Общение – сложный социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера.
В социальном плане оно выступает средством передачи человеческой культуры и опыта. Его специфика заключается в том, что собеседники раскрывают свой субъективный мир один другому, проявляют индивидуальные особенности.
Содержательная сторона общения – это совокупность материальной, когнитивной, кондиционной, мотивационной и деятельностной составляющих:
- материальное общение– обмен предметами и продуктами деятельности человека для существования и развития;
- когнитивное– передача знаний, навыков, умений;
- кондиционное– взаимовлияние людей на создание состояния физической и психологической готовности к какой-либо полезной работе (например, к обучению);
- мотивационное– передача друг другу побуждений, установок, мотивов к действиям в определенном направлении;
- деятельностное общение– обмен навыками, операциями, умениями с целью совершенствования практики.
Общение различается по:
- Количеству участников: межличностное, групповое, массовое;
- Способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика);
- Положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (например, через средства массовой информации);
- Условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе);
- Задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями);
- Средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосредованное (след, радио, телевидение), прямое (возможность видеть, слышать, чувствовать), косвенное (через посредников).
Каналы общения, адекватные органам чувств:
- Зрительный;
- Слуховой;
- Тактильный (прикосновение);
- Соматосенсорный (кинестетический, ощущение своего тела).
Люди обладают особенностями в восприятии внешнего мира и другого человека (социальная перцепция). Они подразделяются на визуалов, аудиалов, кинестетиков:
- визуалы– предпочитают все посмотреть своими глазами, любят возвышаться над партнером;
- аудиалы– воспринимают действительность через слуховые образы: музыку, речь, звуки;
- кинестетики– переживают (эмоционально) посредством состояния своего тела.
По логическому основанию можно назвать такие каналы общения: прямой, косвенный, управляемый косвенный:
- прямой канал– передача сведений в явном виде;
- косвенный (непрямой)– добытая информация с целью контроля или дополнения к тому, что было ранее принято;
- управляемый косвенный канал– сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, подано как вполне намеренное (убедительный тон в сомнительной ситуации).
Стили общения (по направленности):
- Податливый– необходимость в людях, озабоченность собой;
- Агрессивный– потребность в достижении успеха путем контроля над другими;
- Отрешенный– сохранение дистанции, уединенность.
Типы общения (по направленности):
- Альтруистический(помощь другим);
- Манипуляторский(преследование собственной цели);
- Миссионерский(невмешательство, осторожное влияние).
Имеются и другие: сотрудничество, компромисс, соперничество (настаивание на своем), приспособление (сохранение отношений), избежание (неприятного).
Средства общения:
- Язык– система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь;
- Интонация– эмоциональная выразительность, способная придавать разный оттенок какой-либо фразе;
- Мимика, поза, взгляд– могут усиливать или опровергать смысл сказанного;
- Жесты– общепринятые или экспрессивные (для выразительности);
- Расстояние собеседников– зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.
В речи выделяют темп, громкость, интонацию, что позволяет определить эмоциональное состояние индивида, его отношение к передаваемому сообщению.
Человек не может длительное время сознательно контролировать всю сферу средств общения. Поэтому, часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т.д.
Стратегия общения:
- Открытое – закрытое ( Закрытое общение – нежелание или неумение одного из партнеров понятно довести свою точку зрения, информацию);
- Монологическое – диалогическое;
- Ролевое (социально – ролевое) – личностное ("по душам").
Важный вопрос в общении – открытость, т.е. не только искренность говорящего, но и способность непредвзято воспринимать партнера. Высокая культура дает уверенность, что вас правильно поймут.
Тактика общения – это реализация стратегии в конкретной ситуации на основе знания и владения техникой, правилами и приемами коммуникации.
