>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Дружба и любовь с точки зрения психологии

Содержание:

  1. Понятие дружбы с точки зрения психологии

  2. Понятие и разновидности любви с точки зрения психологии

  3. Ролевые функции в любовных отношениях

Понятие дружбы с точки зрения психологии

Определение 1

Традиционно (начиная со времен Аристотеля), дружба характеризуется высоко индивидуализированными и свободными от налета эротики отношениями между людьми. Эти отношения устойчивы к внешним воздействиям, положительны, длительны и основаны на духовной близости (наличие общих интересов, добровольная совместная деятельность в области, интересующей дружащих). Основными условиями таких отношений является абсолютное доверие, преданность, открытость, готовность к оказанию помощи и бескорыстность.

Люди, состоящие в дружеских отношениях, получают удовольствие от того, что делают приятное другу. Поэтому у людей, поддерживающих дружбу, формируется и развивается особая мотивация — внутренняя потребность в дружбе. Именно этот смысл заложен в выражение «дружить нужно уметь». Наиболее активно мотивация дружбы развивается в детстве и юношеском возрасте — так как в этот период происходит становление характера личности, формируется его внутренний мир, самосознание, нормы морали и законы. Если человек способен дружить по-настоящему, его мировоззрение обязано включать конкретную иерархию ценностей, где на первом месте закреплено желание делать приятное другу и бескорыстно жертвовать ему блага (материальные и нематериальные).

Из этого становится понятной специфическая характеристика дружбы — высокая индивидуальная настроенность. Считается, что такое свойство исходит из того, что личность может иметь потребность жертвовать своими интересами в исключительных случаях и только ради определенного очень малого круга лиц. В то же время в массе обычных людей попадаются редкие личности, которые имеют истинно жертвенный характер. Их часто причисляют к героям и даже обожествляют, вокруг них создаются мифы и легенды, а также на основе этого пишутся книги и поэзия.

Из этого вытекает то, что схожесть уровня духовного развития и систем духовных ценностей у людей — это важное условие дружеских отношений. Очень сложно представить то, что искренние дружеские отношения могут развиться между людьми, имеющими разные представления о нормах морали, допустимости таких явлений как измена или предательство, нарушении заповедей и многого другого. При этом чувство дружбы в существенно меньшей степени зависит от различий в интеллектуальном развитии личностей. В качестве примера этому можно привести дружеские отношения взрослого и ребенка.

То, что для существования дружбы необходимы развитые духовные и интеллектуальные компоненты, дает возможность под иным углом рассмотреть такой классический вопрос, как возможность дружбы между мужчиной и женщиной. Несомненно, уровень внутренней культуры человека и уровень его интеллектуального развития, а также имеющиеся у него нормы морали, этики и нравственности предусматривают возможность дружеских отношений между людьми разного пола. Однако вопрос часто сводится к тому, способен ли, например, мужчина видеть в женщине не только человека противоположного пола, но и личность с набором перечисленных ранее категорий. То есть, хватит ли у указанного мужчины интеллектуальных, духовных, моральных и прочих приведенных качеств, чтобы раздельно воспринимать духовные и половые качества женщины.

Понятие и разновидности любви с точки зрения психологии

Дружбу от любви отличает большая рассудочность и более строгие формы взаимного поведения. Любовное чувство может проявляться в нескольких формах:

  • любовь между мужчиной и женщиной;
  • братская любовь;
  • любовь родителей и детей;
  • любовь к самому себе;
  • фанатичная любовь (например, к кумиру);
  • и многие другие формы.

Чувство любви (любая ее форма) основывается, как и дружеское чувство, на целом комплексе моральных, интеллектуальных, духовных и нравственных качеств, которые составляют основу личности и позволяют ей выделить объект любви среди множества людей.

Также психология любви и дружбы сходится в том, что основополагающей чертой и того, и другого является их мотивационная сущность. Настоящая любовь в процессе развития занимает место одной из основных внутренних (первичных) потребностей личности. Это выражается в потребности совершать бескорыстные, а часто и попросту безрассудные поступки ради объекта любви, даже несмотря на то, что они могут быть вредны совершающему их. Как и в дружеских отношениях, разные люди по-разному испытывают любовь в качестве первичной потребности совершать добро бескорыстно для объекта любви, а также приносить ему в жертву собственные цели, интересы и стремления.

Именно этот смысл вкладывается в выражение «любить дано не каждому». То есть, не каждый человек имеет способность испытывать радость в процессе отдачи другому не только материальных ценностей, но и своей жизненной энергии и силы. Помимо мотивации жертвенности, способность любить требует наличия у человека богатого, развитого внутреннего мира, высокой внутренней культуры. Наличие этого позволяет человеку давать правильную оценку своим поступкам, мыслям и намерениям. При этом любовь (как и дружба) не требует обязательного осознания. Это чувство может являться непреодолимой внутренней потребностью дарить радость.

