Роль менеджера в формировании этики поведения и общения

Есть некоторые рекомендации о том, как менеджеру формировать нравственную культуру в организации [402]

1) найти лидера и ориентироваться на его лучшие качества;

2) в своих действиях исходить из ценностей, уже сложившихся в организации;

3) заручиться поддержкой генерального директора, собственника или совета директоров;

4) создать кодекс поведения, взаимоотношений и общения между сотрудниками, между сотрудниками и клиентами и партнерами по бизнесу;

б) активно способствовать распространению информации о нормах и принципы, провозглашенные в кодексе, среди работников; заявлять о том, что организация руководствуется в своих действиях принятым кодексом и имеет программу осуществления изложенных в нем принципов на практике;

6) сделать так, чтобы кодекс работал; строить систему оценки персонала на всех уровнях на основе принципов, изложенных в кодексе;

7) личным примером показывать уважение принятого кодекса.

По своим профессиональным долгом менеджер должен стремиться к формированию этических норм поведения, взаимодействия и общения в организации. А для этого сам должен исповедовать эти нормы, иметь высокие нравственные качества и придерживаться того, что называем нравственной культурой.

Выдающиеся менеджеры отмечают, что эффективность бизнеса зависит во многом от моральных качеств менеджера, которые проявляются в его деловом поведении, взаимодействия и общения, в частности это: верность слову, заключенному договору; чувство меры в стремлении к получению прибыли, ответственность за порученное дело; корпоративная солидарность; установка на повышение квалификации, самосовершенствования, признание и уважение человеческого достоинства.

Как правило, корпорации отводят менеджерам значительную роль в формировании своей системы ценностей, принципов и норм деловой культуры и делового поведения, а также определяют и нравственные качества, которые менеджерам самим желательно иметь. Так, японская фирма «Мацусита электрик» (Matsushita Electric) в своем этическом кодексе определила, что менеджеры должны придерживаться таких ценностей, как объективность, справедливость, способность к объединению других; скромность; упорядоченность жизнедеятельности; гармония умение выражать положительную оценку деятельности другого человека. В Кодексе деловой этики компании «Проктер энд Гэмбл» этические принципы менеджеров сформулированы в таком виде: «Перед тем, как принять какое-то решение, поставьте перед собой следующие вопросы: будет мое действие лучшей в конкретной ситуации; выдержит мое действие публичное обсуждение; или будет мое действие способствовать укреплению репутации фирмы как компании с высокими этическими принципами. И если на все эти вопросы не можете ответить без сомнений «да», лучше не делайте этого «. Если менеджер руководствоваться такими требованиями, тогда и выполнения им профессиональных обязанностей будет успешным. Американская ассоциация высших руководителей 250 корпораций (среди которых «Боинг» (Boeing), «Ксерокс» (Xerox), «Джонсон энд Джонсон» (Jonson and Jonson), «Хьюлетт-Паккард» (Hewlett-Packard) и др.). опубликовала отчет об этической политику и практику своих членов. В отчете сделан вывод о том, что менеджеры, особенно высшего звена, должны открыто и уверенно поддерживать нормы этического поведения, выступать инициаторами обновления нравственных ценностей в компании.

Для того чтобы соответствовать подобным требованиям, менеджер должен воспитывать в себе

• в сфере профессиональной этики: уважение к закону, порядочность, честность, стремление к сотрудничеству, компетентность;

• в сфере деловой этики: верность слову, ответственность и настойчивость в выполнении обязательств по подписанным соглашениям, соблюдение правил рыночных отношений;

• в сфере личной этики: тактичность, справедливость, уважение к партнерам, контрагентов и конкурентов;

• во взаимоотношениях с другими: соблюдать Золотого правила нравственности.

В процессе совместной деятельности, деловом общении участвуют все люди. Каждый человек является личностью с присущими ей положительными и отрицательными чертами, жизненной позицией и нравственными ценностями. Соблюдение каждым общечеловеческих моральных норм и правил имеет исключительно большое значение для эффективного общения и достижения взаимопонимания между людьми. Выдающийся немецкий ученый-философ Л. Фейербах писал, что человеческая сущность наличествует только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающаяся только на реальность различия между «Я» и «Ты».

Скачать шаблоны wordpress.