Однажды моя старая знакомая, далеко не первый год работающая в сфере услуг, неодобрительно высказалась в адрес клиентки.
Та периодически во время встреч выводила её из себя глупыми вопросами, нелепыми оценочными репликами, слишком яркими и не всегда уместными эмоциями, которые проявлялись и в голосе, и в мимике и в жестах.
«Понимаешь, - делилась в свою очередь эта знакомая со мной, - просто бесит всё: от манер до содержания! И если б не деньги…» - раздражающая дамочка пунктуально и щедро оплачивала предоставляемые услуги специалиста.
В обыденном общении мы, естественно, стараемся избегать подобных ситуаций.
Порой чисто интуитивно чувствуем раздраженного, недоброжелательно настроенного человека и дистанцируемся на безопасное расстояние.
А если мы сопряжены с ним вынужденными условиями совместного труда, если мы коллеги или связаны отношениями клиент-продавец?
Психологи утверждают, что мы часто симпатизируем партнёру по общению или, наоборот, раздражаемся собеседником по принципу зеркала: бесит в ближнем проявление черт, которые мы осуждаем или не принимаем в первую очередь именно в себе.
Но вместе с тем, мы склонны отдавать предпочтение в общении именно тем, кто чем-то на нас похож.
В обоих случаях мы воспринимаем и проявляем эмоции, однако реагируем в большей степени не на ценностные установки человека (согласитесь, что для этого нужно время, более продолжительный контакт), мы реагируем именно на манеру его поведения и речи, на его психо-эмоциональное состояние, энергетику.
Энергетика – достаточно условный термин, применяемый в риторике, в первую очередь указывающий на эмоциональность (весёлый, грустный, восхищённый, возмущённый и пр.) и на ресурсное состояние человека (бодрость, усталость, взволнованность или внутреннее спокойствие и т.д.). Проявляется энергетика в нескольких поведенческих параметрах: скорости речи, жестикуляции, движениях или их отсутствии, громкости голоса, интонациях, сокращении или увеличении дистанции, во взгляде. И так уж складывается, что утомляют больше всего друг друга люди с разной энергетикой, неважно ситуативно проявляющейся или природной.
Вспомните, когда, например, по работе вы спешите, выясняя важный вопрос, а «опытный» коллега вам медленно и тихо что-то объясняет.
Вы взбешены, не так ли?
Или наоборот, когда в тихо работающий бухгалтерский мирок вашего отдела буквально врывается «оптимистичный» коробейник с сумкой столь необходимых вам на данный момент самозатачивающихся ножей или кулинарных книг.
Речевая коммуникация, происходящая на таком контрасте психо-эмоциональных состояний собеседников, просто обречена на неудачу.
Что же делать, если всё-таки речевой контакт неизбежен?
Шаг 1. Присмотритесь к вашему собеседнику. Дайте время ему проявить себя. Оцените уровень его энергетики. Ведь невербальные сигналы очень ярко свидетельствуют о состоянии человека: с какой скоростью он перемещается в пространстве и говорит? Куда сморит и как быстро переводит взгляд? Насколько громок его голос? Здесь, как и в случае с высказыванием оценочного суждения, нужно время от нескольких секунд до минуты.
Шаг 2. Соотнесите своё эмоционально-ресурсное состояние с его уровнем энергетики.
Шаг 3. Постарайтесь, вступая в диалог, подстроиться к собеседнику по одному из параметров. Самый простой путь – включить общую скорость. Например, спешащему на свидание кавалеру нужно быстро решить вопрос с букетом. Подстроиться можно, подхватив темп речи собеседника, при этом совсем необязательно суетливо носиться среди цветочных ваз и торопливо делать свою работу. Достаточно энергично и бодро с ним говорить.
Гуманитарная школа «ПРЯМАЯ РЕЧЬ»
Оксана Алтусарь
Комментарии закрыты