>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Глава 15. Психологические технологии в социальной работе

§1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий

Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его семье, социальной среде, в коррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психологические технологии и методики по праву активно используются и в подготовке специалиста, и в его профессиональной деятельности. Многообразие психологических технологий, которые активно разрабатываются, практикующий специалист применяет в зависимости от своего основного подхода к человеку и обществу.

Наиболее верный критерий выбора технологии — своеобразие восприятия личности в различных парадигмах научного знания о человеке и обществе: личность, структура личности, ее индивидуальность и субъектность, взаимоотношения и взаимодействия с окружающей средой, ее потенциальные возможности роста и изменения, развитие рефлексивности, интенциональности, аутентичности и конгруэнтности, т.е. следует акцентировать внимание на силе личности, а не на ее слабости. На основе каждой из указанных парадигм, определенным образом объясняющих личность и окружающий ее мир, формируется система различных техник и технологий работы с клиентом, которые можно использовать как при консультировании, так и при коррекции и терапии.

Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении 3. Фрейда — основателя метода исследования бессознательного в психике человека и его влияния на поведение и личность. 3. Фрейд выделил три уровня психики: сознание, подсознание, бессознательное. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.

Он полагал, что структура личности состоит из следующих компонентов: Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго. Все три части тесно взаимодействуют, реализуя свои специфические функции. Согласно 3. Фрейду самой архаичной, но центральной частью личности является Ид — биологическая сущность человека, сближающая его с животным миром, все то, что определяется конституцией, генетикой, эндокринной системой, является инстинктивным (либидо, т.е. стремление к сексуальному удовлетворению, инстинкты агрессии, стремление
к смерти). Ид — бессознательная часть личности, руководствующаяся принципом удовольствия, оторванным от реальности. Соединяет Ид с реальностью другая часть личности -Эго как сознательное начало.

Развиваясь из Ид, Эго находится в контакте с миром и предназначено для установления гармонии между различными силами, действующими на человека как изнутри, так и извне. Ид — реакция на потребности, а Эго — на возможности человека, поэтому между ними могут возникать конфликты: Эго должно сдерживать стремления Ид, противоречащие общественным нормам. Субъективно это переживается личностью как состояние тревоги, беспокойства и вины. С одной стороны, Эго связано с бессознательным Ид, а с другой стороны, оно близко моральной цензуре личности — Суперэго, содержанием которого являются социальные нормы и запреты, принятые личностью, правила поведения и образ жизни. Это те феномены, которые налагают запреты на способы удовлетворения биологических потребностей человека, имеющих нередко ярко выраженный сексуальный характер. Суперэго — совесть и самонаблюдение, формирование идеалов. Суперэго зависит от ценностей конкретного социума, которые осознаются и воспринимаются в детстве, превращаясь в автоматизированные формы поведения.

Развивая мысли Фрейда, его последователь К. Юнг описал "коллективное бессознательное" — то, что накоплено человечеством и передается от одного поколения к другому в виде архетипов, т.е. образований, существующих уже при рождении ребенка и содержащих опыт предыдущих поколений. Именно архетип, по мнению К. Юнга, направляет и организует психику. Архетипы проявляют себя в виде символов, мифов, традиций и др. Эту структуру можно назвать Суперид.

Важной особенностью психоаналитической концепции является конституирование ведущей роли бессознательного. Поэтому основной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоками которых всегда являются события, произошедшие в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем.

Например, А. Адлер, отрицая ортодоксальный психоанализ, предложил собственное понимание бессознательного содержания личности, основная сущность которого — признание господства индивидуализма. Желая достичь жизненной цели, человек стремится стать "особым человеком", избавиться от комплекса неполноценности.

Цели и жизненные планы формируются в детстве; ребенок сознательно или бессознательно следует им, равняясь на образец — возможности достижения успеха, которыми воспользовались другие победители в определенных культурных рамках. На этой основе возникают мировоззрение, интересы, желания личности. Согласно А. Адлеру кроме стремления личности к превосходству (приобретенного в течение жизни) существует и чувство общности (врожденное). Таким образом, А. Адлер попытался гуманизировать личность, не ограничивать ее жесткими рамками зависимости от темных сил бессознательного.

