о человеке, сколько использование этого неадекватного впечатления в последующих межличностных отношениях с ним.
Менеджеру следует исходить из того, что у каждого человека есть определенные качества и черты характера, которые он получил от родителей, а те, в свою очередь, - от своих родителей. Наследственность является основой, фундаментом личности каждого человека. Кроме того, в формировании качеств нашего характера человека большую роль играет то окружение, в котором он растет и живет.
Кроме того, имеют значение возраст, цвет кожи, пол, религиозные верования, условия жизни, образование, политические страсти, экономический статус, уровень нашей активности. Все это влияет на человека, заставляет его действовать так или иначе. Важно учитывать подобные особенности при восприятии другого человека.
Общение - сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности.
В частности психологи выделяют следующие функции общения
- Информационно-коммуникативную - предполагает передачу и прием не только готовой информации, но и такой, который формируется, развивается, а также передача и прием значений;
- Регулятивно-коммуникативную - когда общение регулирует поведение людей и их совместной деятельности, а также способы влияния друг на друга: убеждение, внушение, подражание и др..
- Аффективно-коммуникативную - говорится о том, что многообразие человеческих эмоций возникает и проявляется именно во время общения.
Если общение рассматривается как деятельность, то выделяют следующие его функции: организация совместной деятельности; познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.
Использование этой классификации помогает понять, что особенности психологической природы общения непосредственно влияют на его течение и формирования его культуры. Все функции общения наблюдаются в жизни и проявляются, как правило, в единстве, дополняя друг друга.
Существует несколько классификаций видов общения.
Соответствии с целями и средств общения разделяют на материальное (когда люди общаются с помощью каких-то предметов), идеальное (холлы происходит обмен между людьми идеями, представлениями, переживаниями) непосредственное и опосредованное; вербальное и невербальное. Употребляемыми являются виды общения, которые можно описать следующим образом:
- В зависимости от специфики субъектов (личность или группа) выделяют межличностное, межгрупповое, мижсоциумне общения, а также общение между личностью и группой;
- По количественным характеристикам субъектов - различают самоспилкування, межличностное общение и массовые коммуникации;
- По характеру - общение может быть опосредованным и непосредственным, диалогическим и монологическим.Прямое общение происходит непосредственно между людьми, опосредованное - это общение через письма, книги, произведения искусства, фильмы, научную деятельность и т.д.;
- По целевой направленностью различают общение анонимное, ролевое, неформальное, в том числе интимно-семейное, деловое.
Существуют также различные подходы к классификации уровней общения. Однако основные из них:
- Манипулирование - варианты от грубого обращения с человеком к такому поведению, где внешние проявления имеют иногда даже приятный характер;
- Конкуренция, соперничество - варианты от общения, когда "человек человеку - волк" до такого, когда честное соперничество способствует определенному движению его участников вперед;
- Сотрудничество - это общение по принципу "человек человеку - человек". Именно на этом уровне оказываются гуманистические установки общения, высокий уровень его культуры.
Швейцарский психолог Э. Берн выделяет шесть уровней общения:
1) "ноль общения" или "замыкание на себя",
2) ритуалы (нормы общения),
3) развлечения;
4) игры (человек думает одно, а демонстрирует другое с тем, чтобы завести второго в ловушку),
5) близость,
6) работа (деловое общение).
На каждом из этих уровней человек использует различные приемы и средства, поскольку цель общения каждый раз меняется.
Комментарии закрыты