Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Технологии пропаганды

Подтасовка фактов

Эта технология пропаганды предполагает манипулирование вниманием аудитории путем искусственного преувеличения одних фактов и преуменьшения других, например, при помощи статей в газетах или телепередач. Окружающий нас медийный мир настолько переполнен фактами и интерпретациями, что для человека сложно выделить главное из информационного потока. За него это делают СМИ. Примерами могут служить сообщения о преступлениях, в которых подчеркивается национальность преступника, или предоставление возможностей для предвыборной агитации только одной партии.

Принцип стаи

Принцип стаи использует то, что все люди, составляющие общество, склонны верить в одно и то же. Часто можно наблюдать, как тот или иной тезис последовательно «протаскивается» в массовое сознание, сначала как гипотеза, потом как доказанный факт, и, наконец, как общее место, не требующее обсуждений. Так, перед вторжением США в Ирак в 2003 году часто обсуждался вопрос правомерности такого вторжения, а также возможности решить проблему мирными средствами, но наличие у Ирака оружия массового поражения не подвергалось сомнению. В 2005 году ЦРУ официально заявило, что  оружия массового поражения в Ираке не оказалось.

Большая ложь

(нем. Große Lüge) - пропагандистский приём. Определён Адольфом Гитлером в книге Моя Борьба  как «ложь настолько колоссальная, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить реальность так бесстыже».

Упоминание о «Большой лжи» также было использовано в отчёте, составленном во время войны Управлением стратегических служб США при описании психологического портрета Гитлера:

Его основными правилами были: никогда не давать обществу «остынуть»; никогда не признавать ошибки; никогда не допускать мысли о наличии позитивных сторон у противника; никогда не оставлять места альтернативе; никогда не признавать вину; каждый раз концентрироваться на каком-нибудь одном враге и обвинять его во всех бедах; люди скорее поверят большой лжи нежели маленькой; а если повторять её достаточно часто, рано или поздно люди поверят в неё.

Модные слова (buzzwords)

Особый род новых слов и речевых конструкций, часто используемых в коммерции, пропаганде и профессиональной деятельности для оказания впечатления осведомлённости говорящего и для придания чему-либо образа важности, уникальности или новизны. Обессмысливаемые постоянным повторением в произвольном контексте, такие слова используются для оправдания мероприятий, не имеющих никакого отношения или даже противоречащих начальному значению термина.

Кодовые слова

Это способ сказать что-то обидное в адрес человека так, чтобы он это не понял, но поняли другие, связанные с говорящим общей профессией или терминологией. К таким словам относятся как профессиональные злые шутки, вроде «поменять прокладку между рулем и сиденьем», так и (мало)известные термины вроде ФГМ, ЧСВ.

Несуществующие понятия (симулякры)

Значительная часть терминов, употребляемых в политике, не имеют вообще никакого обозначаемого ими предмета или явления в реальной жизни. Например, термин «международный терроризм» является в полной мере симулякром, между баскскими террористами в Испании, чеченскими террористами в России и ирландскими террористами в Британии нет вообще ничего общего, кроме методов. Однако, термин «международный терроризм» предполагает, что террористы мира как-то связаны между собой, и борьба с чеченскими террористами в Москве может как-то влиять на действия «тигров Тамил-илама» в Шри-Ланке. Часто термины, используемые в политике и рекламе, заимствуются из каких-то других областей, с непременным искажением смысла. Например, термин «программное пиратство» (software piracy) не имеет отношение к пиратству - морскому разбою. В данном случае реально существующее явление обозначено словом, имеющим традиционно негативную окраску (что интересно, в английском языке, но не в русском), но словом, никак не выражающим сущность предмета.

Эвфемизмы

«Контртеррористическая операция», «коррупция», «укрепление вертикали власти», итп - придумывание новых выражений вместо имеющих слишком очевидный негативный смысл. Заметим, что в русском языке заимствованные слова традиционно несут меньшую эмоциональную нагрузку.