Современный психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. В связи с этим центральным понятием является "конфликт" — непознанные ("бессознательные") моменты, которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжились в его взрослой жизни. Такие конфликты — манеры поведения — были заложены как индикаторы чувств, мыслей и поступков. Предполагается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация поведения (совокупность чувств, мыслей и манер), обусловливающая нынешнее восприятие мира. Если это выражается в реакциях, неадекватных условиям, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти "организующие системы", способствуя иному структурированию информации и будущего опыта личности. От тревоги и неуверенности человека спасает своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.

А. Фрейд пришла к выводу, что некоторые функции бессознательных и сознательных явлений в психике выражаются иначе, чем понимал их 3. Фрейд. В первую очередь это касалось взаимоотношений Ид (Оно) с Эго (Я). А. Фрейд заметила, что Эго не вышло полностью из Ид, как полагал 3. Фрейд, а обладает значительной долей самостоятельности, поэтому функция Я гораздо значительнее и динамичнее. Эго-психология большую роль отводит и защитным механизмам, как и классическая теория психоанализа. Не постулируется жесткое доминирование бессознательного, хотя оно признается ключевым в возникновении психических проблем и расстройств. В отличие от традиционного психоанализа психические воззрения, оформившиеся в Эго-психологию, проникнуты верой в человека, его силы, что в значительной степени приближает ее к гуманистическому направлению.

Использование идей психодинамического направления в целом и Эго-психологии в частности в социально-психологической работе обусловлено пониманием и учетом защитных механизмов личности.

Защита и сопротивление — особые когнитивные способности человека, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, вывести их из своего сознания, обеспечивая бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита — один из механизмов, препятствующих изменению личности ("сопротивление"). Современный психодинамический подход использует ряд наиболее распространенных защитных механизмов: вытеснение, отрицание, формирование реакции, перемещение, обратное чувство, подавление, идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, регрессия, сублимация, расщепление, проекция, экранирование, окаменение и др. Все они направлены на сохранение баланса между Оно и Сверх-Я. Каждый из механизмов защиты имеет свои достоинства и недостатки.

Например, преимущество вытеснения в том, что неприятные переживания вытесняются из сознания индивида ради его спокойствия. Однако этот механизм, требующий от человека больших энергетических затрат, не решает проблему, что является негативным моментом.

Другое современное направление психодинамического подхода — Я-психология (self-psychology), возникшая в конце 50-х гг.; одним из ее основоположников является X. Кохут, еще в большей степени отличающийся тенденцией к гуманизации, характерной для современных психодинамических теорий. Основная сущность Я-психологии — рассмотрение Я как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения.

Теория Я-психологии, соединяет психоанализ с экзистенциональной и гуманистической психологией. В настоящее время она рассматривается как одна из альтернатив классического психоанализа теорий: большое значение придается чувствам (эмпатии), анализу субъективного опыта и образа жизни индивида.

Типичный пример психодинамического подхода — трансактный анализ (ТА), который способствовал развитию совершенно нового, оригинального взгляда на личность и включению ее в межличностное взаимодействие. В соответствии с ТА человек порой играет в течение жизни в неосознаваемые им самим запрограммированные игры, составленные на основе сценария — бессознательной структуры, определяющей его жизнь. Существуют сценарии "счастливчиков", "мальчиков на побегушках", "козлов отпущения" и др.

Основоположник ТА Э. Берн заметил, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, словарный запас и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. Иному психическому состоянию, часто не совместимому с первым, бывает присущ иной набор схем. Эти различия и изменения свидетельствуют о существовании у человека различных состояний Я, что является основой структурного анализа: 1) состояния Я, сходные с образами родителей (Родитель); 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (Взрослый); 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве (Ребенок). Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я? почему поступаю именно так, а не иначе? как я приобрел эти качества?

