Теория мотиваций Зигмунда Фрейда

Среди известных ученых XX в. особое место принадлежит Зигмунду Фрейду. Ведь именно его работы осветили принципами вопросы построения внутреннего мира личности, ее стремлений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. Главный его труд «Толкование сновидений» вышла в 1899 г.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения является сознание.По Фрейду, сознание представляет собой айсберг, и то, что мы можем увидеть, является лишь незначительной его частью, за покровом сознания скрыт глубинный «пласт», не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, влечений, желаний. Фрейд столкнулся с тем, что эти неусви-домлени переживания и мотивы могут серьезно осложнять жизнь и

быть причиной нервно-психических проблем. Именно это направило его к поискам путей избавления от конфликтов между тем, что говорит сознание людей, и таинственными, «слепыми», бессознательными стремлениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Его методология познания общественных явлений требовала раскрытия бессознательных механизмов, лежащих в ее основе.

Психодинамическая природа обусловлена постоянными конфликтами разных уровней сознания (сознательного и бессознательного), ее структурных компонентов психики.

Сознание человека, по Фрейду, состоит из трех основных компонент.

1. Собственное сознание — то есть то, что человек осознает в данный момент времени (я вижу, им, читаю).

2. Предсознание — то есть то, что человек может вспомнить в течение некоторого промежутка времени (я видел, хотел бы съесть, читал т.п.).

3. Подсознание.

Фрейд рассматривал организацию психической жизни в виде модели, которая должна своими компонентами психические инстанции:

1. «Оно» — наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия, и такое, что ничего не знает ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна; предусмотрена генетически, ее требованиям должен отвечать инстанция «эго» (Я).

2. «Эго» (Я) — следует принципу реальности, производит ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Я — понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает себе отчет и за которые она несет ответственность. Я — продукт индивидуального опыта.

«Эго» — посредник между стимулами, которые идут как из внешней среды, так и из глубин организма, с одной стороны, а также соответствующими подвижными реакциями — с другой. В функции «эго» принадлежат самосохранение организма, отражение опыта внешних воздействий в памяти, предотвращения угрожающим воздействиям, контроль над требованиями инстинктов (исходящих из «ид»).

3. «Супер-эго» (сверх-Я) — является источником моральных и религиозных чувств, которое контролирует и наказывает. «Супер-эго» — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве и остается почти неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который является для него моделью.

Если «Эго» примет решение или совершит действие в пользу «оно», но вопреки «супер-эго», тогда «ид» почувствует наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я берет энергию от «оно», сверх-Я часто действует жестоко. От напряжений, которые испытывает под влиянием различных сил, его спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и т.д..

Вытеснение — значит не произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Регрессия — спуск на примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация — единственный положительный защитный механизм, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда стало известно благодаря тому, что проникло в тайны бессознательного. Он открыл сложные, конфликтные отношения между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, происходящими вне поверхности сознания, по которой скользит взгляд субъекта при самонаблюдения. Сам человек не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного механизма собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. Здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций». Согласно биологическому стилю мышления Фрейд выделил два инстинкта, движущие поведение:

1. Инстинкт самосохранения.

2. Сексуальный инстинкт, который обеспечивает хранение не индивида, а всего вида (либидо).

Бессознательное трактуется как сфера, насыщенная энергией слепого инстинкта, либидо, что не знает ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Исследуя свои собственные сновидения, 3. Фрейд пришел к выводу, что «сценарий» сновидений, ничто иное, как код тайных желаний, которое удовлетворяется в образах-символах этой формы ночной жизни.

Идея состоит в том, что на нашу повседневную жизнь влияют не-осознанные мотивы («Психопатология обыденной жизни», 1901 г.). Различные ошибочные действия, забывание имен, описки обычно принято считать случайностями. Фрейд определил, что в них проявляются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет — все причинно обусловлено. В другой работе («Гостроум и отношение к бессознательному», 1905 г.) он интерпретирует шутки и каламбуры как разрядку напряжения, созданной ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Значительное внимание Фрейд уделял выявлению движущихся сил, которые изнутри дают направленность человеческого развития. Такими подвижными силами в психоаналитическом учении признаются поезда, влечение человека. На раскрытие их природы направлялись основные усилия.

3. Фрейд считал, что «поезда, а не внешние раздражители являются настоящими двигателями прогресса» и, что «раздражение поездов исходят не из внешнего мира, а изнутри организма».

Независимо от того, с чем имеет дело человек, или с внешней действительностью, или с какими-то продуктами деятельности, например мышления (фантазии, мечты, иллюзии), — все это может восприниматься им как психическая реальность. Поэтому он высказывал мнение о том, чтобы «не делать различия между фантазией и действительностью».

Специфика заключается в том, что во внимание принимается только психологическое значение внешнего мира. Другая особенность — основным объектом исследований в 3. Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, которые вызывают влияние на организацию всего человеческого бытия.

3. Фрейд не только рассматривал взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, т.е. сознательным и бессознательным, но и стремился раскрыть содержательные характеристики найнесвидомого психического, выявить те глубинные процессы, происходящие по ту сторону сознания; привлечь внимание сознания к необходимому душевного движения, и тем самым решать внутренние конфликты.

Скачать шаблоны wordpress.