>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Добрый зритель в девятом ряду

Борьба со страхом через работу с аудиотрией.

Продолжаем разговор об УПРАВЛЕНИИ ВОЛНЕНИЕМ.

Если кто успел подзабыть смысл термина – именно умение управлять собственным волнением нужно нам, чтобы чувствовать себя на сцене уверенно, говорить интересно, проявлять в роли оратора все свои лучшие качества. Никакой борьбы со страхом сцены вести не нужно – его нет, и бороться, соответственно, не с чем. Есть волнение, которым нужно уметь управлять, чтоб использовать его в выступлении с максимальной пользой

В прошлой беседе мы рассмотрели «Игры со значимостью» – группу приемов, которые помогают управлять волнением путем мысленной работы со значимостью предстоящего выступления и аудитории.

Это снижение значимости  результата выступления, снижение значимости выступления во времени, а также различные варианты работы со значимостью статуса аудитории – «повысить себя», «понизить их», «общаться на равных».

Возможно, у Вас уже была возможность потренировать эти приемы – в таком случае, будет здорово, если Вы поделитесь результатами отработки. Напишите мне о своем новом опыте. А пока продолжим, как и планировали, тему работы с аудиторией.

РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ

как способ управления волнением, не ограничивается играми со значимостью. Это более широкое понятие включает в себя и другие приемы. Один из них –

Позитивный  зритель

Как нетрудно догадаться из названия, речь идет о поиске в зале «родной души» – того зрителя, который будет позитивно реагировать, оказывать поддержку, активно слушать и сопереживать.

Люди могут прийти на Ваше выступление с разными целями, заботами, самочувствием и, следовательно, с разным настроением. Но практически всегда в зале есть он – хотя бы один позитивный слушатель.

Помните знаменитые слова Аркадия Райкина:

- Я безбожно весь текст перепутал,

Я споткнулся у всех на виду.

Только «Браво!» кричал почему-то

Добрый зритель в девятом ряду…

«Добрый зритель» в аудитории, действительно, хорошо помогает любому (особенно, не очень уверенному в себе) оратору.

Позитивные слушатели поддерживают нас, подпитывают энергетикой,  вдохновляют. Находите в зале позитивных слушателей и начинайте с них установление контакта с залом. Вы даже можете «для верности» пригласить на роль первого «доброго зрителя» кого-то из друзей, а потом постепенно переключаться на «позитивщиков» из зала – они вскоре обязательно найдутся.

Позитивный зритель ценен еще и тем, что мы можем обратиться к нему за энергетической и эмоциональной поддержкой в любой момент, когда она будет необходима, не только в начале выступления. Всякое случается – сбились с запланированной линии, сломался проектор, прозвучал неуместный вопрос или бестактная реплика… Если Вы чувствуете, что теряете по какой-то причине контроль над своим рабочим настроем и, следовательно, над ситуацией – начинайте активнее работать с позитивной частью аудитории. Она  обязательно поддержит Вас своей положительной энергетикой и вернет в боевое состояние.

Работа с позитивным зрителем, кроме всего прочего, помогает нам избежать распространенной ситуации, которая может серьезно помешать даже опытному оратору – это «зацеп за негативного зрителя».

Выступление складывается хорошо, публика заинтересована, активно слушает. живо реагирует. И вдруг – среди десятков позитивных нам на глаза попадается один недовольный зритель. Лицо сердитое, поза закрытая, резкие жесты, неодобрительное качание головой… В результате оратор, словно железка к магниту, вновь и вновь возвращается к этому единственному недовольному лицу, с каждым разом теряя энергетику, положительный настрой и уверенность в себе.

Мы начинаем лихорадочно искать, что же мы делаем не так, пытаемся по ходу неизвестно что исправить, дарим все свое внимание этому единственному недовольному (в ущерб десяткам позитивных) и в итоге совсем теряем контроль над волнением и собственный рабочий настрой.

A у него просто болели зубы…

Действительно, одно-два-три недовольных лица среди многих поддерживающих – это  немного. Это совершенно точно не повод паниковать, волноваться и искать, что Вы сделали не так.

Во-первых, Вы и высказываемые Вами идеи не обязаны нравиться всем.

Люди разные – характеры, системы ценностей, привычки, жизненный опыт, вкусы. Как говорит народная мудрость:

У каждого свой вкус – один любит арбуз, а другой – свиной хрящик…

Во-вторых, не спешите записывать недовольство недовольных на свой счет.

Это даже как-то нескромно )). У человека может быть тысяча и одна причина быть на Вашей презентации  в дурном расположении духа – те самые больные зубы, семейная ссора, конфликт на работе, лишили премии, машину поцарапали… (обратитесь к собственному опыту и продолжите список). То есть – может быть, что причина его недовольства ни к Вам, ни к Вашему выступлению вообще никакого отношения не имеет.

Итак, вместо того, чтобы паниковать из-за одного-двух-трех негативных слушателей, обращайтесь к позитивным зрителям, подпитывайтесь от них энергетикой и вдохновением, выступайте для них.

А о том, как работать с негативным зрителем (или с целым негативным залом!), когда и как возвращать его в аудиторию, мы еще поговорим.

Один способ позволяющий управлять волнением при публичном выступлении, признается, пожалуй, всеми, как наиболее действенный и универсальный.

Это - ВАШ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.

Помните, мы беседовали о тех четырех слонах, на которых строится Ваш ораторский успех. Мы не раз еще будем к ним обращаться. Особенно к тому, который называетсяПостоянная Практика. Тщательное изучение приемов управления волнением в теоретическом изложении не сделает Вас оратором, уверенно выходящим к любой публике. Такую уверенность дает только постоянная практическая работа, только накопленный личный опыт успешных выступлений перед аудиторией.

Самостоятельно набирать успешный опыт в ораторском мастерстве непросто.

Движение наощупь, «по приборам» может привести к приобретению опыта неудачного – провала, осмеяния, игнорирования, конфликта с публикой. Такой «багаж» может надолго «отбить» интерес к публичным выступлениям, а то и вовсе нанести  психическую травму.

Так многие люди, которые в детстве тонули или которых пытались научить плавать жестоким «щенячьим» способом, до глубокой старости панически боялись воды.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/

Комментарии закрыты