Установка на общение и ее гуманистическая направленность

Менеджер, работая с людьми, через них и благодаря им воплощая в жизнь идеи, планы, стратегии и др.., Должен хорошо знать роль и значение такого психологического феномена, как установка. Это неосознанный личностью состояние готовности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Есть такой пример о роли установки в формировании позиции человека. Разным группам показали тот же портрет, но при этом первой группе сказали, что это известная в обществе человек, талантливый и порядочный, имеет детей и внуков; второй — что это преступник, убивший женщину и ребенка. Согласно указанной установки группы сделали словесные портреты этого человека: первая — положительный, второй — отрицательный. Участники эксперимента по-разному охарактеризовали одного человека, исходя из полученной установки о ней.

В менеджменте большое значение имеет целевая установка, которая означает готовность человека к действию, направленной на достижение конкретной цели. Менеджер сам получает установку от других (владельца компании, высшего руководства) и, в свою очередь, дает и другим, установку, что-то сделать к конкретному сроку и получить такой-то результат. И каким будет этот результат — положительным или отрицательным — зависит от той установки, которую дает менеджер. То есть установка играет важную роль в профессиональной деятельности менеджера.

Некоторые американские компании, например, принимая менеджера на работу, прежде проверяют, сформирована у него установка на выполнение будущих профессиональных обязанностей. Это может происходить, например, так: кандидата на должность менеджера предупреждают о том, что вакансия закрыта, но можно испытать себя и поработать один день, потому что, возможно, что-то может измениться. Человек соглашается и выходит на следующий день на работу в парадном костюме для того, чтобы понравиться и произвести наилучшее впечатление. Но тут оказывается, что в его обязанности на этот день входит: покупка газет и бутербродов для шефа, подметание в туалете и пробивания полки (и это в новом костюме!). За всеми действиями новобранца внимательно наблюдает шеф. Шефа интересует только одно: у этого человека установка на выполнение конкретных поручений или нет. Работодателю нужен человек, умеющий выполнять его поручения (даже если они и неприятные). Рассказывают, что в одну из американских компаний искали менеджера, который бы занимался материальными и финансовыми ресурсами. Собеседование с кандидатами происходила в кабинете владельца компании. Он сидел за своим столом, посетитель — напротив. На столе лежали сигареты, дорогие сигары, пепельница, зажигалка, спички. Свет был выключен, на столе стоял канделябр с зажженными свечами. Это создавало спокойные, приятные условия для беседы. Каждому кандидату хозяин предлагал зажечь, разговаривал с ним, а затем отпускал. Только двенадцатый кандидата он оставил для более глубокой беседы и сразу взял на должность.Почему? Что сделал то такого, который привлек к себе внимание владельца компании? Он взял сигарету (а не сигару) и зажег ее от свечи. То есть на бессознательном уровне он обнаружил установку на бережливость.

Изменение установок на противоположные предыдущих — процесс длительный и противоречивый. Если во время общения необходимо повлиять на установку другого, в том числе и коммуникативную, то следует действовать в соответствии с рекомендациями психологов

• формируя необходимую установку, будь первым;

• закрепляя установку, что уже есть, стало «новым» (т.е. подавай ее в новой форме или контексте);

• реконструируя установку, не действий прямо, а начинай с получения от собеседника согласия на какие-то слова, информацию и т.д..

Разновидностью социальных установок, о которых говорилось выше, являются коммуникативные. Они очень важны для формирования культуры общения, поскольку помогают установить контакт между собеседниками, подготовить их к положительному восприятию информации, преодолеть безразлично негативное отношение к тем или иным идеям, людей, ситуаций, в конце концов, побуждать к конкретным действиям. Каждая установка в структуре общения имеет три основных компонента: поведенческий, познавательный, эмоциональный.

В процессе межличностного восприятия и познания возникает ряд психологических эффектов установок, главные из них таковы

• эффект стереотипизации — наложение на восприятие отдельного человека некоторых упрощенных стандартов, которые обобщенно сопоставляются с определенной категорией людей (например, говорят: все немцы пунктуальны, все англичане консервативны и т.п.);

• эффект ореола — наделение человека определенными качествами и восприятия ее только через эту призму. При этом положительные качества преувеличиваются, а негативные недооцениваются. Поэтому нецелесообразно, чтобы человек, находящийся под ореолом, вела деловые переговоры;

• эффект общего впечатления — впечатления с первого взгляда влияет на неадекватное восприятие в дальнейшем;

• эффект первичности — еще Э. Берн советовал обращать внимание на первые десять секунд общения, когда человек ведет себя наиболее искренне;

• эффект новизны — если мы слышим о том, что якобы уже знаем, то новые сообщения воспринимаем рассеянно;

• эффект бумеранга — сильное давление порождает сопротивление;

• эффект стремление к внутренней несперечливости образа «Я» другого человека — когда желаемое восприятие человека, что нравится, отталкивает все, что противоречит этому образу;

• эффект инерции — когда существует барьер, который является тенденцией к устойчивому сохранению сложившегося представления о человеке;

• эффект самопроекции — когда мы наделяем другого человека своими качествами.

Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей называется каузальной атрибуцией. При этом каждый человек по-разному объясняет причины поведения своего и другого. Например, человек, договорившись о встрече, опоздала. Тот, кто опоздал, объясняет причину плохой работой транспорта, а тот, кому пришлось ждать, считает, что опоздание — это результат легкомыслия.

Для того чтобы общение происходило на высоком уровне культуры, необходимо не просто формировать у человека коммуникативные установки на общение с другими, а именно гуманистические коммуникативные установки. Каждый человек является «мерой всех вещей», высшей ценностью и главным богатством в обществе. Она должна жить и действовать как здоровый (в физическом, эмоциональном и ментальном отношении) и уверена в себе существо, не должна думать о защитную позицию, быть способной к творческому развитию и отвечать за себя и свои действия. Тогда отношения между людьми строятся на принципах уважения и доверия, а общение имеет гуманистическую направленность. Именно такой подход к общению и отношений между людьми способствовал становлению гуманистической этики и гуманистической психологии. их представители рассматривают личность как уникальную целостную систему, для которой характерно стремление к самоактуализации и самореа-лизации. Как утверждает Э. Фромм, высшие ценности человека — это любовь к себе утверждение человеческой значимости. Чтобы быть уверенной в своих ценностях, личность должна знать и понимать себя, свою способность к добру и самоотдаче и действовать согласно этому.

По образному выражению К. Честертона, если в античные времена весь город могло думать как один человек, то современный Homo sapiens сам скорее напоминает город, охваченный гражданской войной. Это свидетельствует о растущей значимости внутреннего мира человека. Этот внутренний мир человека, его психологические особенности прямо и косвенно влияют на характер общения и взаимодействия с другими людьми.

Скачать шаблоны wordpress.