>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

§2. Педагогические методы и технологии

Социально-педагогические методы социальной работы применяются при проведении собраний, митингов, бесед, диспутов и т.д.

Беседа может быть индивидуальной или групповой, заранее спланированной или спонтанной. Основное ее назначение -расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий определенных событий, поступков, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, своим обязанностям.

Беседы стимулируют интерес клиентов к обсуждению актуальных проблем, жизни социума, вследствие чего обладают большим воспитательным потенциалом. Обратная связь между тем, кто проводит беседу, и ее участниками, активизируя их личностный потенциал и жизненный опыт, имеет серьезную диагностическую значимость, так как выбор тем, интерес участников беседы (или отсутствие у них интереса) к предмету беседы, мнения, высказываемые ими, могут дать определенное представление об ожиданиях и предпочтениях аудитории на локальном уровне, о том, что находится в центре внимания индивидов конкретного возраста, пола, профессии, места проживания, социальной и профессиональной принадлежности и т.д.

Сегодня большое внимание уделяется вопросам экономики, предпринимательства, права, межнациональных отношений, нравственности; резко возрос интерес к религии.

Конечно, познавательно-информативная деятельность, развитие общих знаний и культуры не являются основной обязанностью социального работника и социального педагога. Поэтому при разработке темы важно обозначить спектр социально значимых проблем, которые будут рассмотрены, и с учетом этого сформулировать вопросы.

Важно, чтобы беседы оперативно отражали события, происходящие в социуме, данном населенном пункте.

Так, в период предвыборных кампаний усиливается интерес клиентов социальных служб к деятельности политических партий, кандидатам в выборные органы, их программам. Разумеется, социальные работники не должны вести агитацию за или против кандидатов, но информировать участников беседы об основных принципах демократического устройства власти и правах человека вполне уместно.

Если при подготовке беседы социальный работник учитывает интересы клиентов, оперативно реагирует на возникшие вопросы, даже в известной степени упреждает их — действенность бесед возрастает.

В перестроечные годы, годы радикальных реформ хорошо зарекомендовал себя митинг как быстрая реакция на события, создающий у его участников определенное отношение к этим событиям и мотивацию к деятельности. Поскольку митинг — это разовое мероприятие, его информативная роль ограничена: участники, как правило, уже заранее знают его конкретную цель.

Главное преимущество митинга — его социально-психологический компонент, позволяющий мобилизовать его участников на какое-либо неординарное действие — протест против чего-то или поддержка каких-то действий или явлений.

Митинги возникают с целью обсуждения не только политических вопросов, но и проблем местной экологии, социальных и социально-экономических трудностей данной местности (данного предприятия).

Митинг оказывает сильное эмоциональное воздействие на его участников, подчеркивая и демонстрируя их сплоченность на основе общей цели. Индуцировать определенный уровень эмоций на любом митинге — стихийном или заранее спланированном — могут только лица, наделенные харизмой. При отсутствии этого врожденного качества выступления на митинге, какими бы искренними и выстраданными они ни были, не произведут впечатления.

Если митинг содержит в себе элемент стихийности, то собрание индивидов, объединенных по какому-то признаку, имея также богатый эмоциональный потенциал, в то же время характеризуется подготовленностью, организованностью и некоторыми деятельностными последствиями, которые могут быть результатом его решений.

Собрание, как известно, при правильной организации обладает большим воспитательным потенциалом прежде всего как орган коллективного управления или самоуправления, выражает волю большинства участников, мобилизует их на активную реализацию принятых решений и т.д.

Решения собрания могут обладать обязательной силой (в случае, если оно имеет соответствующую компетенцию согласно уставу или положению, регулирующему деятельность той организации, органа или учреждения, члены которого участвуют в собрании) или только моральным авторитетом. В любом случае проект решения должен заблаговременно подготавливаться организаторами (инициаторами) собрания, хотя его окончательный вариант, естественно, может отличаться от первоначального.

Собрание может быть регулярным мероприятием какого-либо учреждения или объединения, на котором отчитываются о проделанной работе, выбирают представителей в те или иные исполнительные органы, утверждают планы и т.д.

Собрание — это школа общения, оценки ситуации, приобретения коммуникативных, отчасти полемических, управленческих навыков. К сожалению, сама регулярность и организованность собраний чревата опасностью рутинности, заорганизованности.

К тому же массовый характер этого мероприятия не всегда дает возможность охватить и вовлечь в активную деятельность каждого из присутствующих.

