>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Гнев — это временное безумие

Как стоики научились им управлять

Автор: Массимо Пильюччи

Люди злятся по разным причинам: от тривиальных (кто-то подрезал меня на дороге) до действительно серьезных (люди продолжают умирать в Сирии, и никто ничего с этим не может поделать). Но, в основном, гнев возникает по тривиальным причинам. Вот почему Американская Психологическая Ассоциация имеет раздел своего веб-сайта, посвященный управлению гневом. Интересно, что он очень похож на один из старейших трактатов на эту тему «О гневе», написанный философом-стоиком Луцием Аннеем Сенекой еще в первом веке нашей эры.

Сенека считал, что гнев — это временное безумие, и что даже когда оно оправдано, мы никогда не должны действовать на его основе, потому что, хотя «другие пороки возбуждают душу, гнев заставляет терять голову. Даже когда человек не в силах устоять против чувства, само чувство может приостановиться, но только не гнев: разбушевавшись, он не может остановиться, подобно молнии или урагану и прочим неудержимым поры­вам».

Идеальная современная среда для управления гневом — это Интернет.

Если у вас есть аккаунт в Twitter или Facebook, или вы пишете, читаете или комментируете блог, вы понимаете, о чем я говорб. Черт возьми, гнев в Твиттере вышел на новый уровень (или опустился, в зависимости от вашей точки зрения) с приходом туда нынешнего президента Соединенных Штатов Дональда Трампа.

Я тоже довольно много пишу на онлайн-форумах. Это часть моей работы в качестве педагога, а также, я думаю, мой долг как члена человеческого полиса. Разговоры, которые я веду с людьми со всего мира, обычно бывают сердечными и взаимно поучительными, но иногда они становятся неприятными. Видный автор, который недавно не согласился со мной по техническому вопросу, быстро обозначил меня как принадлежащего к «отделу ерунды».

Ой! Как можно не обижаться на подобные вещи, особенно если это суждение исходит не от анонимного тролля, а от известного парня с более чем 200 000 подписчиков? Самое время использовать на практике совет другого философа-стоика, Эпиктета, который наставлял своих учеников таким образом: «помните, что мы, наше мнение и восприятие создаёт себе трудности. Что значит, например, оскорбиться? Встаньте у камня и начните его оскорблять, и чего вы добьётесь? Если кто-то реагирует на оскорбления подобно скале, что обидчик приобретёт с его оскорблением?»

И действительно. Конечно, чтобы развить отношение к оскорблениям подобно скале, нужно время и практика, но я совершенствуюсь. Так как же я отреагировал в ответ на вышеупомянутую напыщенную речь? Как скала. Просто проигнорировал это, сосредоточив свою энергию вместо этого на ответах на конкретные вопросы других, стараясь вовлечь их в конструктивную беседу. В результате, как мне сказали, известный автор разгневался, а я сохранил спокойствие.

Теперь некоторые люди говорят, что гнев — это правильный ответ на определенные обстоятельства, например, на несправедливость, и что — в меру — он может быть движущей силой для действий.

Но Сенека ответил бы, что говорить об умеренном гневе — это как говорить о летающих свиньях: во Вселенной просто нет ничего подобного. Что касается мотивации, то подход стоиков заключается в том, что мы движемся к действию благодаря положительным эмоциям, таким как чувство негодования по поводу того, что мы стали свидетелями несправедливости, или стремление сделать мир лучше для всех. Гнев просто не нужен, и на самом деле он обычно мешает.

Философ Марта Нуссбаум привела знаменитый современный пример подобного подхода в своем эссе о Нельсоне Манделе. Когда Мандела был заключён в тюрьму на 27 лет правительством апартеида в Южной Африке, он был очень, очень зол. И на это имелись уважительные причины: дело было не только в несправедливости в отношении него лично, но и против его народа в целом.

Тем не менее, в какой-то момент Мандела осознал, что взращивание гнева в отношении политических противников ни к чему не приведет. Ему нужно было преодолеть эту разрушительную эмоцию, обратиться к другой стороне, построить доверие, если не дружбу. Он подружился со своей собственной охраной, и в конце концов его игра увенчалась успехом: он смог наблюдать за одним из тех мирных переходов к лучшему обществу, которые, к сожалению, очень редки в истории.

Интересно, что один из поворотных моментов в его преобразовании наступил, когда один из заключенных контрабандно пронёс в тюрьму копию книги еще одного философа-стоика: «Размышления» Марка Аврелия. Марк считал, что если люди делают что-то не так, то вместо этого вам нужно «научить их и показать правильный путь, а не злиться». Именно это Мандела и научился делать весьма эффективно.

Итак, вот мое современное стоическое руководство по управлению гневом, вдохновленное советами Сенеки:

  • Занимайтесь упреждающей медитацией: подумайте о том, какие ситуации вызывают ваш гнев, и заранее решите, как будете с ними справляться.
  • Обуздайте гнев, как только вы почувствуете его симптомы. Не ждите, иначе он выйдет из-под контроля.
  • По возможности общайтесь со спокойными людьми; избегайте раздражительных или злых. Настроения заразительны.
  • Играйте на музыкальном инструменте или целенаправленно занимайтесь тем, что расслабляет ваш разум. Расслабленный ум не злится.
  • Ищите обстановку с приятными, не раздражающими цветами. Внешнее окружение серьёзно влияет на наше настроение.
  • Не вступайте в дискуссии, когда вы устали, вы будете более склонны к раздражению, которое может перерасти в гнев.
  • Не начинайте дискуссию, если вы испытываете жажду или голод, по той же причине.
  • Самоирония — наше основное оружие против непредсказуемости Вселенной и предсказуемой злобности некоторых из наших собратьев.
  • Практикуйте когнитивное дистанцирование — то, что Сенека называет «задержкой» вашего ответа – отправьтесь, например, на прогулку или в туалет, это позволит вам передохнуть в напряженной ситуации.
  • Контролируйте свое тело: сознательно замедлите свои шаги, понизьте тон своего голоса, скопируйте поведение спокойного человека.
  • Прежде всего, будьте снисходительны и терпимы по отношению к другим, это путь к хорошей жизни. Советы Сенеки по поводу гнева выдержали испытание временем, и нам всем полезно прислушаться к нему.

Комментарии закрыты