>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Индивидуально-психологические качества личности, значимые в общении

Общеизвестно, насколько сложно познать разнообразие психологических свойств и особенностей людей. 

Иногда, кажется, что человека знаешь много лет, о нем почти все известно, однако в какой-то жизненной ситуации вдруг выступает новая, неизвестная грань его характера.

Знание человека, его характера и личностных качеств, предполагает знание его важнейших индивидуально-психологических свойств, т. е. знание особенностей его психологического склада, эмоционально-волевых и других данных.

Формирование личности всегда сложный и многоплановый процесс.

Такой подход полезен самому человеку, так как это позволяет ему путем самоанализа выявить свои внутренние резервы, правильно оценивать реальные и потенциальные возможности, как физические, так и психические, правильно организовать участие и выбрать верную позицию в процессах межличностного общения.

Не менее существенно и то, что, зная свои сильные и слабые стороны, человек может рациональнее построить режим своей работы, определить наиболее приемлемые условия для самосовершенствования, что является важнейшими условиями достижения профессионального успеха.

Проявление и выразительность качеств личности во многом зависит от ее активной трудовой, учебной и общественной деятельности, от богатства жизненных впечатлений и переживаний.

Рассмотрим индивидуально-психологические качества личности, знание которых имеет практическое значение во всех видах деятельности человека.

Понятие «темперамент» было введено ученым и врачем Древней Греции Гиппократом.

В эти времена под темпераментом понимали анатомо-физиологические особенности человека, связанные с сочетанием и преобладанием в организме таких жидкостей, как желчь, слизь и черная желчь.

Так, например, если в организме человека преобладала черная желчь, его темперамент называли меланхоличным («мелани холи» в переводе с древнегреческого означало « черная желчь»), а преобладание  слизи (флегмы) характеризовалось, как проявление флегматического темперамента.

Со временем, взгляд на природу темперамента стал изменяться. Психологические особенности людей все чаще стали связывать с их физическим строением. По мнению известнейшего русского психофизиолога  И. П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей поведения человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

Можно ли полагать, что тот или иной темперамент лучше другого?

Нельзя утверждать, что какие-то темпераменты хороши, а какие-то - плохи. Каждому человеку присущи определенные особенности нервной системы и ее деятельности, которые выступают как внутренние резервы его адаптации (приспособления) к конкретному виду деятельности.

Знание типов темперамента поможет человеку правильно соотнести свои возможности или возможности конкретного работника с теми требованиями, которые предъявляет та или иная профессия, избрать наиболее верные формы и методы общения, эффективнее организовать работу коллектива или влиться в коллектив в качестве сотрудника.

Перечислим кратко некоторые характерные черты, присущие людям того или иного темперамента.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами.

Флегматик  ровен в поведении. Ему чужды скоропалительные решения, он медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен. Для побуждения его к действию необходим какой-то толчок извне. Ему присущи такие качества, как терпение, самообладание. Речь флегматика спокойная, без резко выраженных эмоций. Флегматикам свойственны спокойствие, порой переходящее в равнодушие, вялость, медлительность. О них часто говорят как о «толстокожих», «пуленепробиваемых» людях. Они спокойно воспринимают происходящие вокруг них события, никогда не паникуют, не спешат. Такие люди, как правило, выбирают спокойную работу, не требующую быстроты реакции. Однако, как правило, на таких людей можно положиться: они верные и надежные друзья, которые всегда помогут в беде, не оставят в трудную минуту.

Меланхоликам   свойственны постоянное угнетенное состояние, жалость к самому себе, излишняя самокритичность, недоверчивость, замкнутость, пессимистические настроения. Такие люди часто везде и во всем видят, прежде всего, отрицательные стороны. Меланхолики  повышенно впечатлительны, эмоциональны, отзывчивы и легко ранимы. Они медленно осваиваются и привыкают к переменам в жизни, к новым условиям работы и учебы. В экстремальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типами темперамента, возникает паническое состояние, уныние, тоска. Меланхолик весьма болезненно переносит неудачи. У него сильно развит рефлекс «природной осторожности», поэтому он часто боязлив, чувствительно переживает любые неудачи.

Люди  холерического  темперамента отличаются большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Они могут работать «запоем», с большим подъемом, преодолевая любые трудности. Нередко вслед за подъемом активности наступает период депрессии, упадка сил. Настроение холерика неустойчиво. Даже незначительный повод может его изменить. Быстро загораясь новым делом, холерик может также быстро к нему охладеть. Холерик вспыльчив, самолюбив, прямолинеен. Речь его быстрая, с колеблющимися интонациями.

Как мы уже упоминали, в чистом виде темпераменты встречаются достаточно редко.

В жизни все темпераменты смешиваются, и в характере человека зачастую проявляются черты различных темпераментов.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте у человека можно сформировать качества, которые несвойственны данному темпераменту. Большое значение при этом имеют социальные условия жизни человека, его воспитание и, что особенно важно, умение заниматься самовоспитанием и саморазвитием.

Можно привести примеры, когда люди холерического темперамента в критической ситуации сдержанны, а меланхолики принимают ее и без паники и находят достойный выход из создавшегося положения. Конечно, холерику сдержанность дается труднее, чем флегматику, а сангвинику легче пойти на риск, чем меланхолику. Важную роль здесь играют развитие и самоуправление эмоционально-волевой сферой человека, личная дисциплинированность и культура общения. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Эмоции - это определенный способ отношения человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания.