Виды общения:
- Контакт масок(формальное общение) – отсутствие стремления понять партнера, учесть его индивидуальные особенности. Используются привычные штампы (вежливость, строгость, участливость, невозмутимость и т.д.), наигранность выражений лица, жестов, набор фраз, что позволяет скрыть истинное отношение к собеседнику;
- Примитивное общение– человека оценивают, исходя из его полезности. Нужен – активно вступят в контакт, мешает – не заметят, получили желаемое – оттолкнут;
- Формально– ролевое, когда регламентированы и содержание, и средства общения, вместо изучения личности обходятся знанием социальных (должностных) функций;
- Деловое общение– учитываются психологические качества индивида, черты характера, мотивы, настроение. Однако интересы дела превыше, более значимы, чем возможные личностные расхождения;
- Духовное общение друзей – они могут беседовать без слов, с помощью выражения лица, интонации, используя жесты, движения;
- Манипулятивное общение– преследует одну цель: извлечь выгоды от партнера, используя разные приемы (месть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты, учтивости и т.д.);
- Светское общение– его суть – в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а что положено в каких-либо случаях.
Функции общения
В психологии существует множество классификаций функций общения.
По критерию цели общения выделяют восемь функций:
- контактная– установление состояния готовности к приему и передаче сообщений;
- информационная– обмен сообщениями, сведениями, замыслами;
- побудительная– стимуляция активности абонента;
- координационная– взаимное согласование действий;
- понимания– восприятие и понимание смысла сообщения, установок, намерений;
- амотивная– возбуждение в собеседнике нужных эмоциональных переживаний;
- установления отношений– осознание своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей коллектива, в коем действует человек;
- оказания влияния– изменение состояния и поведения партнера, в т.ч. его мнений, намерений, установок, потребностей и т.д.
Мы рассмотрим обобщенный вариант – три функции (их называют сторонами, аспектами) общения:
- Коммуникативная(обмен информацией);
- Интерактивная(организация взаимодействия);
- Перцептивная(восприятие и формирование образа другого человека).
Коммуникативная функция общения.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию (Коммуникация (лат. communicatio) – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду людей.). В своей деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и т.п. Это и есть информация человеческой коммуникации, которая не просто отправляется, а и формируется, уточняется, развивается.
Коммуникативная сторона общения имеет свою специфику:
- Общение– это не просто движение информации. Здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, и каждый из них выступает активным субъектом (их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности). Значимость информации обусловливается тем, что она не просто принята, но и осмыслена, понята;
- Обмен информацией предусматривает взаимовлияние, психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения. При этом участники должны обладать единой системой кодирования, т.е. когда знаки и их значения известны;
- В общении возможны барьеры. С одной стороны, – отсутствие единого понимания сложившейся ситуации (социальный аспект), с другой, – препятствия могут носить психологический характер вследствие личностных особенностей (скрытность, недоверие, несовместимость и т.д.).
Вербальные и невербальные средства общения
(Вербальный (лат. verbalis ) – словесный, устный.)
Вербальная коммуникация – это устная и письменная речь, т.е. в качестве знаковой системы служит язык. В ее структуру входят:
- Значение и смысл слов, фраз;
- Речевые звуковые явления (модуляция высоты голоса – плавная, резкая; ритм – равномерный, порывистый; тембр – раскатистый, хриплый, скрипучий; тональность – высокая, низкая; дикция; интонация; темп речи – быстрый, средний, замедленный). Их изучает паралингвистика;
- Выразительные качества голоса – специфические звуки – смех, хмыканье, плач, шепот, вдохи; разделительные звуки – кашель; нулевые – паузы, назализации – «хм-хм», «э-э» и др. Их изучает экстралингвистика.
Формы устной речи – монолог и диалог. На эффективность общения влияют многие факторы. Среди них: интенции – настроения, установки, предполагающие активность взаимодействия партнеров; включенность их в совместную деятельность; наличие обратной связи (позволяет раскрыть точность восприятия смысла информации); умения и навыки.
Хотя речь и является универсальным средством коммуникации, она дополняется употреблением других знаковых систем. Ученые считают, что в общении слова составляют – 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% (по другим данным до 80%).
Невербальная коммуникация.