Цитата 1

«В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь».

Эрих Фромм, психолог, философ (59:111).

В этой формулировке четко просматривается значительная грань любовного чувства: любовь — это забота о другом человеке. В русском языке понятию «любить» часто причисляют синоним «жалеть». Отсюда можно сделать вывод, что скорее всего чувства любви, милосердия, сочувствия и сострадания имеют родственные корни (по происхождению).

Определение 2

Фромм является создателем такого направления, как гуманистический психоанализ. В нем любовь в широком смысле трактуют как главный способ преодоления дисгармонии между личностью и обществом.

Цитата 2

«Дарение побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь»

Эрик Фромм.

Конечно, развитие потребности отдавать — это не простое дело, оно требует от личности наличие высокой духовной организации, высокой внутренней культуры, а также тонко организованную систему моральных норм и ценностей. Такая система имеет собственную структуру приоритетов и запретов, свои нормы дозволенного/недозволенного, условия прошения и предписания по искуплению нарушений этих норм (например, измена). При этом оба партнера, находящихся в любовных отношениях, должны интуитивно или осознанно иметь представления (сопоставимые) о том, что является изменой/предательством и какова тяжесть у этих нарушений в конкретных ситуациях. На фоне этого нет ничего удивительного в этой формулировке: «в любви один любит, а другой только позволяет любить себя».

Представление о любовном чувстве как о сложной иерархической системе (которая перестраивается в зависимости от обстоятельств) отношений, приоритетов/запретов, критериев в эмоционально-когнитивной сфере позволяет рассмотреть различные виды любви.

Пример 1

Например, становится ясно, что секс (половая/эротическая) любовь — это всего лишь небольшая часть данной системы. Да, это важная и значимая для человека часть, по сути это один из базисных инстинктов (базисных потребностей), который непосредственно связан с таким врожденным базисным инстинктом, как продолжение рода.

Но для отношений между людьми абсолютную важность имеет совокупность этих базисных потребностей первичного уровня со всей системой культурных, нравственных и моральных отношений с обязательным наличием взаимного уважения, интересов, привычек, черт характера, духовных ценностей, особенностей личности, а также странностей и заблуждений, которые также часто являются неотъемлемой частью внутреннего мира человека. Необходимым условием взаимной любви является не только прощение ошибок, но также отсутствие акцента внимания на какие-либо особо неприятные черты характера объекта любви и помощь в сложных ситуациях.

Частыми чертами характера, которые могут изрядно мешать в общении, являются забывчивость, болтливость, неэкономность, неаккуратность и многое другое.

Влюбленность относят к особой форме любви.

Замечание 1

Рассматривая это понятие нужно сразу отметить разницу между чувством любви, которое длительно, устойчиво и чувством влюбленности, возникающим мгновенно — во втором случае человек зачастую руководствуется только первичными впечатлениями, которые часто бывают обманчивы.

Отличительной чертой влюбленности (и зачастую ее причиной) является проецирование человеком на объект влюбленности своих идеалов, сформированных в его воображении (то есть производится проекция на реальный мир собственных норм и предпочтений) и наделении его набором идеальных характеристик. В результате этого влюбленность может перерасти в любовь или же испариться — ведь рано или поздно начинается более глубокое знакомство с объектом любви и более полное узнавание черт его характера.

Однако, существует еще третий вариант трансформации влюбленности — слепая фанатичная любовь к кумиру. В этом состоянии человек не способен дать оценку реальных качеств объекта своих чувств и не в состоянии трезво оценить его характер и отношение к людям. Такой вариант имеет большое распространение и причина его появления зачастую кроется в дисбалансе между базовой триадой чувств, которые лежат в основе любого другого чувства. Эта триада представляет собой:

  • силу эмоций;
  • выраженность потребности в духовных (идеальных) качествах объекта любви (например, доброта, нравственность, талант и тому подобное);
  • наличие критической (объективной) оценки настоящих качеств этого объекта.

В случае фанатичной любви ослабевает третий фактор, что и дает искаженное восприятие обожаемого объекта.

Определение 3

Разбалансировка основной триады чувств приводит и к такому явлению, как неразделенная любовь — когда один из партнеров не видит в другом объект любви.

Такое состояние очень часто толкает человека на путь иллюзий — они не в состоянии распознать вначале такие важные черты объекта своего желания, как, например, отношение к добру/злу, порядочность, терпимость к недостаткам и способность к любви. В такой ситуации с одной стороны внешние данные объекта очень часто оттесняют его душевные качества, с другой же они остаются незамеченными, так как заменены влюбленным на аналогичные идеальные черты. Также при неразделенной любви существует и объективное расхождение внутренних характеристик реального объекта и представлений о нужных физических и духовных качествах партнера. Именно это рассогласование между идеалом и реальностью приводит к отсутствию взаимности, которое представляет собой комплексное явление.