Человеку свойственно стремление к достижению значимых для него целей. В жизни данный процесс протекает по разному: у одних людей замыслы воплощаются в желаемые результаты, у других - задуманное достигается лишь в какой-то мере, у третьих - ничего не получается. Все это люди воспринимают прежде всего эмоционально, т. е. как переживание.

Многообразие жизненных ситуаций сопряжено с многообразием человеческой деятельности, и, как награда или поощрение - сопровождение деятельности эмоциями. Палитра их весьма разнообразна: от положительных до отрицательных, от глубоких до поверхностных и т. д.

В результате обобщения и конкретизации эмоций формируется особый их вид - чувства. Они выступают как устойчивое переживание, связанное с удовлетворением творческо-познавательных  или иных потребностей и интересов личности.

Радость изобретателя, нашедшего техническое решение, или разочарование ученого в итогах эксперимента - все это проявление интеллектуальных чувств в конкретных ситуациях. Интеллектуальные чувства аккумулируют умственную энергию человека, усиливают проявление способностей вдохновляют на преодоление трудностей.

Эстетические чувства выражают осознание человеком прекрасного в действительности и в искусстве. Эстетические чувства тесно связаны с моральными и интеллектуальными качествами личности. Все они «подстраховывают» личность от возможной стандартизации ее психики, от однообразия восприятия ею действительности. Поэтому можно сказать, что эстетические чувства делают жизнь человека тем богаче и разнообразней, чем более богатая палитра эмоций сопутствует человеку в его работе и личной  жизни.

Эмоции и чувства - это сложный психологический механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности выражения отношения к его конкретным явлениям.

Чувственное состояние необычайно богато переживаниями и многообразно по формам своего проявления. Одним из сильных чувственных состояний является аффект. Это кратковременное переживание, которое представляется, как ярость, ужас, отчаяние. В подобном состоянии человек малоуправляем, его внимание сосредоточено на источнике раздражения, он может совершить необдуманные поступки, не присущие его обычному поведению. Страсть – другое, также сильно выраженное чувство. Оно показывает увлеченность человека чем-то или кем-то. Например, это может быть страсть к накоплению денег или страсть коллекционера.

Эмоции и чувства - мощные стимуляторы нервной системы, мобилизующие или демобилизующие физические и психические резервы организма, умственную деятельность человека.

Невозможно оградить человека от отрицательных эмоций. Преодоление трудностей, жизненных невзгод, болезней не может не вызывать подобных эмоций. Выступая естественной ответной реакцией человека на эти трудности, они как бы разряжают психику, создают фон для образования положительных эмоций. Однако сильные положительные эмоции также могут отрицательно воздействовать на организм и даже вызвать шоковое состояние со смертельным исходом. Так, древнегреческий ученый и философ Софокл умер под аплодисменты толпы, восхвалявшей его гений, другой философ Диагор скоропостижно скончался, узнав о победе трех его сыновей на олимпийских играх.

В психологии выделяют группу высших человеческих чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических.

В основе моральных чувств лежит нравственная оценка человеком своих поступков и действий других людей в соответствии с моральными нормами. Например, такие моральные чувства, как общественный долг, честь, гордость, любовь, стыд, самоуважение обостряют самосознание человека, регулируют его поведение в обществе, способствуют формированию уважительного отношения к людям.

В основе интеллектуальных чувств лежат чувства сопутствующие функционированию интеллектуальной сферы человека. Основой эстетических чувств является естественное стремлением человека к прекрасному во всех сторонах его жизни, в быту, на производстве, в природе, искусстве и т.д.

Способности - это одна из ярких граней личности, сплав ее исходных природных данных, являющихся условиям успешного осуществления определенного вида деятельности. Умелое использование всей совокупности способностей позволяет решать многие проблемы вовлечения людей в активную трудовую и общественно-полезную деятельность. Труд по призванию - это работа, в которой наиболее полно реализуются способности. Он всегда приносит людям чувство огромного удовлетворения

Способности развиваются в процессе обучения и воспитания человека, в его активной общественной деятельности. Что является их природной предпосылкой? В качестве таковой выступают задатки, т. е. природная предрасположенность к формированию и развитию способностей. Под задатками следует понимать врожденные анатомо-физиологические особенности человека, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, деятельности мозга и определяемый наследственностью генотип человека.

 Стремление человека к удовлетворению своих потребностей и интересов вызывает к жизни его склонности, т. е. направленность развития задатков, формирования способностей, проявляющаяся в выборе, или, точнее сказать, предпочтении тому или иному виду деятельности. Это одна из характеристик индивидуальности личности. Например, одни увлекаются рисованием, другие - изобретательством, третьи - сочинением стихов или музыки и т.п.

Различают общие и специальные способности.

К первым относятся такие психические свойства человека, которые выступают в виде внимания, наблюдательности, запоминания, творческого воображения, логики и др.

Ко вторым относятся свойства, которые имеют значение для определенных видов деятельности, например: изобразительные, способности (чувство линии, пропорции и др.), математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу и синтезу), организаторские способности (высокий уровень коммуникативности, ярко выраженные лидерские качества) и т. п. Общие и специальные способности взаимосвязаны: они элементы одной системы - психики личности. Специальные способности легче и быстрее развиваются при наличии общих способностей.