В соответствии с теорией структурного анализа человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое. Э. Берн следующим образом аргументирует подобное утверждение: каждый человек хранит в себе набор состояний Я (индивидуально воспринятых им) своих родителей (или тех, кто их заменял). Эти состояния при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться, т.е. "каждый носит в себе своего родителя". Все люди (не исключая детей) способны объективно перерабатывать информацию при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я, т.е. "в каждом человеке есть взрослый". Любой человек сохраняет впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться, т.е. "каждый таит в себе маленького мальчика или девочку". Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояния Я.

Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, являясь посредником между ними. Родитель осуществляет две основные функции: обеспечивает выживание человеческого рода и помогает сберечь массу времени и энергии. Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя.

Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для ее функционирования и выживания. Изменять их необходимо
только в том случае, если нарушено равновесие между ними. В обычной ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый и Ребенок — заслуживает одинакового уважения, каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Эти три Я сопровождают человека всю жизнь, выступая в различных сочетаниях. При неадекватности этих сочетаний возникают психологические проблемы. Помочь личности решить их -значит разрушить ее игру. Э. Берн в своих работах предлагает различные способы "разрушения игры".

Различные состояния Я реализуются в играх. Игры — типичная модель невыраженных компромиссов (трансактов), которая постоянно повторяется, превращается в стереотипы, что способствует созданию дискредитирующих ситуаций. Психологическая игра — часто повторяемая последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющих внешнее разумное обоснование. Игры препятствуют честным, открытым отношениям между людьми. Чтобы помочь человеку, надо разрушить эту игру и сконструировать другое поведение. ТА удобно использовать в консультировании внутрисемейных отношений.

М.А. Розин в отличие от Э. Берна считает, что сценарий — не изначально задаваемая неизменная структура; человек в течение своей жизни "сочиняет себя" и выстраивает сам свой "сценарий", ассимилируя происходящие с ним события, целенаправленно выстраивая и творя сюжеты. В противоположность Э. Берну, который считал сценарий бессознательной, механистической структурой, мешающей человеку жить, держащей его в рабстве, М. Розин полагает, что создание своего сценария — один из способов осмысления жизни человеком, проявление его творческого начала. Согласно теории структурного анализа человек может стать свободным, лишь разрушив сценарий, однако, по утверждению М. Розина, человек может почувствовать себя свободным и счастливым только в том случае, когда сценарий создан им самостоятельно.

Отдельные проблемы клиента предполагают длительное взаимодействие с ним. Но могут возникать моменты, требующие немедленного изменения ситуации, в которой оказался клиент. Именно для оказания экстренной помощи клиенту, для которого обычно характерно изменение эмоционального состояния, используется модель кризисной интервенции с выраженным прагматическим характером. Ее сущность — признание необходимости применения кризисного краткосрочного вмешательства (или серии краткосрочных вмешательств) в психический мир клиента. Предполагается, что в этих случаях важно установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы. Кризисная интервенция
предполагает экстренное вмешательство при отсутствии времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации "здесь и сейчас" с помощью ресурсов самой личности и ресурсов ее социального окружения.

Понятие "кризис" правомерно использовать не только применительно к человеку как интрапсихической системе. Кризис могут испытывать семьи или группы людей, которым предъявляются новые требования, являющиеся для них невыполнимыми. В этом случае кризисная интервенция заключается во "вхождении" в жизненную ситуацию индивида, семьи или группы для оказания им помощи в решении возникших проблем путем мобилизации имеющихся ресурсов.

Основанная на психодинамических идеях модель кризисной интервенции наиболее эффективна в оказании помощи людям, пережившим несчастье, она помогает снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.

Основное внимание в этой модели уделено изменению эмоциональных реакций клиента на кризис и повышению его способностей решать ежедневные проблемы преимущественно прагматическим путем. Решающее значение в работе с клиентами придается психологическим условиям: четкому определению жизненных и перспективных целей, задач, временных рамок их реализации, демонстрации опыта решения проблем.

