Совещания - прекрасное место для наблюдения за тем, что люди абсолютно не слышат друг друга и, что не менее, а может и более важно - даже не хотят слышать.
На этом совещании тактичность и «синтонность» проявлял только владелец компании. Мужчины-топы большую часть времени молчали. Женщины… я даже не знаю как это назвать.
В попытке доказать что-то, они готовы были вырвать друг другу волосы. Да и не только волосы. При этом они явно друг друга не слышали.
Спорили по вопросам, которые иногда даже не пересекались между собой.
Очень интересно было наблюдать за динамикой совещания — как накал страстей нарастал, доходил до пика и потом начинал угасать. Но в какой-то момент опять выходил на новый пик с чьей-то легкой руки, подбрасывавшей новое ведро горючего материала.
Энергии у этих женщин столько, что хватит на то, чтобы поджечь новое Солнце!
Что вызывало новый виток взаимных обвинений и криков? Чаще всего это были обвинения в чей-то адрес: «Это ваш отдел ничего не делает», «Это ваши сотрудники делают что хотят», «Вы всегда воспринимаете все в штыки», «Вы никогда не хотите ничего делать».
Не менее популярны были деструктивные вопросы с соответствующей интонацией: «Ну и кто это по вашему должен сделать?», «Ну и чем нам это поможет?», «Сколько можно повторять?», «Ну и чья это вина?»
Итогом 8-ми!!! часового совещания было решение, что один из отделов подготовит данные по поднятому вопросу и передаст их владельцу, а он решит, что с этим делать…
И это было бы смешно, если бы не было так грустно. По моим прикидкам стоимость двух проведенных совещаний, переведенная на стоимость людей, в нем участвующих, около 250 тысяч рублей.
Это суточный фонд заработной платы всего моего отдела в средне-сезонное время. Отдела, который обеспечивает товаром 270 магазинов сети, включая интернет-магазин.
Итак: длинные совещания - убийство эффективного бизнеса.
Как собираться по делу, решая вопросы по уму и быстро?
Лучшее совещание - подготовленное совещание. А это значит, что вам нужны Данные, нужно Видение результата и Рычаги влияния.
Ну, Сильные Фигуры, которые могут организовать нужное влияние.
Данные - собираете. Знакомитесь с сутью вопроса, собираете необходимые исходные данные и сведения, проводите неформальные консультации с людьми, которые могут или а) что-то знать, б) могут помочь или в) влиятельные фигуры, от настроения и мнения которых зависит итоговое решение.
Теперь - размышления, анализ и продумывание стратегии...
Постарайтесь прямо-таки проиграть возможные варианты развития событий на будущем совещании, прикиньте, кто что скажет в ответ на ваши предложения, кто будет за, кто против, почему, как обойти протесты и как заинтересовать главных людей вашим видением решения.
Лучшее совещание то, итоги которого вы уже по сути знаете...
Теперь - собственно совещание.
На совещание нужно собрать только нужных людей, никого лишних - отвлекают внимание, мешают. Если нужно создать деловую или теплую атмосферу, можно сделать чай и поднять теплые личные темы. Если все дельные и собранные, можно переходить к делу сразу: коротко в чем проблема, какая ситуация, что можно и нужно на ваш взгляд делать, что берете на себя, что ждете от присутствующих.
Совещание - это всегда обсуждение.
Вот они, главные правила обсуждения, чтобы все было быстро и по делу:
- Начинаем с конца. Лучшее высказывание - предложение готовой формулировки, которая могла бы войти в итоговый документ.
- Тезисность речи. Говорю главное сразу, коротко и четко, в формате «Что делать».
- Вопросы всерьез - только подготовленные.
- Критикуя – предлагай или молчи. В крайнем случае – обозначай намерения: «Я не поспорить, но этого делать просто нельзя».
- Реакция на любое мнение - тотальное Да. В сложных случаях - «Повтори – согласись – добавь».
- На любое выступление – 1 минута. Все.
Если высказываетесь вы, дополнительно помните: чем четче, короче и наглядно вы все изложите, тем лучше. Подумайте, на что сделать акценты. Хорошее правило - рассказывая, думайте о конкретных формулировках и тезисах, которые должны остаться в головах людей, и смотрите в глаза: уже услышали, поняли?
В сложных случаях, когда вашу мысль реально могут не понять, ее стоит а) нарисовать, б) спросить, как вас поняли, в) предложить задать вопросы и ответить на них.
Когда говорите о том, что можно и нужно предпринять, лучше предложить не один, а несколько вариантов. Важно: нужный вам вариант лучше поставить или первым, или последним в списке, в этом случае он привлекает максимальное внимание.
Помните правило Гомера: лучше всего располагать аргументы так, чтобы вначале звучали пара сильных и лучше рациональных аргументов, далее можно сослаться на один-два средних (но не слабых!) обстоятельства, а в конце дать один, самый сильный аргумент, и лучше эмоционального плана.
Если в предложенных вариантах опишите их плюсы и минусы, людям будет проще принять правильное решение.
Что касается принятия решения, то голосование - не лучшая и скорее вынужденная мера в эффективных совещаниях. Эффективнее, когда руководитель, обсудив все, принимает решение сам.
Другой разумный вариант решения руководителя - назначение ответственных лиц (экспертов), которые соберут все замечания и доточат решение самостоятельно.
Козлов Н.И.
Комментарии закрыты