- Кинестика– исследует внешние проявления чувств и эмоций (в основе лежит общая моторика различных частей тела) – это мимика, жестика, пантомимика;
- Такесика– изучает прикосновения, рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и т.д.;
- Проксемика– рассматривает нормы пространственной и временной организации общения;
- Визуальное общение("контакт глаз") – это важное дополнение к речевой коммуникации.
Мимика – движение мышц лица, показывающее эмоциональное состояние; она способна дать истинную "картину" о том, что переживает человек. Мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, брови, нос, рот, подбородок способны сказать больше, чем слова (Считается, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени беседы.).
По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой– фиксируется в районе лба человека;
- Светский– опускается до уровня губ;
- Интимный– направлен не в глаза партнера, а ниже лица – на другие части тела до линии груди;
- Подозрительный(критический) – взгляд искоса.
При общении важны и жесты.
Виды жестов:
- жесты – оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание);
- жесты уверенности (соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле);
- жесты нервозности и неуверенности (пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами);
- жесты самоконтроля (руки заведены за спину, поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотники);
- жесты ожидания (потирание ладоней и т.д.);
- жесты отрицания (сложенные руки на груди или скрещенные, отклонение корпуса назад, дотрагивание до кончика носа);
- жесты расположения (прикладывание рук к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
- жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз);
- жесты неискренности ("прикрытие рукой рта", "прикосновение к носу", поворот корпуса в сторону от партнера, "бегающий взгляд").
Жесты можно разделить на пять групп:
- Жесты–иллюстраторы, т.е. сообщения:
- указатели;
- пиктографы (картины изображения – "вот такая фигура");
- кинетографы – движение телом;
- жесты – "биты" ("отмашки");
- идеографы (движение руками, соединяющие представляемые предметы вместе);
- Жесты–регуляторы– показывают отношение говорящего к чему – либо (улыбка, кивок, направление взгляда, руки);
- Жесты–эмблемы– заменители слов и фраз (например, сжатые руки на уровне груди означают – "здравствуйте", поднятые над головой – "до свидания");
- Жесты–адапторы– привычки человека, связанные с движением рук (почесывание, подергивание некоторых частей тела; касания и пошлепывания партнера; поглаживание; перебирание предметов, находящихся рядом (пуговица, ручка));
- Жесты–аффекторы– выражают через движения тела и мышц лица определенные эмоции.
Пантомимика отражает моторику всего тела, позу, осанку, походку, наклоны. Эти динамические позиции характеризуют психологическое состояние индивида, в том числе готовность и желательность общения или нерасположенность к этому.
Проксемика – заключается в том, что время и пространство несут смысловую нагрузку в общении.
Выделяют четыре зоны (дистанции) в межличностном контакте:
- Интимная (15 см) – в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Здесь характерны доверительность, негромкий голос, прикосновения;
- Личная или персональная(45–120 см) – предназначена для обыденной беседы с друзьями и коллегами и предполагает визуальный контакт;
- Социальная(120–400 см) – соблюдается во время официальных встреч в служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;
- Публичная(свыше 400 см) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, в лекционной аудитории.
Различные отношения людей между собой могут выражаться в том, какое место они занимают за столом:
|
В1 – угловое расположение характерно для тех, кто занят непринужденной беседой;
В2 – позиция совместной деятельности, партнерства, равенства;
В3 – конкурирующе-оборонительная линия, где стол – барьер;
В4 – независимая позиция для не желающих взаимодействовать.
За квадратным (официальным) столом проводятся деловые беседы, подчеркивая субординацию. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются начальником более всего с теми, кто рядом. Круглые (неофициальные) – предназначены для доверительного общения, "удобства" дискуссии.
Интерактивная функция общения.
Она связана с выработкой стратегии, тактики взаимодействия людей.
Общение предполагает изменение поведения и деятельности другого человека. Здесь оно (общение) выступает как межличностное взаимодействие. Его признаки:
- Наличие внешней цели(объекта), достижение которой обусловливается совместными усилиями;
- Эксплицированность– доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими индивидами;
- Cитуативность– достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, интенсивности, нормами и правилами отношений;
- Рефлексивная многозначность– зависимость восприятия взаимодействия от условий его осуществления и оценок участвующих в них людей.