Особый интерес вызывает тот факт, что представления людей об идеале любви ( то есть о наиболее желаемом объекте) подвержены серьезным изменениям. Что в какой-то мере опровергает устойчивое мнение о том, что на протяжении многих веков и даже тысячелетий идеал красоты не изменялся. Особенно часто в этом ракурсе упоминается типаж богини Венеры — якобы это неизменный объект желания у множества мужчин, живших в различные эпохи. В то же время исторический анализ представлений об идеалах все-таки отмечает изменения.

Пример 2

В средние века мужским эталоном красоты и характера являлся рыцарь — человек, имеющий определенное происхождение, навыки в искусстве боя и обладающий определенным набором моральных, интеллектуальных и этических качеств.

Сегодняшний мужской идеал, даже если его тоже именовать рыцарем, имеет очевидные отличия практически по всем указанным пунктам. К концу XX века в мужчине стали больше ценить интеллектуальные качества, коммуникабельность, общительность, деловитость и способность найти свое место в обществе, а не физическую силу и решение всех вопросов с ее применением. Также и идеал женщины в современном обществе является результатом многочисленных и длительных исторических изменений. Возможно, что наиболее ярким показателем этого является активное развитие феминизма, собственно, борьба женщин за равноправие. Сейчас женщина вместе с традиционными представлениями о красоте, привлекательности , заботе о детях, доброты, терпимости стремится к приобретению свободы в своем поведении и принятии решений, получению широкого доступа к знаниям и возможности развивать свой интеллектуальный потенциал. Она желает стать специалистом и быть энергичной, самостоятельной и деловитой.

Стоит рассмотреть еще такой важный тип любви, как любовь к самому себе. С развитием общества личные интересы и их важность признавались все больше и больше и на этом фоне все больше закреплялось представление о том, что любовь к самому себе — это нормальное явление. И это несмотря на то, что заповедь Библии «Возлюби ближнего как самого себя» очень тонко объясняет баланс между этими противоположными потребностями и учит, как избежать эгоизма и самообожествления. Эта формула содержит критерии правильного поведения в общественной сфере. Само общество приветствует как героическое поведение личности, совершивший жертвенный поступок. Подобное превышение норм общественных взаимоотношений считается новой специфической нормой отношений по-настоящему любящих друг друга партнеров.

Ролевые функции в любовных отношениях

Если рассматривать виды любви, то обязательно стоит отметить ролевые функции, которые проявляются во взаимоотношениях любящих людей

Пример 3

Типичной мужской ролевой функцией считается «мужчина-сын». При этой модели мужчина ищет в объекте любви черты матери, так как комфортно ощущать себя такой партнер может только если является объектом заботы/опеки. Такой мужчина в отношениях постоянно играет роль ребенка, причем беспомощность может разыгрываться бессознательно. Ему необходимо быть центром семьи — избалованным, эгоистичным, но при этом во многих случаях обаятельным. Такой мужчина старается найти женщину, которая внутренне стремится выступать в роли матери в своих любовных отношениях. Если же ему встречаются женщины иного типа, то он совершенно искренне ощущает обиду и разочарование.

Симметричная этой роль «женщина-ребенок» ориентируется на отцовскую любовь. Она обычно свойственна женщинам, испытывающим в детстве глубокую привязанность к отцу. Поэтому и в любви они ищут в партнере черты отца и могут быть счастливы в отношениях только если о них заботятся как о маленьком ребенке.

Пример 4

Стоит рассмотреть еще одну типичную ролевую функцию — «женщина-лидер». Женщины такого типа не могут взаимодействовать с партнерами иначе, чем требовать от них полного подчинения своим требованиям. Это происходит непроизвольно и служит обязательным условием совместной жизни. Трагичность такого положения мужчины в семье нашла свое отражение на языковом уровне: в русском языке подобных мужчин именуют подкаблучниками, американцы же дали им емкое определение — «hen-pecked», что в буквальном смысле означает «курицей клеванный».

Проблема коррекции ролевых функций, как и любых других проблем в сфере психотерапии, решается трудно, в частности потому что ролевые функции являются реализацией глубинных черт характера человека, которые отчасти заложены на генетическом уровне, а отчасти сформировались еще в раннем детстве. В целом, проблема коррекции или проблема переучивания сложна из-за того, что напрямую связана с возрастными стадиями развития психики. С возрастом, в ходе созревания и развития нейрофизиологической структуры происходит так называемое «запаивание» многих психологических функций, в особенности запоминания, переучивания, переосмысления имеющейся информации и формирования новых.

 

Комментарии закрыты