Еще о правилах
Надеюсь, что вы уже сделали всех своих вредных слушателей белыми и пушистыми – в предыдущих выпусках мы познакомились с изрядным количеством приемов для этого.
Впрочем, тема работы с вредными слушателями, наверное, всегда будет насущным поводом для рассуждений, дискуссий и обмена опытом. Ведь постоянно появляются новые талантливые и творческие ораторы, к ним приходят новые живые и креативные зрители – как тут обойдешься без горячих столкновений с фонтанами искр )). Т
ак что черту под темой подводить пока рановато. Признаться, и у меня еще есть, чем поделиться – значит, продолжаем.
В прошлый раз мы начали разговор о приемах работы с «активными вредными слушателями», которые стремятся по тем или иным причинам внести свою лепту в наше выступление – и этим ставят его успех под угрозу.
Часто задают вопросы:
— Какие еще правила уместно устанавливать в начале выступления?
— Как добиваться, чтобы эти правила слушателями выполнялись?
— Что делать, если кто-то отказывается выполнить правило?
Ну что ж, давайте сегодня «углубим и расширим» тему.
Устанавливаем работающие правила.
Начинающие ораторы часто побаиваются активно использовать правила.
Одни опасаются, что слушатели воспримут это как попытку ограничить их свободу и отреагируют негативно.
Другие почти уверены, что зрители правил выполнять не захотят и этим, естественно, ниспровергнут в грязь авторитет ведущего (а чувства авторитетности новичкам часто и так не хватает).
Третьи считают, что скованная правилами аудитория станет пассивной, начнет скучать и выключаться из процесса, а безразличие зрителей для оратора даже хуже неприязни.
Действительно, неумелое, формальное применение правил приводит именно к таким результатам – достаточно многим из нас вспомнить самые занудные лекции самых скучных преподавателей в славное время студенчества.
Множество правил практически обездвиживает студента и дает огромную свободу лектору.
В итоге – одни ученики выбирают бунт, другие апатию, и большинство из них теряет интерес к предмету, приобретая взамен устойчивую нелюбовь к преподавателю. Тоска…
Однако, и без правил не лучше. Попустительский стиль оратора публика воспринимает как явное свидетельство его слабости, неуверенности в своих силах и безразличия к результату выступления – о харизматичности здесь, увы, говорить не приходится.
Где же выход? Как правильно?
Обратим внимание – опытные ораторы, тренеры, преподаватели целенаправленно делают свою аудиторию активной, поднимают спорные вопросы, стремятся к живому диалогу со слушателями.
Можно сказать, что они сознательно делают своих слушателей вредными – управляемо вредными. Так вот, они как никто знают: хорошие «правильные» правила – одно из важнейших условий успеха выступления.
Мы можем устанавливать в помощь себе самые разные правила, мы можем изменять их – и таким образом регулировать уровень активности участников, превращать «вредность» в позитивное сотрудничество. Зрители будут охотно следовать нашим правилам – нужно только помнить о некоторых важных принципах.
Принципы установки правил.
1. Правила подбираются под каждую конкретную аудиторию.
Не стоит надеяться, что однажды составленный свод правил чудесным образом будет работать с любыми зрителями в любом зале при любой теме и в любом жанре.
Есть, конечно, такие универсальные вещи как отключение телефонов, хотя – и в этом случае могут возникнуть варианты (выключить полностью, выключить только звук, выключить виброрежим…).
В то же время, нет сомнения, что набор правил для собрания «Лиги женщин Вишневой улицы» будет слегка отличаться от набора для агитации за здоровый образ жизни перед оравой подростков.
Соответственно, полезно перед выступлением, имея в запасе некий «универсальный устав», внимательно изучить место предстоящего выступления, спрогнозировать особенности аудитории и соотнести все это с темой, которую нам предстоит раскрывать.
2. Правила лучше установить с самого начала.
Ошибкой будет думать, что зрители всегда жаждут «свободы от деспотизма» и будут возмущены любой попыткой навязать им правила.
На самом деле – они в правилах очень нуждаются.
Если публика не испорчена каким-то внешним негативным влиянием накануне, она, в основной своей массе, хочет сотрудничать, хочет получить от выступления максимум – ну, раз уж она здесь оказалась )).
Но при этом публика еще не совсем знает, как это сделать наилучшим образом. Ей необходимо понять, как себя вести. И хорошо, если эта информация придет, во-первых, в самом начале выступления, а во-вторых, непосредственно от оратора.
Потому что, во-первых, он пока еще не успел никого разочаровать. Зрители, как мы уже говорили, изначально лояльны, принимают руководящую роль оратора, готовы его слушать и даже поддерживать. И, во-вторых,
если правила не установим мы – зрители начнут устанавливать их сами. А кто диктует правила – тот и главный.
Кстати, о своих правах и свободах наши зрители тоже не забывают ). Предлагаемые правила они сразу же сканируют на соотношение выгодности и напряжности.
Соответственно, понятные простые правила, которые явно работают всем на пользу, аудитория принимает легко. А вот правила, которые выглядят напрягающими, не вполне ясными, нужно разъяснять. Как разъяснять? В соответствии со следующим принципом.
Но позвольте, друзья, сделать на этом небольшой перерыв. Чтобы вам было удобнее читать, я расскажу об остальных принципах установления правил в следующий раз – совсем скоро.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/
Комментарии закрыты