Совместная деятельность должна сопровождаться взаимопониманием. Взаимопонимание – это форма взаимодействия индивидов, осознающих содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимающих испытываемые ими чувства и настроения, содействующих достижению реальной цели и конкретного результата.
Типы (виды) взаимодействия.
Их обычно подразделяют на две противоположные группы:
- Позитивные– кооперация, согласие, приспособление, ассоциация;
- Негативные– конкуренция, конфликты, оппозиция, диссоциация.
Кооперация представляет собой упорядочение, координацию усилий участников, их продуктивное сотрудничество.
Перцептивная функция общения.
Она включает в себя процесс формирования образа другого человека (это достигается "прочтением" его психических свойств и особенностей поведения), обусловливает восприятие и понимание партнера и себя и установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия.
Механизм социальной перцепции:
- Идентификация (отождествление, уподобление себя другому.);
- Рефлексия (осознание того, как человек воспринимается другими (понимание путем размышления за партнера).);
- Эмпатия (чувствование – формируется свое отношение к человеку).
Межличностное восприятие – это взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание и изменение каких-то характеристик субъектов, благодаря факту их присутствия. При этом они стремятся к интерпретации поведения и причин его вызывающих. В условиях недостатка информации для взаимодействия начинается ее приписывание, "достраивание". Это называется атрибуцией.
Важное значение в перцепции придается установке в общении. Часто формирование первого впечатления о человеке зависит от данной ему характеристики.
В ходе межличностного восприятия возможны ошибки. В их основе лежат различные эффекты:
- Эффект "ореола" – это своего рода "клеймо" на образ индивида, которое мешает видеть его реальное поведение. Во время общения путем приписывания формируется установка на прежде существующее представление об этой личности;
- Эффект "первичности" – возникает при восприятии человека и зависит от порядка и значимости доведенной о нем информации. Представленные ранее сведения, хотя они и противоположны последним, играют решающую роль;
- Эффект "новизны" – заключается в том, что новая информация оказывается наиболее действенной;
- Эффект "стереотипа" – возникает в силу недостаточного опыта и информации и существует в виде устойчивого образа. В результате возникает предубеждение к людям.
В процессе перцепции происходит не просто восприятие партнера, а возникают эмоциональные отношения. Механизм их образования изучает аттракция. Аттракция – формирование привлекательности одного человека для других, механизм развития привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви. Приемы (способы) ее формирования:
- "Имя собственное"– нужно обращаться по имени и отчеству – это приятно для собеседника, вызывает положительные чувства, заставляет его быть более открытым, предрасположенным к продуктивному разговору;
- Лицо человека – "зеркало души"– мимика почти не поддается контролю, по ней можно судить о действительном отношении к партнеру. Приветливое выражение, улыбка свидетельствуют о добрых намерениях;
- "Золотые слова"– не надо скупиться на комплименты, похвалу, одобрение, в которых нуждается каждый участник;
- "Терпеливый слушатель"– умение выслушать человека, дать ему возможность высказаться, всячески способствовать этому;
- "Знания о людях"– о семейном положении, увлечениях, индивидуальных особенностях, психологических качествах личности.
Три основных правила начальника по регулированию взаимоотношений:
- Первое– на позитивные отношения людей воздействует интересная деятельность. Она вовлекает ее участников в содержательные деловые и личностные контакты, позволяет ближе узнать друг друга, найти привлекательные черты. В то же время плохо поставленная работа – это повод для недовольства, противоречий, конфликтов;
- Второе– заботиться о сохранении эффективных связей, учитывая это при распределении поручений и заданий исполнителям, не разрывать симпатии, сложившиеся группы;
- Третье– справедливость руководителя. Если он избежит таких ошибок, как противопоставление специалистов, чрезмерное захваливание одних и грубое порицание других, бездумное поощрение соперничества, то этим он создаст благоприятные социально – психологические условия для сближения людей.
Комментарии закрыты