Высока воспитательная роль такой специфической формы собрания, как диспут, на котором формируются и закрепляются полемические умения, умение привлечь и удержать сторонников, уверенность в себе. Кроме того, диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе случается нередко, и способствовать более глубокому пониманию сути социальных проблем.

Диспут — это организованная полемика по заранее определенной теме в отличие от дискуссии, которая представляет собой столкновение различных точек зрения по, возможно, спонтанно возникшей теме.

Социальному работнику, педагогу, врачу приходится регулярно вступать в дискуссии с клиентами (а иногда и с представителями других социальных учреждений, начальством, деятелями органов социального управления). При всей эмоциональной насыщенности такой коммуникации основным в дискуссии должны быть логическая обоснованность и личностная убежденность участников, что позволит им влиять на своих оппонентов.

Методы саморазвития и самореализации. 

Человек стремится познать свои возможности, испытать свои силы, развить способности, а сделать это можно лишь в условиях подлинной самодеятельности. Развитие социальной субъектности неотрывно от экономической самостоятельности, наличия демократических механизмов во всех сферах жизни, максимальной реализации личностного потенциала.

Это достигается с помощью совокупности социальных методов и технологий.

Педагогические методики прежде всего выявляют потенциал, объективно присущий личности.

Обучение совместной деятельности, согласованию притязаний и интересов, лидерским и исполнительским умениям также способствует совершенствованию социального функционирования людей.

Эффективная форма социально-педагогических технологий -создание самоуправляющихся общественных объединений (клубов, ассоциаций, групп самопомощи и взаимопомощи). Механизм их деятельности определяется положениями Федерального закона Российской Федерации "Об общественных объединениях". Обычно такая организация создается решением собрания инициаторов, которые намечают цели ее деятельности, привлекают сторонников, разрабатывают, обсуждают и утверждают на собрании проект устава клуба.

Специалисты в области социальной работы должны знать, что это один из наиболее плодотворных путей улучшения социального обслуживания населения и развития социальных навыков и качеств. Поэтому они сами в ряде случаев должны организовывать такие группы или способствовать их возникновению и деятельности.

Технологии социальной адаптации не исчерпываются только педагогическими методами, но эти методы играют немаловажную роль.

На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно бывает вынужден приспосабливаться к какой-либо социальной среде, новому для себя окружению, месту жительства, сфере деятельности, трудовому коллективу. Особенно характерно это для детского, подросткового и юношеского возраста; кроме того, иногда требуется возвращение утраченной способности к социальному функционированию — например, когда индивид в силу каких-то причин (длительной болезни, тюремного заключения и т.п.) оказался вне нормального общественного окружения; наконец, в периоды масштабных социальных преобразований целые социальные слои и группы нуждаются в адаптации к радикально изменившимся условиям.

Педагогические технологии адаптации предусматривают обучение прежде всего новым профессиям, способам обеспечить свое существование и жизнь собственной семьи при помощи адекватных изменившимся условиям способов.

Педагогические процедуры применяются при научении тем способам деятельности, которые характерны для демократического общества с рыночной экономикой. Это бизнес-инкубаторы, школы лидеров и школы избирателей и т.д.

Другая педагогическая задача — воспитание уверенности в себе, правильной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, которые можно не одобрять, но невозможно изменить, — очень часто возникает именно перед социальными работниками, которые оказывают помощь безработным, малоимущим, беженцам и др.

Наконец, функцией социальной педагогики является содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей — с
использованием личностной диагностики и анализа трудностей обучения, организации групп и классов выравнивающего обучения для отстающих учащихся, инновационных авторских обучающих методик, позволяющих преодолеть затруднения.

Кроме того, ведется работа с учителями, психологическая и педагогическая некомпетентность которых, отсутствие в результате перегруженности внимания к ученикам, негативные личностные качества являются иногда причиной (или одной из причин) школьных трудностей их учеников. Важной составляющей такой работы должно быть развитие и институциализация супервизорства — к сожалению, пока не получившего широкого распространения в нашей стране профессионального наставничества опытных специалистов в социальной работе и социальной педагогике по отношению к менее опытным, начинающим коллегам.

Поскольку система непрерывного обновления знаний и повышения квалификации в этих сферах предусматривает обязательный контроль над деятельностью специалистов, такая форма организации профессиональной деятельности позволяет максимально повысить эффективность работы и минимизировать отрицательные проявления в ней.

Другая важнейшая часть такой работы — взаимодействие с семьей "трудного" ребенка, выявление причин его проблем, оказание помощи его близким.