С развитием научно-технического прогресса и коллективных форм труда появляются большие возможности для осуществления разнообразных видов деятельности практически в любой профессии, особенно в профессиях, связанных с коммуникациями и управлением.

Этот фактор выступает в качестве объективной предпосылки организации труда с учетом общих и специальных способностей человека.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток.

В психологии под характером  понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в определенных условиях.

Человек не рождается с готовым и неизменным на всю жизнь характером. Характер формируется в процессе его активной трудовой, общественной и других видов деятельности. Велика роль в формировании характера процессов воспитания в семье, школе и производственном коллективе, но не только.

Огромное значение имеют такие процессы, как самовоспитание и саморазвитие, связанные непосредственно с внутренней работой человека над формированием своего характера.

Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе.

Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительность.

Отношение человека к труду оказывает значительное влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком» .

Отношение и людям наглядно выступает в таких чертах характера,   как   общительность, доброжелательность, честность, открытость и т.п. Антиподами этих черт являются, например, замкнутость, бестактность,  недоброжелательность.

Как утверждал французский писатель В. Гюго, «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает, учится и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего, важно знать то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.

Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, правдивость, принципиальность, самодисциплина, целеустремленность и сила воли.

Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство, склонность ко лжи, отсутствие силы воли, самовлюбленность и т.п. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем напряжение и конфликтные ситуации.

Нежелательна и такая другая крайность в характере человека; как недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии весомых успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.

Рассмотрим весьма важную черту характера человека – волю.

Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и побуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами», - писал известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев.

По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.

Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.

Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества у человека можно и нужно воспитывать.

Известный русский ученый-физиолог И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной работе над собой, своим характером, могут стать активными в деятельности.

При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Но принципиальная возможность развития и саморазвития желательных черт характера имеется практически у всех людей, в независимости от индивидуальных природных особенностей высшей нервной деятельности и типа темперамента.

 Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Предлагаем рассмотреть еще несколько наиболее распространенных типов характера, которые можно условно назвать «плакса», «паникер», «всезнайка», «буйный», «навязчивый», «критик» и «царевна Несмеяна». Все виды характеров, перечисленные ниже, дают различия по критерию «как обычно действует человек». Разумеется, все они, как и вышеописанные, в чистом виде встречаются редко.

«Плакса» - это человек, который всегда много жалуется. Как правило, в жизни каждого человека бывают ситуации, когда ему просто необходимо поплакаться кому-нибудь «в жилетку». Это нормально, если в данный момент в жизни этого человека произошло что-то действительно очень серьезное и ему необходимо выговориться своему другу или просто близкому человеку. Но совсем другое дело, когда это происходит постоянно и по пустякам, становится нормой и характерной чертой повседневного поведения.

У хронического «плаксы» вся жизнь представляет собой повод для жалоб. Нормальный человек не станет жаловаться другу, а тем более первому встречному, по пустякам. «Плакса» же превращает любую историю в трагедию. Его собеседнику приходится трудно, так как для того, чтобы выслушать все жалобы «плаксы», нужно иметь много терпения.

Следующий тип - «Паникер». Наверное, будет ошибкой утверждать, что «паникеры» подвержены какому-то беспричинному страху, скорее всего - это смакование различных ужасов. Такие люди умеют слушать, затаив дыхание. Они обожают сплетни, сообщения о грабежах, убийствах, изнасилованиях, авиакатастрофах, дорожных происшествиях и пр. Эти люди каждый день удивляют всех рассказами о террористах, маньяках-убийцах и подростках-наркоманах.

Через некоторое время общение с такими людьми становится скучным и однообразным. Никому не интересно общаться с пессимистом - ведь мрачное отношение к жизни отпугивает окружающих.

Совершенно иной тип характера, условно названного «навязчивым».

Забота и проявление дружбы, признательности и хорошего расположения у такого человека просто не знают никакой меры и являются поистине безграничными. Он настолько окружит другого заботой и вниманием, что человеку от этого становится просто не по себе.

Мало того, «навязчивый» еще требует от другого такой благодарности и преданности, в качестве «платы» за свою искренность, к которым может обязывать только близкое родство. Он хочет, чтобы человек, на котором он «повис», не просто знал все о его жизни, но и жил ею. Он до мельчайших подробностей описывает ему каждый своей день, свои переживания, дела, состояние здоровья, но и затем начинает рассказывать о том, что собирается сделать завтра, послезавтра и т. д.

Отвязаться от него крайне трудно. Порой, когда становится уж совсем невмоготу от такого доброжелателя, приходится прибегать к каким-либо достаточно жестким мерам, чтобы уйти из-под его чрезмерной опеки.

Если «навязчивый» стремится максимально окружить другого заботой и попечительством, то от  «критика»  этого не дождешься.

Такой человек стремится абсолютно все подвергнуть сомнению. Ему все не так, на него никто и никогда не может угодить. Весь его разговор - сплошное разоблачение недостатков знакомых ему людей, и даже тех, кто не имеет к нему вообще никакого отношения.

Разоблачает и всячески бичует «критик» не только людей, но и социальные институты, да и, пожалуй, все, что только можно себе представить.