Уродование слов

Создание неологизмов путем сближения иностранных слов с русскими, несущими негативный смысл, например «дерьмократы», «пиндосы», «либерасты» итп. Это одна из наиболее отвратительных форм пропаганды, поскольку политические реалии приходят и уходят, а изуродованный язык остается.

Общие слова

Вставка в сообщения незначащих слов, имеющих в данном общественно-историческом контексте позитивный смысл. Вот фрагмент из обращения президента Медведева, сделанного в сентябре 2009 года:

...мы станем одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработаем и выведем на внутренние и внешние рынки новые виды топлива. Во-вторых, сохраним и поднимем на новый качественный уровень ядерные технологии. В-третьих, российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу.

Выделенные слова никакой информационной нагрузки не несут. Что значит «одной из лидирующих» ? Первой ? Восьмой ? Пятидесятой ? О каких именно «новых видах» топлива идет речь ? О водороде ? Биотопливе ? Непонятно. Однако, эти общие слова звучат весьма оптимистично и придают отрывку пафосное настроение. Представим себе на минуту, что изобретатель попытается получить у инвестора деньги на разработку «нового вида» топлива, ничего не сообщая о деталях. Вряд ли он их получит. Если рекламное агентство предложит заказчику достичь «серьезного влияния» на предпочтения потребителей, то оно тоже не получит заказ. Из всего этого следует, что для обращений главы государства и для коммерческих предложений используются два разных стиля. Для первого характерно обилие общих слов. Происходит это потому, что обращение Президента является пропагандистским текстом и передает эмоциональную информацию, а не фактическую.

Однако, в среде государственных чиновников общие слова главы государства вынужденно превращаются в руководство к действию. Происходит реификация понятий и дальнейшее их обессмысливание.

Самодостаточность веры

Льюис Кэррол однажды написал:

Не верь ничему так быстро. Если ты будешь стараться верить всему, то мышцы твоего разума устанут, а ты сама ослабеешь настолько, что уже не сможешь поверить даже в самые простые вещи. Всего лишь на прошлой неделе один мой приятель решил поверить в Мальчика с пальчик. После долгих усилий это ему удалось, но какой ценой! У него не осталось даже сил поверить в то, что на улице идет дождь, хотя это была абсолютная правда, и он выбежал из дому без шляпы и зонтика!

Кэррол ошибался. В действительности происходит совершенно обратное - человек, во что-то верящий, более склонен поверить еще во что-то, чем скептик. Поэтому пропаганда часто преследует цель заставить человека просто верить. В рекламу, в новости, в светлое будущее, в народных целителей, в бога. Тогда поверить в то, во что требуется пропагандисту, человеку будет намного легче.

Страшилки

Манипуляция массовым сознанием была бы невозможна при использовании только позитивной информации. В качестве негатива используются два основных вида страшилок. Первый - преувеличенная или сфабрикованная информация о реальных явлениях или событиях. Второй - совершенно нереальные сообщения, вымышленные от начала до конца. Первые, как правило, построены по схеме одной из логических ошибок: ложное обобщение, вероятность как возможность, игнорирование очевидного исключения.

Индоктринация

Передача фундаментальных положений системы верований. Индоктринация учит доктрине, то есть описывает объект исходя из задаваемой им же понятийной структуры (субъективный взгляд), обучение же предлагает рассматривать что-либо бесстрастно и, в буквальном смысле, объективно.  Цитата, принадлежащая Ноаму Хомски

«Для тех, кто упрямо ищет личной свободы, не может быть более неотложной задачи, чем понять механизмы и практики индоктринации. Её легко увидеть в сектах, и гораздо сложнее в основанной на промывании мозгов, но якобы „свободной“ системе, которой мы все принадлежим, и которой мы так часто служим, осознанно или неосознанно».

Цель таких фраз и слов — вызвать эмоциональный отклик вместо оценочного восприятия. Пример такой технологии — слоган «голосуй сердцем», призывающий вместо обдуманного выбора следовать эмоциональным порывам, формируемым бесконечным потоком пропаганды.

 

Комментарии закрыты