Возможно, взрослые члены семьи не обладают нужной компетентностью, чтобы заметить и оценить негативную ситуацию, в которой оказался их ребенок, не знают, как вести себя в такой ситуации, чем помочь ребенку. Иногда причиной кризиса семейных отношений является малообеспеченность или бедность. Такие семьи нуждаются в экономической помощи.

Кроме того, семьи очень слабо информированы о своих правах во взаимоотношениях с образовательной системой, об источниках социальных ресурсов, которые способны оказать им содействие. Наконец, члены семьи могут быть асоциальными личностями, пренебрегающими выполнением своих родительских обязанностей, и в ряде случаев, если социально-воспитательная работа с ними не дает результатов или попросту невозможна, необходимо возбуждать вопрос об удалении ребенка (детей) из семьи и о дальнейшем устройстве его (их) судьбы. Таким образом, очевидно, что социально-педагогические технологии применяются совместно с другими технологиями — социально-экономическими, правовыми и др.

Наряду с общей социальной педагогикой имеются ее специальные или специализированные разделы, отличающиеся своеобразием подходов к воспитанию или направленностью на определенную категорию клиентов. Это, например, кондуктивная педагогика — одно из специфических направлений педагогической
деятельности, предусматривающее работу с детьми-инвалидами и другими детьми, имеющими ограниченные возможности.

Кондуктивная педагогика сочетает в себе как общепедагогические, так и специализированные принципы и методы.

Она разработана профессором Пето в 1945-1967 гг. и нашла широкое применение в Институте Пето (Будапешт), занимающемся исследованием и лечением двигательных расстройств. Специально обученный в Институте кондуктор (от лат. conductor — сопровождающий) стремиться выработать у ребенка с ограниченными возможностями самостоятельную активность и независимость, адаптировать его к окружающей среде, обучая его и руководя его повседневной деятельностью.

Занятия с группой из 6-7 детей всегда проводит один кондуктор, владеющий основами знаний в области медицины, педагогики, лечебной гимнастики, психологии, дефектологии и т.д. Занятия начинаются в 6-7 часов утра и длятся 6-7 часов с перерывом на сон среди дня лишь для детей младшего возраста. Дети обучаются в том же помещении, в котором живут, в процессе своей повседневной деятельности.

Кондуктор использует, доброжелательный, спокойный тон и демонстрирует положительные эмоции, что располагает ребенка к занятиям.

Замечания конкретному ребенку никогда не делаются; ошибки и неудачи обсуждаются только в обращении ко всей группе. В процессе занятий осваиваются навыки самообслуживания (умывание, одевание, еда и пр.), а также различные виды деятельности, способствующие достижению доступного уровня интеллекта (рисование, письмо, счет). В результате таких активных и эмоционально щадящих форм занятий значительная часть детей (около 70%, по данным Института Пето) переходят в обычные детские учреждения и способны обучаться в общеобразовательной школе.

Нередко специалисты добиваются высоких результатов, используя отдельные положения кондуктивной педагогики: благожелательное отношение воспитателя к воспитаннику, систему поощрений и наград, сохранение в учебной комнате спокойной доброжелательной обстановки при групповых занятиях и т.д.

Вопросы

  1. Каковы принципы и сущность социально-педагогической деятельности?
  2. Охарактеризуйте различные социально-педагогические методы.
  3. Приведите примеры использования социально-педагогических методов в практике социального работника.
  4. Приведите примеры использования инновационных методов в практике социального работника.

Литература

  1. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. — М.: Наука, 1994.
  2. Общие основы методики социальной работы / Под ред. Г.Н. Филонова. — М.: ЦСП, 1996.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации № 409 от 20 июня 1992 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
  4. Постановление Правительства Российской Федерации № 848 от 23 августа 1993 г. "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей".
  5. Постановление Правительства Российской Федерации № 69 от 31 января 1994 г. "О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года" и др.
  6. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристъ, 1997.
  7. Социальная защита: региональные модели. — М.: Уорлд Лернииг, 1995.
  8. Социальная педагогика. Теория, методика, опыт исследования / Под ред. В.Д. Семенова. — Свердловск, 1989.
  9. Социальная работа: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. — М.-Тула, 1993.
  10. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.
  11. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. — М.: РГСУ, 1992.
  12. Указ Президента Российской Федерации № 431 от 5 мая 1992 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
  13. Указ Президента Российской Федерации № 543 от 1 июня 1992 г. "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы".
  14. Фридман Л.М., Пушкина Е.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М.: Просвещение, 1988.

Комментарии закрыты