Например, если такому человеку подарят кожаные перчатки, он долго будет рассматривать их, а затем скажет: «А разве это кожа? Что-то не очень похоже!».

Если кто-нибудь осмелится повести его в ресторан, он с большим вниманием будет изучать меню, а когда ему, наконец, принесут заказанные блюда, раскритикует их в пух и прах. На каком бы месте в кинотеатре он не сидел, везде ему плохо и ничего не видно. Он надоедает всем рассказами о своем начальнике - уроде, о сослуживцах - кретинах, о правительстве, которое ничего не делает и т.п.

«Буйный» (назовем условно проявления характера такого человека) становится невыносимым сразу, как только войдет в свое настоящее амплуа (характерное состояние).

Приступы гнева случаются с ним настолько часто, что являются как бы визитной карточкой или нормой поведения такого человека. Он срывается не просто ежедневно, а ежеминутно. Такой человек вспыхивает как порох от поднесенной спички при любой мало-мальски нестандартной ситуации.

Вот тогда разрушительная сила такого человека превосходит любую бомбу. Все, что может попасться ему под руку в таком состоянии, может даже быть пущено в ход: цветочные горшки с фиалками и фикусами, карандаши, чашки, кастрюли, книги, бумаги, коробки. Он кричит, рвет в клочья бумагу, его глаза сверкают... Никакие доводы не могут его успокоить.

«Всезнайка» - человек, который считает, что знает обо всем гораздо больше, чем окружающие его люди.

Такой человек, с одной стороны, может быть весьма интересным в начале общения, так как он много знает и рассказывает обо всем, не переставая. Например, если его пригласили на обед, то он немедленно начнет обучать хозяйку лучшим способам приготовления блюд.

Если вдруг он узнает, что кто-то купил красивую, но дорогую вещь, он сразу же известит, где можно купить лучшую и гораздо дешевле. «Всезнайке» совсем не обязательно ходить к врачу, он и сам прекрасно разбирается во всех недугах, медицина для него является лишь ничтожной частью его собственных широких и глубоких познаний.

Ну, а в заключении «всезнайка» может окончательно поразить любого собеседника, объяснив ему, почему он такой бездарь и неудачник, проанализировав с помощью новейших методов его родословную, гороскоп и данные гадания по кофейной гуще. Но несколько позже становится понятно, что все его знания на поверхности. Они - чистая фикция. Причем, доказать это практически невозможно. Даже когда его поймают на обмане, он повернет разговор таким образом, что виноватым окажется именно тот человек, кто его уличил во лжи.

Людям с характером «Царевны Несмеяны» неведомо, что такое смех.

«Царевной Несмеяной» может быть как женщина, так и мужчина. Образ «Царевны Несмеяны» из русской народной сказки как нельзя точно отражает суть людей данного типа.

Люди, относящиеся к нему, просто не имеют чувства юмора, они воспринимают весь мир настолько скучно, однообразно и буквально, что не находят в нем повода для улыбки и радости. Даже умело рассказанный анекдот не вызывает улыбки на их лице. Такие люди создают мрачную атмосферу в любом обществе. После общения с ними на душе остается неприятный осадок.

Очень близок к такому типу персонаж А.П. Чехова Беликов – «человек в футляре».

Все вышеописанные типы, безусловно, даны в достаточно схематичном и обобщенном виде. Но именно такое схематичное описание позволяет лучше раскрыть некоторые закономерные особенности характеров и, соответственно, проявления эмоционально-волевой сферы людей, индивидуальных особенностей их деятельности.

Чувство меры, саморазвитие положительных качеств, работа над ослаблением негативных качеств характера - залог успешной деловой карьеры и личной жизни человека.

Рассмотрим некоторые черты характера, которые в межличностных отношениях  можно рассматривать, как положительные.

Черты характера человека, как говорилось выше, условно делят на положительные и отрицательные. Какие черты можно назвать положительными, а какие отрицательными?

Рассмотрим некоторые из них, а читателю предлагается самостоятельно подумать над оценкой тех или иных качеств.

Чувство такта

Большое значение имеет чувство такта. В переводе с латинского слово «такт» означает прикосновение. Говоря о тактичности, чувстве такта, имеют в виду некоторое, от природы данное или приобретенное в процессе воспитания чувство меры или вкуса, умение в любой ситуации «поставить себя» на место другого человека. Благодаря этим умениям человек чувствует, как себя вести в каждой конкретной ситуации, чтобы быть правильно понятым и не обидеть окружающих.

Чувство такта всегда требует от человека чего-то большего, чем просто слепого механического действия в соответствии с общепринятыми правилами.

Тактичный человек, основываясь на тонком чувствовании, умеет понять потребности и переживания другого.

Поэтому такой человек, как правило, старается предупредить и не допустить те ситуации, которые создают неловкость или доставляют другому человеку неприятности. В то же самое время тактичный человек никогда не станет вмешиваться в чужие дела, особенно, если его об этом не просят. Такой человек всегда и во всем стремится найти так называемую «золотую середину».

Тактичный человек, с одной стороны, приспосабливается к любой обстановке и ведет себя в ней естественно и непринужденно, но, с другой стороны, его поведение не напыщенно, не развязно и не фамильярно.

Тактичный человек старается быть уравновешенным, контролирует эмоции. Он не демонстрирует свои симпатии и антипатии, умеет держать себя в руках.

