>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

§2. Содержание и задача курса Технологии социальной работы

Учебный курс "Технологии социальной работы" включает в себя чрезвычайно обширный и разнородный материал, изложение которого затруднено в силу разнообразия теоритических подходов различных ученых и практиков, а также в силу того, что объем, содержание и совокупность используемых в нем понятий зачастую еще не получили всеобщего признания. Это относится даже к наименованию профессии, которую получает в результате
подготовки специалист по социальной работе. Применяемые некоторыми авторами термины "соционом" или "социальный инженер" содержат в себе некоторые указания на те социально-управленческие, программно-проектные функции, которые предстоит выполнять сотруднику социальной сферы, однако эти термины не общепризнаны и не утверждены нормативными документами, содержащими требования к уровню подготовки, знаниям и умениям специалистов. В связи с этим в настоящем учебнике используются в одинаковом значении термины "специалист по социальной работе" и "социальный работник". Принципы классификации социальных технологий, проанализированные в следующей главе, свидетельствуют о том, что вычленение одной из многих технологий во многом зависит от конкретных целей исследования или конкретных целей оказания помощи клиенту. Поэтому в ходе изложения материала студенты неоднократно будут убеждаться в том, что одни и те же типы технологий могут применяться к различным категориям клиентов, различные методы пересекаются, взаимообусловливаются, по-разному используются в несхожих ситуациях.

Исследования показывают, что в каждом социальном действии можно выделить два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса — адаптация и трансформация, которые по причине их всеобщности можно назвать социальными метатехнологиями. Они характерны для всех социальных процессов. Во взаимодействии двух социальных субъектов или более можно видеть либо адаптацию одного субъекта к другому, либо их взаимную адаптацию. Приспособление индивида к социальной среде является частным случаем такой ситуации, ибо, как правило, среда выдвигает агента адаптации (лицо, орган или учреждение, которое побуждает или вынуждает к адаптации) либо индивид сам осознает необходимость приспособления. Для этого необходимы изменение (сознательное или бессознательное) адаптирующегося субъекта, перестройка структуры личности, пересмотр взглядов на себя или свое окружение.

Хотя среди видов человеческой деятельности значительное место занимает неадаптивная активность, все технологии социальной работы в большей или меньшей степени являются адаптационными. Само предназначение социальной работы состоит в том, чтобы предоставить клиенту возможность социального функционирования, усилить ее либо восстановить в случае утраты. Соответственно, этот процесс может приобрести черты абилитации (привития навыков социального функционирования) либо реабилитации. В то же время было бы неправильно односторонне рассматривать эти процессы. Адаптация клиента требует
трансформации каких-то черт его поведения или характера, структуры личности или обстоятельств жизни. Но и общество не только может, но в ряде случаев должно трансформироваться, чтобы адаптироваться к нуждам и потребностям индивидов. Это прямо провозглашается в международных документах по отношению к людям с ограниченными возможностями; это же утверждается по отношению, например, к такой категории клиентов, как дезадаптированные дети и подростки, для которых их асоциальное, противоправное поведение нередко является единственной формой адаптации к жестокости общества.

Если рассматривать связь между метатехнологиями (которые отражают процессы, происходящие не только в социальной работе и даже не только в социальной среде, но, возможно, на биологическом, организменном уровне в целом) и технологиями социальной работы, можно отметить, что и те и другие являются элементами единой структуры, в которой наиболее общим уровнем являются метатехнологии. Далее располагается общая социальная технология, охватывающая рациональные, структурированные элементы изменений в обществе; затем — теоретический уровень, содержащий общие технологии социальной работы; наконец, непосредственное доведение воздействий до конкретных реципиентов и получение ожидаемого (или неожиданного) результата осуществляют конкретные технологии и методы социальной работы.

Такая структура определяет композицию учебника, состоящего из четырех разделов.