Основная идея бихевиористского подхода в том, что поведение человека определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. Основным достоинством бихевиоризма является возможность продемонстрировать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм в отличие от психодинамического подхода склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека. Особого внимания не уделяется и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, чему придают значение экзистенциализм и гуманистические теории. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности.

В отличие от психодинамического подхода бихевиоризм объясняет практически любые формы поведения (адекватные, неадекватные, асоциальные и др.) одними и теми же принципами. С позиций бихевиоризма не существует плохого поведения, а есть та форма поведения, которая не соответствует данной ситуации. Таким образом, различные виды поведения могут быть адекватными в различных окружениях и культурах. Поэтому нет потребности в особых изменениях поведения. Для бихевиоризма основополагающими являются постулаты об ответной и оперантной
обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций.

Ответная обусловленность поведения осуществляется по схеме "стимул — реакция" (S — R). При этом стимулом может быть любой внешний раздражитель (ситуация, событие, лицо, вещь и др). Определенная система стимуляции формирует и соответствующие ей определенные виды поведенческих реакций. Сконструировав нужный набор стимулов, можно получить и нужное поведение.

Поведение считается обусловленным, когда реакции являются следствием действия стимула. Эту особенность прекрасно описал И.П. Павлов в широко известных опытах по изучению образования условных рефлексов. Если установившаяся связь между стимулами и реакциями становится неадекватной или нарушаются условия ее функционирования, то она разрушается, вплоть до полного исчезновения условных реакций. Этот процесс получил название "угасание".

Практический психолог использует для разрушения отрицательного поведения прием "контробусловленности", основная задача которого — создание условий для разрушения (угасания) нежелательных условных связей. После их разрушения формируются новые системы связей на базе ответной обусловленности в виде навыков, умений, привычек и других форм автоматизированного поведения. Однако многие виды поведения не обусловлены. Из необусловленных стимулов поведенческие реакции, как правило, не развиваются.

Оперантная обусловленность имеет дело с широким спектром разных видов и форм активности и акцентирована на последствиях, вызванных определенным поведением. Эти последствия поведения принято называть подкреплением — позитивным (усиливающим реакцию, делающим ее более устойчивой) и негативным (ослабляющим реакцию). При оперантном подкреплении часто используются методы поощрения и наказания в целях подкрепления благоприятного поведения и угасания нежелательного.

Социальное обучение — третий постулат бихевиористской теории, психологическое содержание которого сводится к следующему: большинство людей приобретают опыт посредством восприятия и осмысления получаемых впечатлений, копируя поведение других. Основу социального обучения составляет процесс подражания. В этой связи многим людям можно помочь решить проблемы, дав им возможность увидеть реальное поведение, которого они боятся или к которому стремятся.

Практик в социальной сфере использует все три основных постулата бихевиоризма. Его главная цель — способствовать
угасанию, упразднению нежелательных форм поведения и усиливать желаемое поведение людей с помощью разных видов подкрепления и социального обучения.

На основе развития идей бихевиоризма (но в то же время и достаточно независимо) сформировалась когнитивная психология. Особо прочные позиции в практике индивидуальной работы это направление заняло в 80-е гг. Представители когнитивного направления считают важным, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и действует в рамках реальности.

Когнитивная психология возникла из попытки объединить поступки и мысли, знание и поведение. Это направление оформилось на базе других теорий, но привнесло и собственные конструкты. Его основу составляет способ структурирования и классификации мира личности. Каждый человек имеет свои мироощущения, конструкты, способы описания окружающих людей. Конструкты, определяющие поведенческие стратегии и целенаправленное принятие решений, отражаются в языке, языковых конструкциях, анализ которых помогает понять внутренний мир человека.

Эффективное использование когнитивной модели в социальной работе предусматривает акцент на трех аспектах поведения: моральный код, или социальная философия; теория личности; методы воздействия.

Комментарии закрыты