>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Основные отличия стыда и вины

Каждый из нас в своей жизни сталкивался и наверняка, еще не раз столкнется с чувствами вины и стыда. Эти чувства пронизывают наше общество. Стыд и вина часто встречаются в созависимых отношениях. Можно даже сказать, что созависимые и дисфункциональные отношения нередко регулируются чувствами вины и стыда.

Понятия стыда и вины нередко путают. Путаницу можно объяснить тем, что иногда человек испытывает вину и стыд одновременно. Одно и то же событие у одного человека может вызвать вину, у другого стыд, а у третьего и стыд и вину одновременно. Предлагаю разобраться, в чем же их основные отличия.

1)      Есть множество определений вины и стыда. Мне хочется остановиться на определении, которое дал Роналд Т.Поттер-Эфрон. С моей точки зрения оно отлично подходит для акцента на отличиях чувств вины и стыда.

Стыд – это болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа.

Вина – это болезненное осознания, которое сопровождает свершившееся или замысленное попрание (нарушение, пренебрежение, игнорирование) субъектом общественных ценностей и правил.

При этом сталкиваясь со стыдом у человека образ себя вовлекается полностью, мысли стыдящегося можно выразить следующим образом: «Как Я мог совершить это?» (с акцентом на Я). Вина же относится к поведению человека (актуальному или планируемому). Мысли виновного человека: «Как я мог совершить Это».

 2)      Стоит также коснуться формирования стыда и вины во время раннего развития ребенка.

Стыд начинает формироваться, когда ребенок начинает осознавать, что он отдельный человек, нуждающийся в том, чтобы родители его принимали, но способный легко потерять родительское принятие. Присутствует страх быть покинутым, не принадлежать.

Вина начинает формироваться, когда ребенок начинает осознавать, что он имеет свои общественные обязанности, по этой причине он должен сдерживать эгоистические агрессивные или сексуальные побуждения. Присутствует страх наказания.

При проявлении ребенком агрессии он может получить различные комментарии родителей, вызывающие стыд: «Посмотри на себя, тебе должно быть стыдно!», вину: «Не смей драться, это против наших правил!». Также родителями может быть использовано послание, способную вызвать и стыд и вину одновременно: «Нет, это плохо!».

3)      Переживание неудачи различно в случае стыда и вины.

Для стыдящегося неудача ощущается как жизненный провал и при этом дефицит является внутренним. Словно его организм бракованный или дефектный. Стыдящийся чувствует, что он не соответствует жизненным задачам (карьера, внешний вид, семья…). Часто стыд возникает, когда замечается разница между своим состоянием и ожиданиями (которые часто отражают родительские ожидания). Причем, стыдящийся считает, что все вокруг видят его слабость и презирают его. Считает себя несовершенным, неадекватным. Для одного человека стыдно залезть в долги, для другого испачкаться в людном месте, для третьего присутствие прыща на лице.

Виновные же, в случае неудачи сосредоточены на внешнем, их беспокоит то, что они сделали неправильно и как это может отразиться на них и на других. Они переступают социальные нормы и семейные правила. Чувство вины затрагивает моральное чувство себя и оно более выражено у тех, кто вырос в высокоморальном окружении.

4)      Первая реакция на стыд – телесная реакция: глаза опускаются, лицо вспыхивает, рука у лица, прикрывает глаза, колени слабеют, может быть ощущение, что отсутствует контроль над телом. Ощущение, что он сжался и уменьшился в размерах. Имея желание убежать стыдящийся, порой не может сделать и шага.

Первая реакция на вину – когнитивная и поведенческая. Беспокоят больше мысли о том, что он натворил, чем кто он после этого. Вина стимулирует к действию для улучшения ситуации и компенсации причиненного вреда.

5)       Ощущение себя у испытывающего стыд, переживается, как выставленный напоказ, опозоренный, ничего не стоящий, отвратительный, ничтожный. При этом качества, способные прикрыть эти недостатки игнорируются.

Ощущение себя у испытывающего чувство вины: плохой, порочный, злой, полный раскаяния.

Виноватого переполняют мысли о его поступке, о тех, кого он обидел и что нужно сделать, чтобы исправить случившееся. Его преследуют мысли о своих непростительных ошибках. Вина стимулирует на поступок для улучшения ситуации или компенсации вреда.

6)      Следует также отметить, что стыд и вина имеют также положительное значение, которое также различается.

Позитивные функции стыда: гуманные чувства, скромность, чувство компетенции и автономии.

Позитивные функции вины: моральное поведение, инициатива, действия по исправлению.

Комментарии закрыты