Бестактность

Бестактность, напротив, - это отсутствие чувства такта, меры и вкуса - отрицательная черта характера. Она проявляется в неумении человека находить «золотую середину», контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями.

Бестактность может проявляться в фамильярности, когда человек специально или неосознанно нарушает определенную дистанцию, существующую между людьми разного возраста, социального статуса, пола и т.д., что, безусловно, недопустимо для воспитанного человека. Бестактно говорить о многих вещах слишком буквально и конкретно.

Кроме этого, бестактно обращать внимание на чей-нибудь недостаток: физический, моральный или интеллектуальный. Не стоит также бесцеремонно рассматривать другого человека, открыто обсуждать его внешность, одежду, тем более показывать на кого-то или что-то пальцем, или обращать внимание на человека, насмехаться над ним, если он оказался в неловком положении.

Любопытство

Проявлением бестактности может являться чрезмерное любопытство. Здесь необходимо заметить, что любопытство присуще каждому человеку. Здоровое любопытство расширяет кругозор и способствует интеллектуальному развитию человека. Однако чрезмерное любопытство мешает нормальному общению. В чем проявляется излишнее любопытство? Воспитанный человек должен знать, что не прилично подглядывать через плечо пишущего или читающего человека, подслушивать чужие разговоры, чрезмерно интересоваться чужими делами – эти и другие подобные действия и есть проявления излишнего любопытства, демонстрирующие невоспитанность и бестактность человека.

Скромность

С тактичностью и бестактностью напрямую связаны другие черты характера человека, такие как, например, скромность. Многие, не понимая истинного смысла скромности, подменяют ее ложной скромностью.

Скромность - это сдержанность, умеренность человека в демонстрации собственных достоинств, в поведении, образе жизни.

Это своеобразная демонстрация человеком своего истинного лица, а не надуманного, искусственного, показного.

Однако намеренное принижение человеком своих реальных знаний и умений, умолчание и допущение неумелого выполнения какой-либо работы или принятия какого-либо заведомо неверного решения только лишь потому, что человек не хочет казаться нескромным и выглядеть слишком умным и знающим, является ложной скромностью. Это приводит к непониманию человека другими людьми, коллегами по работе, неверной оценке деловых и профессиональных качеств со стороны руководства.

Застенчивость

Скромность не стоит путать и с застенчивостью. Застенчивость - это склонность человека недооценивать себя, которая проявляется в чрезмерной робости и смущении.

Застенчивость - это и не ложная скромность, так как при ложной скромности человек как раз слишком высоко себя ценит, но при этом считает себя скромным.

Обидчивость

Застенчивый человек, как правило, еще и обидчив. Обидчивость застенчивого человека происходит все также из-за низкой самооценки.

Малейший намек или даже не имеющее непосредственно к нему никакого отношения действие или замечание могут вызвать у застенчивого человека обиду. Это качество называют иногда мнительностью.

Чрезмерная обидчивость раздражает окружающих и мешает деловому общению. Любой человек в присутствии обидчивого собеседника чувствует постоянное напряжение, ему приходится постоянно контролировать себя, свои слова, чтобы ненароком не задеть чем-либо своего собеседника. Обидчивый человек, жалуясь на несчастную жизнь, легко заражает окружающих своим плохим настроением. Застенчивость, мнительность и обидчивость лишают человека в какой-то степени чувства собственного достоинства, которое просто жизненно необходимо каждому человеку, особенно в профессиональной самореализации.

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства рождается из любви и уважения человека к самому себе. Если человек не любит и не уважает самого себя, то и окружающие люди не смогут любить его и относиться к нему с уважением.

Человек с чувством собственного достоинства относится с не меньшим уважением к достоинству других людей. Такой человек не позволит себе совершать недостойные поступки, кроме того, он не позволит и другим в своем присутствии вести себя непристойным образом.

Однако чувство собственного достоинства ни в коем случае не должно перерасти в эгоизм, самолюбование (нарциссизм), высокомерие и тщеславие.

Тщеславие

 Тщеславие - любовь к почитанию, славе, самодовольное высокомерие - является одним из самых тяжелых человеческих пороков. Особенно следует остерегаться тщеславия людям, деятельность которых связана с управлением, в подчинении которых находятся другие люди. Тщеславные люди нуждаются в постоянном подтверждении своего превосходства над другими. Тщеславный человек, как правило, очень вспыльчив, так как считает свое мнение самым правильным, несогласие с его точкой зрения, его позицией мгновенно рождает в нем гнев.

Вспыльчивость

Быстрое раздражение, горячность называют вспыльчивостью. Это отрицательная черта характера, так как раздражительность - плохой помощник в споре или обычном общении. Вспыльчивость - это не природная слабость, а прежде всего, недостаток воспитания.

Естественность

Естественность - это ценнейшее качество человека, позволяющее ему быть интересным и неповторимым. Естественность - это свобода проявления человека в мире, это умение человека в любой ситуации быть самим собой.

Практически все люди, так или иначе вынуждены играть в жизни определенные социальные роли, условно - надевать маски. Иногда происходит настолько сильное вживание человека в роль, что никто, даже сам человек, уже не может увидеть свое истинное лицо, быть естественным, таким, каким был раньше. Это может вести к осложнению межличностных отношений в семье, быту и т.д. Стремление быть естественным в поведении помогает избежать не понимая и конфликтов.

