>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

6.2. Сущность, типология и субъекты трудовых конфликтов

Конфликты в работе включают все формы столкновений людей в процессе работы, которые проявляются, как

  1. трудовые конфликты;
  2. профессиональные конфликты;
  3. организационные конфликты;
  4. межличностные (неделовые) конфликты.

Первые три типа конфликтов непосредственно касаются работы, дела, независимо от того, насколько эмоционально они выражены.

Трудовые конфликты — это конфликты, возникающие в сфере трудовых отношений по поводу условий найма, социально-психологических связей и развивающихся тенденций.

Профессиональные конфликты связаны со спецификой профессиональной деятельности субъекта и заложены в основу самой профессиональной деятельности. Они возникают сразу, как только субъект приступает к выполнению своих профессиональных функций.

Типичными примерами профессиональных конфликтов являются конфликты в работе налоговых инспекторов при проверке финансовой деятельности организации; контролеров — при задержании безбилетных; милиционеров; экзаменаторов; сторожей, когда они задерживают вора; работников контрольно-пропускных пунктов предприятий, останавливающих хищение имущества организации и пр.

Под организационным конфликтом понимаются установки, поведение конкретного работника или групп, противоречащие основным принципам корпоративной культуры, сложившейся в данной организации.

Так же следует отличать трудовые конфликты от межличностных конфликтов на работе, возникающих на эмоциональной основе, причина которых кроется на личностных мотивах:

Пример. В одном из ночных клубов 18-летняя девушка устроилась на работу официанткой. Работа официантки, как правило, продолжается с 20.00 и до 8.00 утра пять дней в неделю. Начальник смены, которому подчинялась непосредственно она и все официантки (в смену пятеро девочек), занимался сексуальным домогательством по отношению к своим подчиненным. Об этом знали все официантки. Руководство не было в курсе этих выходок начальника смены.

Начальнику приглянулась новая официантка, и он стал домогаться ее. Сначала были просто замечания по поводу ее работы. Официантки сразу предупредили ее, что если он положил на нее глаз, то за этим последует попытка пригласить ее к себе домой, поскольку иногда ему удается добиться своего.

Инцидент произошел, когда этот начальник вышел на работу выпивший и по отношении к работникам смены вел себя агрессивно. До открытия клуба он вызвал девушку к себе в кабинет и стал обвинять ее в том, что она плохо работает, не старается, не приветлива с клиентами и, вообще, она первый кандидат на увольнение.

Предложил ей обсудить эту проблему у него дома в тихой спокойной обстановке. Она поняла, чего он от нее хочет, но не успела возразить, как начальник подошел к ней и стал приставать. Когда она выскочила за дверь, вслед он пригрозил, что если об этом кто-нибудь узнает, она сильно пожалеет.

На следующий день начальник сказал, чтобы она не делала глупостей и согласилась, на что она обещала ему, что обязательно все это дойдет до руководителей ночного клуба. Он тут же ее уволил и предупредил охрану, чтобы они ее не пропускали к руководству. В итоге сам начальник смены не пострадал, а официантка, теперь уже бывшая, стала типичной жертвой сексуального домогательства.

Данная ситуация является примером межличностного конфликта на работе и не может быть трактована как трудовой конфликт. Поскольку и сама ситуация и причины, спровоцировавшие ее, не связаны непосредственно с работой (несмотря на то, что начальник смены делал акцент именно на качестве работы официантки), а лишь пространственно возникли внутри организации и в рабочее время.

Этого недостаточно, чтобы вышеизложенную ситуацию назвать трудовым конфликтом. Данный тип конфликтов относится к межличностным (неделовым) конфликтам.

Таким образом, трудовые конфликты — это не просто конфликты, возникшие во время работы, а конфликты, связанные с работой.

В трудовом кодексе понятие "трудовой конфликт" отсутствует, и закон апеллирует понятиями "индивидуальный трудовой спор" и "коллективный трудовой спор". Индивидуальный и коллективные трудовые споры в конфликтологии рассматриваются как разновидности трудовых конфликтов.

Трудовые конфликты могут быть открытыми и латентными. Латентный вид трудовых конфликтов протекает незаметно для незаинтересованных в них субъектов. Возможно, до определенного момента конфликт может быть незамеченным и остаться латентным и для заинтересованной стороны.

К субъектам трудовых конфликтов относятся: вышестоящая инстанция, руководство организации, различные группы и работники, входящие и не входящие в данную организацию.

Основными формами проявления трудовых конфликтов являются:

1. Снижение интенсивности, производительности и качества работы. Чаще всего оно проявляется в латентной форме. Низкая самоотдача работников, как способ протеста, является самой актуальной формой трудовых конфликтов в России. В целом это обусловлено сложившимися в России хозяйственной культурой и менталитетом.

Данный феномен по причине своей скрытости трудно поддается исследованию, поэтому нет конкретных результатов, оценивающих, например, потери (временные, финансовые, человеческие) организаций от такого рода конфликтов.