Первый раздел посвящен концептуальному обоснованию необходимости социально-технологической подготовки специалиста в области социального управления и социального обслуживания, сущности социальных технологий вообще и специфике технологий социальной работы. В связи с тем что каждый социальный работник преобразовывает социальную действительность (в масштабе одной личности, целого региона и т.д.), большое внимание уделено технологическим аспектам социального управления.

Второй раздел раскрывает содержание тех процессов, которые присущи каждой социальной системе и каждому воздействию, осуществляемому сотрудниками социальной сферы. Действительно, любое вмешательство в социальную ситуацию клиента осуществляется на основе диагностики его проблем. Социальное страхование и социальное обеспечение — это "сквозные" технологии, обеспечивающие социальную защищенность индивидов и их семей независимо от условий социального риска. Применяемые методы могут быть инновационными, традиционными или
рутинными. Разумеется, эффективность этих методов меняется в зависимости от условий их применения или адресата воздействия.

Третий раздел посвящен междисциплинарным технологиям социальной работы. Выделение такой группы технологий объясняется тем, что социальная работа ориентирована на решение самого широкого круга проблем индивида и группы при помощи методов психологии, педагогики, социологии, медицинских и юридических наук. Это не значит, что социальная работа не имеет собственной специфики, представляя собой лишь совокупность средств, заимствованных из других областей знания и сфер деятельности. Все используемые в социальной работе технологии имеют свои особенности, поэтому их можно разделить на социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические и т.д.

Четвертый раздел посвящен конкретным технологиям социальной работы. Здесь представлен наибольший объем материала, хотя, вполне вероятно, кому-то он покажется недостаточным, поскольку в каждой обширной категории можно выделить определенные подгруппы, применительно к которым технологии должны использовать определенные методы и средства. С другой стороны, по отношению к различным группам клиентов нередко применяются сходные технологии. Поскольку практически невозможно выделить все возможные типы клиентов или перечислить все возможные технологии работы с ними, в данном разделе приведены только основные их группы в соответствии с учебной программой.

Следует также иметь в виду, что технологии существуют не обособленно, а как технологии конкретного учреждения социального обслуживания, конкретного специалиста социальной сферы. В связи с этим авторы не ставили своей задачей рассмотреть все возможные варианты технологий. Несомненно, каждый профессиональный сотрудник социальной сферы в своей деятельности будет адаптировать существующие технологии к своим потребностям, возможностям и вкусам, а также вырабатывать собственные методики и технологии.

Поэтому целью настоящего издания является ознакомление студентов, обучающихся по специальности и направлению "Социальная работа", с общими теоретическими проблемами и содержанием технологий социальной работы; изложение основ технологий социальной работы с различными категориями клиентов; создание возможностей для дальнейшей самостоятельной работы студентов в рассматриваемой области социальной деятельности.

Во исполнение указанных целей в учебнике широко представлены нормативно-законодательные документы и материалы,
относящиеся к сфере социального управления и социального обслуживания. Хотя правовое поле еще нельзя назвать безукоризненным, в настоящее время известные законодательные основания для социальной работы в различных направлениях и специализациях уже сформированы; их знание и квалифицированное применение — основа эффективности технологий устранения жизненных затруднений клиентов.

Вопросы

  1. Каковы причины технологизации социальной деятельности?
  2. В чем заключается специфика социальных технологий?
  3. Каковы особенности технологий социальной работы?
  4. Что такое метатехнологии и как они проявляются в различных процессах социальной работы?

Литература

  1. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М. — Белгород, 1993.
  2. Иванов В. А. Социальные технологии в современном мире. — М. -Н.-Новгород, 1996.
  3. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. — М., 1994.
  4. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристъ, 1997.
  5. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.
  6. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара. — М.: Институт социальной работы, 1995.
  7. Толковый словарь по социальным технологиям/ Под ред. В.А. Иванова, Г.Д. Никредина, В.И. Патрушева, И.М. Слепенкова. — М., 1995.
  8. Франчук В.И. Основы современной теории организаций. — М., 1995.
  9. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992.

Комментарии закрыты