Вежливость

«Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать всякий раз заново. Каждое поколение не изобретает же заново алфавит, цифры, законы физики, математики», - говорил С. Михалков. Еще одно высказывание принадлежит известному испанскому писателю М. Сервантесу: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Итак, вежливость имеет свои законы, формулы, которые очень просты, но их необходимо знать каждому. Значение вежливости трудно переоценить. Вежливость - первое, что отличает культурного человека от некультурного, воспитанного от невоспитанного.

Вежливость - понятие, которое сродни таким понятиям, как интеллигентность, порядочность. Вежливость невозможна без высокой духовности, без нравственных принципов.

Она облагораживает культуру взаимоотношений людей, подразумевает желание человека поступать в соответствии с высокими моральными качествами.

Стараясь быть вежливым, не следует слишком усердствовать, иначе вежливость превратится в чопорность, не стоит вести себя излишне строго. Англичане, например, ведут себя подчеркнуто вежливо лишь в тех случаях, когда чувствуют напряженность в отношениях. Они не станут прекращать общение, просто продолжат его в рамках светского этикета. Это тот случай, когда говорят о «холодной вежливости» или о «ледяной вежливости». Понятно, что такие эпитеты превращают понятие вежливости в прямо противоположное понятие. Вежливый человек в нужных случаях промолчит, не скажет лишнего, но он никогда не пройдет мимо беды, не откажет в помощи, в сочувствии.

Аккуратность

Аккуратность - обязательное требование этикета. Это качество человека предполагает соблюдение порядка и точности во всем. Аккуратный человек никогда не совершит «грязного» поступка, потому что аккуратность проявляется не только во внешности, но и в поведении. Это не означает, что каждый опрятно одетый человек - воспитанный человек, но мнение о человеке может сильно измениться в худшую сторону, если на нем будут, например, нечищенные ботинки, несвежая рубашка, или, в целом, неопрятный вид.

Аккуратность - это органическое сочетание элегантной одежды, хорошего стиля и красивых поступков человека при обязательном соответствии всего перечисленного его роду деятельности. В этом- основа делового стиля .

Выбирая одежду для работы, нужно думать не только о внешней привлекательности, но и об удобстве, о том, что в этой одежде нужно работать, а, не танцевать, к примеру. Умение правильно подбирать одежду - это уже половина аккуратности, а аккуратность в целом - это проявление уважения к окружающим и составляющая имиджа любого человека.

Услужливость

Согласно правилам этикета, услуги оказывают лишь тогда, когда есть в них необходимость или при обращении с просьбой об услуге, т. е. оказание услуг ограничено определенными условиями. Благодарность за услугу обязательна, но в последнее время благодарность превратилась чуть ли не в зависимость. Попросив об услуге, человек чувствует, что должен отплатить за нее, а иногда и боится обратиться с просьбой, не зная, как расплатиться потом с тем, кому, по его мнению, он должен.

По всеобщему мнению, за услугу нужно платить услугой, даже друзьям, но не потому, что долги всегда нужно отдавать, а исходя из высоких нравственных ценностей. Не следует дарить дорогие подарки из благодарности за услугу или, что еще хуже, предлагать деньги. Этим можно только обидеть человека, тем более, если этот человек - близкий друг. Точно так же не следует ждать благодарностей: открыть дверь, помочь донести тяжелую сумку, показать дорогу - все это можно сделать просто так, из добрых побуждений.

Услугу можно оказать просто из вежливости, но иногда тот, кто оказывает ее, преследует какие-то корыстные цели. О бескорыстной услуге можно говорить лишь в том случае, если она оказывается человеком без мыслей о какой-либо оплате. Услуга человеку, который выше по положению, воспринимается обычно не просто как вежливость, а как услужливость.

Бывают такие случаи, когда услугу выполнить невозможно. Что делать в таких случаях? Если существуют какие-либо причины и обстоятельства, из-за которых оказание услуги затруднительно, следует вежливо отказать, сказав откровенно: «У меня нет возможности сделать это» или «К большому сожалению я не могу этого сделать». Вежливый отказ гораздо лучше, чем невыполненное обещание. Учитесь говорить «Нет»!

Фамильярность

«Фамильярность» - слово латинского происхождения, от familiaris, что означает «семейный, близкий».

Фамильярность - это бесцеремонное, развязное обращение, упрощение всех нравственных норм. Пошлость и грубость – качества, сопутствующие фамильярности.

Иногда к фамильярной манере поведения прибегают, пытаясь привлечь к себе внимание, стремясь получить всеобщее признание, особенно это свойственно молодым. В погоне за популярностью такие люди разговаривают с известным или пожилым человеком на «ты» или нелестно отзываются об уважаемых всеми людях, рассказывают о своем «знакомстве» с ними, осуждают других и завышают собственные способности.

Фамильярность - признак дурного тона, это не есть естественность и общительность. Непринужденно вести себя можно и нужно, но при этом важно соблюдать чувство меры.

Спесь

Спесь, как и форс - качество щеголей всех времен. Во времена классовых различий, в XVII-XVIII вв., многие молодые дворяне очень гордились своей дорогой одеждой и, конечно же, своим дворянским званием. Форс, спесь были чуть ли не нормой поведения. Согласно старым нормам этикета, дворянам не пристало общаться с простолюдинами, слугами, беседу следовало вести на каком-либо иностранном языке, чтобы содержание было непонятно прислуге.