2. Служебные интриги. Под интригой подразумевают манипуляцию работниками, руководством, направленную на столкновение их между собой для достижения своих корыстных целей и получение удовлетворения от создавшихся для них неприятностей. Интриганы всегда действуют в радость себе и в ущерб организации.

Поскольку интриганы руководствуются эмоциями, их амбиции основаны на личной неприязни, но внешне они прикрываются организационными, технологическими и прочими обстоятельствами, которые якобы принуждают их к таким действиям. Тем не менее, интриги в реальности ничего общего с деловыми конфликтами не имеют.

3. Деловые конфликты. Деловые конфликты — это повседневные конфликты на работе, вызванные технологическими алгоритмами при исполнении своих должностных обязанностей. К ним относятся:

а) конфликты между работодателем и работником на деловой основе. К ним можно отнести конфликты, которые в юриспруденции рассматриваются как индивидуальный и коллективный трудовой спор.

Под индивидуальным трудовым спором подразумевается неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых трудовых споров (статья 381 ТК РФ). 

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях (статья 398 ТК РФ).

В отличие от юриспруденции, в конфликтологии выделяются еще три вида деловых конфликтов:

б) конфликты между руководителем другого подразделения и работником.

Пример: Холодильный комбинат часть своих помещений сдает в аренду частным фирмам. Эти фирмы в случае необходимости, а также простоя работы комбината прибегают к услугам грузчиков комбината, за что расплачиваются товарами. Комбинат это допускает. Конфликт возник, когда один из грузчиков комбината получил за свою работу коробку субпродуктов от частной фирмы, но не мог пронести через проходную комбината. Его остановили контролеры, забрали коробку, составили акт, в результате чего грузчик был лишен премии за этот месяц.

Руководство частной фирмы не стало вмешиваться в конфликт. Начальство комбината не приняло во внимание доводы грузчика, в том числе то, что такой продукции в этот момент в цехах комбината не было и они могли бы убедиться в его порядочности, позвонив руководству частной фирмы.

Если бы его задержал непосредственно свой начальник — начальник цеха, начальник смены или бригадир, — дело не дошло бы до конфликта. Вся проблема в том, что охранное предприятие, которое обслуживает комбинат, действует по своим жестким правилам.

В итоге, возникший конфликт между контролером и грузчиком на проходной — это не вертикальный конфликт (между начальником и подчиненным), а диагональный конфликт — между работником и контролирующим подразделением внутри организации;

в) конфликты между работниками. Деловые конфликты, которые возникают между работниками следует отличать от интриг.

Пример: На практике деловые конфликты между работниками зачастую переходят на личностный уровень, превращаясь в интриги. Это обусловлено тем, что каждый работник обладает чувством самолюбия, и в дальнейшей эскалации конфликта эффект самолюбия срабатывает. По этой причине конфликтов между работниками на деловой основе не так много, хотя интриги — это обычное явление в трудовых коллективах;

г) конфликты между работником и представителями сторонних организаций. К сторонним организациям относятся поставщики, потребители, конкуренты или просто территориально соседствующие субъекты.

4. Забастовки. Слово "забастовка" происходит от итальянского слова "баста", что переводится как "довольно". Закон РФ определяет забастовку как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей ( полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (статья 398 ТК РФ). В то же время в юриспруденции забастовка рассматривается еще как "способ разрешения коллективного трудового спора" (статья 409 ТК РФ).

Выделяют следующие разновидности забастовок:

  • Бойкот (от фамилии ирландского управляющего Чарлза Бойкот) как форма организованного коллективного отказа от выполнения работы, подразумевает экономическую, информационную и прочую изоляцию работодателей от внешних связей.
  • Голодовка, выражающаяся в отказе работников от своей работы с одновременным отказом от приема пищи.
  • Пикетирование предполагает публичные демонстрации работников и выдвижение своих требований во время проведения забастовок с целью привлечения общественного мнения.
  • Забастовка солидарности проводится в знак поддержки работников других организаций для укрепления возможностей влияния профсоюзов на работодателей.
  • Игра по правилам как способ давления на работодателей позволяет работникам добиться остановки работы организации посредством строгого соблюдения всех действующих в ней правил.
  • Изоляция чаще всего ведется против руководителя организации и выражается в блокировании его выхода из рабочего кабинета до принятия им решения, удовлетворяющего требования протестующих работников.
  • Бунт — это жесткое коллективное давление работников на работодателей посредством отказа их от работы с применением методов насилия, в частности выведения из строя средств производства с целью нанесения материального ущерба собственнику.

4. Локаут — способ давления работодателей на работников, который выражается в одновременном коллективном увольнении работников посредством приостановки деятельности организации.

С точки зрения управления, из всех форм трудовых конфликтов наиболее стихийны, а потому плохо поддаются регуляции, — это первые два вида. Для того, чтобы сделать их более управляемыми, в конфликтологии предлагают эффективно использовать такие рычаги, как стиль руководства, лидерство в коллективах, социально-психологический климат, адаптацию и мотивацию работников, а также максимальную поддержку корпоративной культуры.

Комментарии закрыты