>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Подготовка к выступлению

Ключевые вопросы выступления

Сегодня я предлагаю начать разговор о том, как готовиться к своему выступлению по-настоящему, то есть – серьезно и качественно. Как, в принципе, и надо всегда готовиться, если вы хотите достичь успеха.

Выступление может начинаться с чего угодно, но хорошее выступление всегда начинается с подготовки.

Прочное здание строится на качественном фундаменте. У хорошего выступления тоже есть надежная опора. Встречайте:

 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Ответы на них будут определять и содержание вашей речи, и манеру выступления.

Любое общение – хоть дружеская болтовня, хоть тронная речь – затевается с какой-то целью. И если один из участников беседы своей цели не осознает – то он выполняет цели другого. Не хотите быть орудием в чужих руках – ставьте свои цели на беседу, переговоры или выступление.

Об умении ставить цели правильно лучше поговорить обстоятельно и отдельно – на эту тему пишутся толстые тома и проводятся большие тренинги.

Пока давайте просто запомним первый вопрос, с которого начинается подготовка:

Первый фундаментальный вопрос – «Какова моя цель?». 

Что должны сделать эти люди после моего выступления? Сдать деньги или купить товар, пойти на субботник или проголосовать на выборах – сначала нужно определить это максимально точно для себя. Выступление без четкой цели обречено на провал.

Второй фундаментальный вопрос – «Кто мои слушатели?». 

Разумеется, здесь важны, в первую очередь, те характеристики аудитории, которые будут влиять на достижение нашей цели.

Например, группу будущих матерей несколько проще убедить отказаться от курения, чем ораву длинноволосых рокеров…

В зависимости от обстоятельств это могут быть возраст, пол, социальный статус, уровень образования. Полезно знать, почему они придут, чего будут хотеть от встречи, что им известно об ораторе, рабочий у них сегодня день или выходной – все может иметь значение.

Умение выбрать самую нужную информацию приходит с опытом, а для начала можно положиться на здравый смысл, советы специалистов и интуицию.

Третий фундаментальный вопрос – «Каковы условия выступления?». 

И он не менее важен, чем два первых. Нам нужно отчетливо понять, насколько особенности времени и места выступления будут помогать или мешать нашим целям. Где мы будем выступать – зал, сцена с трибуной, офис, улица, кафе со столиками, телестудия?

Есть ли белая доска, флипчарт, проектор, микрофон, можно ли использовать компьютер? Тепло в помещении или холодно, подходит оно по размерам ожидаемому количеству людей? Как в зале расставлены стулья, можно ли их переставлять?

Неучтенная мелочь может привести к крупным неприятностям, а то и полному провалу, если при подготовке игнорировать фундаментальный вопрос №3.

Очевидно, что фундаментальные вопросы прочно взаимосвязаны. Особенности зала вполне способны повлиять на настроение слушателей, настроение слушателей может привести к необходимости изменения целей, – и так далее.

Даже блистательный оратор с огромным опытом не всегда сумеет компенсировать по ходу выступления все неожиданные влияния так, чтобы все же добиться поставленных целей.

Впрочем, блистательные ораторы предпочитают готовиться к выступлениям и понимают, как опасно пренебрегать фундаментальными вопросами – надеюсь, теперь и вы последуете их вдохновляющему примеру.

Что делать, если не вся информация доступна, где брать ответы? Уверен, вы сможете найти возможность узнать то, что нужно. Побывайте заранее в том месте, где будете выступать, проведите репетицию, проверьте, как работает аппаратура, пишут ли маркеры и передвигаются ли стулья.

Посидите на разных местах в зрительном зале, представьте, как будете выглядеть со стороны. Даже если есть организаторы, которые выслушали ваши требования к залу – лучше перед выступлением проверить самому, хорошо ли вы друг друга поняли.

Кстати, если проверить затруднительно – лучше подстраховаться и взять, что возможно, с собой. Маркеры, флешка, ноутбук, удлинитель и прочие мелочи – запас карман не тянет )). 

У тех же организаторов можно уточнить, что за люди придут, как их приглашали (или загоняли) на выступление, какой текст был на объявлениях, на какую длительность мероприятия люди рассчитывают.

Возможно, кто-то из ваших коллег уже выступал перед этой аудиторией – попросите их поделиться впечатлениями. Конечно, совсем хорошо, если удастся побыть среди будущих слушателей, послушать их разговоры, понять настроение – если будет такая возможность, обязательно ее используйте.

Итак, мы говорили сегодня о том, с чего начинать подготовку к выступлению – о трех фундаментальных вопросах. Ответы на них дадут нам ценную информацию о цели, зрителях и условиях предстоящего события.

Знание этой информации еще не гарантирует нам полного успеха, но незнание – точно приведет к провалу.

Осталось присмотреть ближайшую возможность для выступления – и приступить к отработке нового приема. Успешной вам практики!

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"

Комментарии закрыты