Дворянство как класс давно ушло из нашей жизни, но, к сожалению, форс и спесь остались. По-прежнему существуют люди, которые любят прихвастнуть, щегольнуть, напустить на себя важность. Это, как и фамильярность, своеобразный способ самоутверждения.

Завоевание авторитета - вполне естественная потребность, однако не следует выдавать желаемое за действительное, казаться лучше, чем есть на самом деле.

Пытаясь обратить на себя внимание,  некоторые люди демонстрируют свою одежду, хвалятся новыми музыкальными дисками, они рассказывают всем о своей новой высокой должности, о своем высшем образовании и т. д. Говоря о том, чем они обладают и чего нет у других, они упиваются собственной значимостью.

Форс - это еще и стремление познакомиться с влиятельными людьми, чтобы потом, при случае, «форсануть» знакомством с ними.

Насколько пусты и безнравственны такие личности, понятно всем культурным людям. Спесь и форс как средство самоутверждения не уместен.

Хамство

Хамство тоже нельзя отнести к хорошим манерам. Беззастенчивость, наглость, грубость, хамство - все это звенья одной цепи. Однако нередко оказывается так, что этих качеств не только не стыдятся, но даже бахвалятся ими. Видно, наглость не имеет границ.

Все прекрасно знают симптомы хамства: дерзость, ненормативная лексика, пошлые анекдоты, скабрезные шуточки и такие же непристойные поступки. Хам может спокойно растолкать людей, стоящих в очереди, пассажиров в городском транспорте. Ему ничего не стоит оскорбить рядом находящегося человека, на замечания он не реагирует или отвечает на них грубостью. Хамом стать легко, но  гораздо труднее избавиться от хамства.

Ханжество

Ханжество - то же самое лицемерие, только еще более страшное. Внешне ханжество очень похоже на благонравие, но это обманчивое впечатление.

Ханжа выглядит порядочным, благожелательным человеком только на первый взгляд. Тот, кто выставляет напоказ свои добродетели и считает себя вправе осуждать поступки других с точки зрения морали, и есть настоящий ханжа. Истинные нравственные ценности превращаются ханжой в пошлость. Выказывая свое нетерпимое отношение к порокам, ханжа сам является без-нравственным человеком, ведь ханжество - это и подслушивание, и желание посплетничать, наябедничать, злословием очернить других людей. За добро-желательностью ханжи скрывается раздражительность, недоверие к окружающим. Ханжество - это еще и нетерпимость к любым отклонениям в поведении окружающих.

Тот, кто поступает не по «правилам», не следует «высоконравственным» нормам, любимый предмет обсуждения для ханжей.

С ханжеством необходимо бороться, чтобы нравственные законы не превратились в простую формальность.

Цинизм

Цинизм - слово древнегреческого происхождения. Kynismos - так называлось учение философской школы киников под руководством древнегреческого философа Антисфена. Цинизмом называется презрительное, нигилистическое отношение к культуре и общепринятым нормам морали. Другими словами, сущность цинизма - презрение ко всем и ко всему.

Зачастую цинизм появляется в результате разочарования во всем, разлада внутри самой личности. Защитной реакцией становится откровенное надругательство над человеческим достоинством, отрицание нравственных идеалов.

Некоторые считают, что цинизм существует в двух разновидностях: практический и теоретический. Разницы между ними почти нет, и тот, и другой страшен для общества. Однако если «практический» приближается по своему значению к обыкновенному хамству, то влияние «теоретического» цинизма еще пагубнее.

«Теоретический» цинизм включает в себя как бы пропаганду своих принципов. «Практические» же циники не пропагандируют, а следуют такому жизненному принципу: «Что естественно, то не безобразно». Правда, определение «естественного» у них слишком эгоистично, так как при этом предполагается, что можно делать все, что заблагорассудится, не взирая на то, нравится это другим или нет. В любом случае, аморальность циников очевидна.

Чванство

Чванство - преувеличенное представление о собственной персоне. Оно сродни высокомерию, форсу, зазнайству. В основе чванства лежит ложное самолюбие. Осознание собственной значимости у чванливых людей принимает уродливые, извращенные формы.

Нужно сказать, что люди, которые считают себя исключительными, даже выдающимися, встречаются нередко. Чванливые люди гордятся своей «престижной работой», «престижным образованием», которого достигли они, как правило, не без помощи всемогущественных родителей и, может быть, высоким происхождением. Чванство может быть разной степени, порой оно доходит до откровенного попрания достоинства других людей на основе представления о собственной исключительности. Чванливые люди пытаются представить себя как исключение из правил, хотя на самом деле, зачастую, не представляют собой ничего особенного.

Шутовство

Корни шутовства уходят далеко в историю, в средние века, когда впервые появилась профессия шута. Эта профессия пользовалась большой популярностью, шуты были при дворе любого короля, царя. Известно, что при Петре I было не менее сотни артистов, которые обязаны были потешать придворных. В народе также были популярны Петрушки.

Паясничение, кривляние, свойственные шутам, сохранились и в наши дни. Шутовство проявляется и в «наставлении рожек» с помощью пальцев, угощении пирогами с кислой или горькой начинкой, подсыпании соли в чай и т. д. В этих рамках шутовство вполне допустимо, если оно совершенно безобидно. Другое дело, когда, намеренно кривляясь, человек старается нанести обиду окружающим, оскорбить их. Шутки не должны быть злыми. Шутовство неуместно, особенно в деловом, общении.

Чувство юмора

Юмор - неотъемлемая часть жизни каждого человека. Слово «юмор» английского происхождения, оно переводится как «причуда, настроение, нрав».

Чувство юмора можно охарактеризовать, как способность замечать комические стороны жизни и эмоционально реагировать на них. Юмор зачастую облегчает разрешение каких-либо противоречий. Чувство юмора является чрезвычайно важным для человека, работающего практически в любой сфере деятельности, во многом облегчая взаимопонимание между людьми, способствуя достижению целей деятельности.

Ну и, конечно, люди с чувством юмора, способные пошутить и над собственными недостатками, воспринимаются другими людьми более благосклонно.

Формы, в которых реализуется комизм жизненных ситуаций, различны: шутки, анекдоты, карикатуры, пародии. Самое главное, чтобы все они были беззлобными, добродушными, жизненными и, что очень важно, не пошлыми, утверждающими, а не отрицающими жизнь. Юмор, в отличие от сарказма и иронии, всегда доброжелателен. Юмористический смех - это добрый смех, не носящий уничтожающего характера.

Чувство юмора - спутник остроумия, а остроумие - умение обнаруживать связи и противоречия между различными предметами, явлениями и т. д. - это особая форма мышления. В остроумии проявляется неординарность, индивидуальность человека. Французский философ Вольтер (настоящее его имя Мари Франсуа Аруэ) считал остроумие искусством «говорить свою мысль только наполовину, чтобы позволить ее отгадать».

Чтобы не выглядеть вульгарным, иронизируя над чем-то, нужно обладать высокой культурой, чувством юмора и такта, а также интеллектом. Попытки глупца сострить, примитивны, они лишь подчеркивают его ограниченность, недостаток воспитания, низкий уровень культуры. Шутки получаются «плоскими», неудачными и несмешными.

Общение с друзьями, как правило, не обходится без шуток. Хорошо, если это только добрые шутки. Хорошие, добрые шутки - это веселое развлечение. Шутка должна быть к месту, наполнена смыслом, но безобидна.

Чувство юмора - это прекрасно, однако, шутя, следует быть внимательнее и осторожнее. Не следует забывать и о людях, у которых чувство юмора отсутствует. В противном случае, шутка, даже очень удачная, может обидеть человека и нанести ему душевную травму.

Какие выводы можно сделать на основании изложенного выше?

Приведенные примеры доказывают, что практически любая черта характера, любое качество человеческой личности неоднозначно и имеет свои полюса, которые в общении, в т.ч. и деловом, можно оценить знаками  « +» (положительное качество ) и «-»-(отрицательное качество).

Мы увидели, что сложно, а иногда практически невозможно провести пограничную черту между достоинством и недостатком, так как отдельные черты характера и темперамента могут проявлять себя с позитивной или негативной стороны часто в зависимости от ситуации, в которой они реализуются. Таким образом, деление качеств характера человека на положительные и отрицательные достаточно условно, о чем мы говорили в самом начале. И только чувство такта и истинная внутренняя культура и воспитанность позволяют человеку найти неразличимую грань между их крайними проявлениями. Чувство меры, саморазвитие положительных качеств, работа над ослаблением негативных качеств характера - залог успешной деловой карьеры и личной жизни каждого человека.

Общительность в самом широком смысле – это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Профессиональная деятельность секретаря, менеджера, предпринимателя и т.д. в любых условиях остается организаторской и коммуникативной, поэтому общительность для  людей данных профессий – это не только социально-психологическое, но и профессиональное качество. Сказанное можно распространить на любого человека, работающего в тесном контакте с людьми. Структура общительности многослойна и ее следует  рассматривать, как правомерно считает В. А. Кан-Калик, в единстве трех компонентов:  потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Любой человек, живущий в обществе, вступает в контакты с другими людьми. Ради чего он это делает, какие внутренние механизмы и пружины побуждают к этому? Ответы на эти вопросы лежат в понимании потребностей человека как социального существа.

Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми различными потребностями. Первая из них – потребность в безопасности.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Так, например, бывает в больнице при ожидании своей очереди. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряжения происходит эффективно, может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить и снять чувство тревожности. Аффилиация – собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в угнетенное состояние от вынужденного уединения. Такие лица не могут самостоятельно организовать обучение, деловое общение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о выступающем мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то выступающий нам не нравится независимо от других его достоинств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредством интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлечения внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие потребности, то в таких «интересных рассказчиках» быстро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно ибо знания нужны для дела, а не для общения.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склонными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде чрезмерно увеличена, это может привести к потере друзей и даже полному одиночеству.

Рассмотрим некоторые другие виды потребностей в общении.

Так, например, потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность и в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь т.е полностью подчиняясь ему. Общение двух лидеров или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возни­кающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие. Любому человеку, необходимо стремиться быть альтруистом. В его общении эта мотивация всегда должна проявляться в ситуациях, оказания помощи тем, кто в этом нуждается.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, при­носит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно, как его нежелание войти в контакт или более того - как необоснованная  гордость, как завышенная самооценка.

Комментарии закрыты